Цели:
- научить учеников находить противоречия между хозяйством человека и природой и предлагать способы их устранения;
- сформировать понятие об экологическом типе хозяйства;
- гармонично сочетать цивилизацию и природу;
- развивать любовь к природе. речь;
- воспитывать умения работать в группах.
Ход урока
1. Оргмомент.
(Уучитель вместе с детьми проговаривает слова)
Мы улыбаемся миру,
Мир улыбается нам
Всем людям планеты
Мы дарим улыбку
И хорошее настроение.
Учитель: Сегодня на уроке мы попробуем найти ответ на вопрос «Как нам жить?»; найдем противоречия между хозяйством человека и природой; будем решать экологические задачи.
Слайд 1. Как нам жить?
2. Постановка проблемы и актуализация знаний.
Учитель: Давайте вспомним изобретения человека и открытия науки. (Компьютер, бытовая техника, ракета и т.д.).
Учитель или дети: Вывод: научные открытия и изобретения стали главным «орудием труда» современного человека, улучшили его жизнь, усилили власть над природой.
Учитель: Но о чем же тогда беспокоится Лена? Давайте послушаем.
(Диалог детей разыграть).
Лена: Теперь я вижу: человек и вправду все может.
Миша: Все, что может, он делает за счет природы. Люди долго покоряли природу и гордились этим, пока не оказалось, что природа в опасности.
Лена: И как же нам жить?
Учитель: Итак проблемный вопрос, который ставит Лена: «Как нам жить?»
Учитель: Прежде чем ответить на данный вопрос нужно вспомнить, что такое экосистема и какие виды экосистемы вы знаете.
Слайд 2. Экосистема.
Что такое экосистема?
Учитель: Какие виды экосистем вы знаете?
(Естественные: озеро, болото, луг, лес; искусственные: поле, аквариум).
Учитель: В какой экосистеме круговорот веществ незамкнутый? Почему?
Учитель: Почему в природных экосистемах животные каждый год снова и снова находят достаточные запасы пищи? (Природные экосистемы существуют многие миллионы лет. За это время их обитатели приспособились друг к другу и могут совместными усилиями поддерживать круговорот веществ).
Учитель: Что делают люди, чтобы обеспечить себя пищей? Какими способами они добиваются высоких урожаев? (Люди собирают урожай с поля, принимают меры для увеличения урожая; теплицы; борьба с вредителями).
Учитель: Как сказываются на жизни людей достижения науки и техники? Чтобы ответить на данный вопрос вы обсудите в группах различные достижения: чем они полезны, чем плохи и какие опасности таятся в их использовании.
3. Работа в группах.
(Каждой группе раздаются листы с заданием; время на обсуждение 3 минуты).
|
Достижения |
+ |
– |
1-я группа |
Бытовая техника (микроволновка, сотовые телефоны и т.д.) |
|
|
2-я группа |
Изобретение пластмассовой посуды |
|
|
3-я группа |
Компьютер |
|
|
Выступление групп.
Учитель: Вывод: С одной стороны, достижения науки и техники облегчают жизнь человека, берегут его здоровье и снабжают пищей. Но с другой – воздействие человека приводит к загрязнению природы, появлению новых болезней современного человека, образу жизни, к которому человек не приспособлен.
4. Беседа.
Учитель: Итак, опять встает вопрос «Как нам жить?»
Учитель: Давайте вернемся к древним людям. Чем они занимались?
Слайд 3. Картинка древних людей.
Учитель: Отличались ли люди от животных по способу добычи пищи? Чем?
Учитель: Если они присваивали готовые природные богатства, то их хозяйство называлось… (Присваивающим. Слово на доске).
Учитель: Такое хозяйство не позволяло прокормить много людей, поэтому их численность на Земле была невелика.
Учитель: Скажите, а в современном мире существуют народы у которых хозяйство присваивающее?
Учитель: Почему позже люди научились разводить домашних животных и определенные виды растений?
Учитель: Где они стали жить?
Слайд 4. Жизнь в деревне.
Учитель: Какой род занятий они вели в деревне? (Выпас скота и обработка земли).
Учитель: Люди сами стали производить пищу, то их хозяйство стало называться … (Производящим. Слово на доске).
Учитель: Что входило в производящее хозяйство? (Огород, птичник, животноводческая ферма и т.д.)
Учитель: Вывод: производящее хозяйство позволило людям получать избыток пищи и освободить от работы на полях часть людей. Появились мастера, которые могли изобретать различные орудия, механизмы. С помощью этих приспособлений удавалось получать еще больший урожай. Мастера объединились для производства и торговли. Возникали города, в которых стали жить мастера.
Учитель: Из вышесказанного можно сделать вывод, что человек создал искусственные экосистемы. Какие? (Город и село).
Слайд 5. Взаимосвязь сельского хозяйства и города.
Учитель: Давайте проследим взаимосвязь сельского хозяйства и города.
– Какие искусственные экосистемы создал человек?
Слайд 6. Искусственные экосистемы.
– В каком отношении стали находиться естественные и искусственные экосистемы?
Учитель: Оказалось, что разрастание хозяйства человека, нарушающего круговорот веществ, угрожает будущим поколениям людей и всему живому на Земле.
Физкультминутка.
5. Работа в группах.
Каждой группе раздаются по 2 экологические задачи. После решения каждой задачи детьми делается вывод. Каждая задача на слайде, после каждой задачи – вывод на слайде.
Слайд 7. Задача 1.
1-я задача: 1 ученик в течение года выбрасывает 6 кг пластмассовых бутылок. Сколькими килограммами пластмассовых бутылок будет засорена Земля учащимися нашего класса?
Слайд 8. Вывод.
Вывод: Выбрасывать пластмассовый мусор в строго отведенные места (баки для мусора).
Слайд 9. Задача 2.
2-я задача: 1 га лесных насаждений в городе за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода. На сколько меньше лесные насаждения выделяют кислорода, чем поглощают?
Слайд 10. Вывод.
Вывод: Строить очистительные сооружения.
Слайд 11. Задача 3.
3-я задача: 1 центнер макулатуры сберегает 8 сосен. Сколько сосен сбережет 15 центнеров макулатуры? 50 центнеров?
Слайд 12. Вывод.
Вывод: Строить заводы для переработки вторичного сырья.
Слайд 13. Задача 4.
4-я задача: Из ста пожаров в нашей стране 9/10 возникают по вине человека. Сколько пожаров возникает по вине человека?
Слайд 14. Вывод.
Вывод: Сохранять леса от пожаров.
Слайд 15. Задача 5.
5-я задача: За последние четыре века планета навсегда потеряла 360 видов диких животных, а птиц на 58 видов больше. Сколько всего видов диких животных и птиц потеряла планета?
Слайд 16. Вывод.
Вывод: Сохранить диких обитателей природы.
Слайд 17. Задача 6.
6-я задача: Из незакрытого на перемене крана около столовой течет вода. За минуту вытекает 3 литра воды. Сколько чистой воды утечет в канализацию за перемену (15 минут)? И за урок (40 минут)?
Слайд 18. Вывод>.
Вывод: Рационально использовать природные ресурсы.
Учитель: Решая экологические задачи, мы с вами и отвечали на вопрос «Как нам жить?» Давайте еще раз повторим выводы, которые мы делали и подведем итоги урока.
Итог урока.
Слайд 19. Выводы.
- Выбрасывать пластмассовый мусор в строго отведенные места (баки для мусора).
- Строить очистительные сооружения.
- Строить заводы по переработки вторичного сырья.
- Сохранять леса от пожаров.
- Сохранить диких обитателей природы.
- Рационально использовать природные ресурсы. (Что значит рационально? Разумно).
Выставление оценок за урок, домашнее задание
Приложение. Презентация к уроку.