Цели урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся об афинской демократии в V веке до н. э.; показать достижения и ограниченность афинской демократии
- С целью развития умений анализировать, обобщать, делать вывод, отвечать на вопросы организовать познавательную деятельность учащихся
- Воспитать в школьниках умение ценить свободу и независимость, уважение прав человека и гражданина.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок
Форма урока: Урок-беседа с серией проблемных заданий, подводящих учащихся к самостоятельным выводам, значимым для данной темы
Основные понятия:
- демократия
- демос
- гражданин
- гражданство
- принцип разделения властей
Оборудование урока:
- учебник “История Древнего мира” Вигасина А. А.,
- мультимедийное оборудование (слайды “Формирование гражданских ценностей”), понятия на доске/
План урока
- Организационный момент
- Экспресс-опрос
- Повторение “Афинская демократия в V веке до н. э.”
- Обобщение
- Выводы
Ход урока
1. Организационный момент
(Демонстрация слайда №1)
Вводное слово учителя:
(демонстрация слайда №2 – тема урока “Гражданин как порождение афинской демократии”)
В течение ряда уроков вы изучали историю Древней Греции. Вы узнали местоположение Древней Греции, познакомились с их цветущей культурой, неповторимый облик которой придавала языческая религия греков, обсуждали мировоззрение эллинов, их занятия. От Древнего Греции мы унаследовали многие обычаи и правовые нормы, некоторые механизмы управления. Древняя Греция подарила нам демократию, историю, логику. У нас на слуху имена многих выдающихся людей Древней Греции, героев и мудрых монархов, философов и художников. Давайте, постараемся с вами вспомнить некоторые особенности Эллады с помощью экспресс-опроса. Почему экспресс? Я вам быстро задаю вопрос, а вы должны также быстро ответить. За каждый правильный ответ вы будете получать карточки, а в конце урока мы подсчитаем, кто же набрал больше всего карточек.
2. Экспресс-опрос:
- Полуостров на юге Европы, где возникло греческое государство (Балканский полуостров)
- Самая высокая гора в Греции (Олимп)
- Область в Древней Греции (Аттика)
- Простой народ в Греции (демос)
- Население Афин, обладающее правами (граждане)
- Командующий войском и флотом (стратег)
- Рыночная площадь в Афинах (Агора)
- Сосуд для перевозки жидких продуктов (амфора)
- Военный корабль греков (триера)
- Власть народа (демократия)
- Порт Афин (Пирей)
- Предмет для письма (стиль)
- Место для зрелищ (театр)
- Олимпийские игры проводились в честь бога … (Зевса)
- Дерево, которое выращивали в Греции (Олива)
- Какие полисы в Древней Греции вы знаете (Афины, Спарта)
- Главным храмом на Акрополе был … (Парфенон)
- Победитель Олимпийских игр награждался… (оливковым венком)
- главный бог Древней Греции (Зевс)
- Кто отменил долговое рабство в Афинах (Солон)
Какие вы оказывается молодцы! Как хорошо вы изучили историю Древней Греции!
3. Повторение “Афинская демократия в V в. до н. э.”
Вопрос учителя: Вспомните, какие изобретения подарила нам Древняя Греция?
Ученики называют следующие изобретения: (театр, олимпийские игры)
Учитель: А вы знаете, что идеи демократии были тоже порождены древнегреческой цивилизацией?
Постановка вопросов наводящего характера:
- Что же означает слово демократия? (власть народа)
- Каково его происхождение? (зародилось в Древней Греции, демос – народ, кратос – власть)
- Кто такой демос, кто входил в его состав? (простой народ: ремесленники, мелкие торговцы, рабочие, матросы и т. д.)
Вывод учителя:
Греческая демократия – это основа, прародительница мировой демократии, в том числе и демократии России.
Вопрос учителя: А как вы думаете, в какой стране зародилось такое знакомое всем понятие, как гражданин? (В Греции)
Правильно, в Греции. Представляете, уже в V в. до н. э., много-много тысяч лет назад применяли это слово – “гражданин”, а ведь это говорит нам о наследии греческих ценностей.
(демонстрация слайда №3 – Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и ………. – обязанность государства.)
Взгляните на экран. Вы видите статью из конституции РФ. Но здесь пропущено одно слово. Давайте вместе прочитаем эту статью и подумаем, что же за слово здесь пропущено. ( Слово – гражданина)
Слово учителя:
Понятие гражданин мы слышим с вами довольно-таки часто. “Эй, гражданин в шляпе, сдачу забыли!” – кричит продавщица в магазине. “Граждане судьи!” - обращается подсудимый к членам суда. “От гражданина Иванова”, - пишет в заявлении жилец квартиры. А вот и другой пример: великий русский поэт Н. А. Некрасов спрашивает: “А что такое гражданин?” и сам же отвечает: “Отечества достойный сын!” Удалось ли вам почувствовать разницу в определении понятия “гражданин”?
4. Обобщение
Выяснение положения афинских граждан, их права и обязанности
Вопросы учителя:
- А кого считали гражданами Афин?
- Какими правами обладали афинские граждане?
- Какие обязанности они должны были выполнять?
- Какой главной ценностью обладали афинские граждане и очень этим гордились?
Комментарий учителя:
Обратите внимание на единство прав и обязанностей афинских граждан. Но самое важное из них – это участие в управлении государством. Давайте же вспомним, каково было устройство Афин в пятом веке до нашей эры.
(демонстрация слайда №4)
Взгляните на экран. Здесь представлена схема государственного устройства Афин. Давайте разберем эту схему и охарактеризуем функции государственных органов.
- Как вы думаете, почему важно, чтобы власть не оказалась в одних руках?
Обратите внимание на следующие понятия (учитель демонстрирует понятия на доске) – выборность, отчетность, срочность, сменяемость, факт разделения властей очень актуален и в наши дни, так как это важнейший признак правового государства.
Греки очень гордились ценностями афинской демократии. Каждое утро свободный афинянин начинал с молитвы богам
Слава Богам, что я родился мужчиной, а не женщиной!
Слава Богам, что я родился эллином, а не варваром!
Слава Богам, что я родился свободным, а не рабом!
5. Физкультминутка
Мы работали, писали
И, наверное, устали.
А теперь всерьез, не в шутку,
Проведем физкультминутку.
Потянулись все вперед,
А потом наоборот.
Вот большие птичьи крылья,
Волны катятся морские.
Это детская юла,
Кругом голова пошла.
Вдох глубокий, руки шире,
Нет дружней нас в целом мире!
Все на месте прыг да скок,
Продолжаем наш урок.
6. Проблемное задание о рамках афинской демократии
(демонстрация слайда №5)
По подсчетам ученых население Аттики в V веке до н. э. составляло около 300тыс. человек. Из общего числа рабов насчитывалось около 100 тысяч, метеков – около 50 тысяч. Половину гражданского населения составляли дети. Половину взрослого гражданского населения – женщины.
- Какая часть населения обладала всеми правами? (1/10, примерно 35 тыс. человек)
- Какие категории населения не могли принимать участие в управлении государством? (рабы, метеки, женщины)
- Какой вывод можно сделать на основании этого об афинской демократии?
Комментарий учителя:
Действительно, на основании всего этого мы можем говорить об ограниченности афинской демократии. Но, тем не менее, нам, ни в коем случае нельзя забывать о том, что афинская демократия – это важнейшее достижение древнегреческой цивилизации, ни одно другое государство не может сравниться в этом смысле с Афинами.
7. Выводы по уроку в целом:
Многочисленные достижения Древней Греции являются основой современной культуры. И в наше время геометрию начинают изучать по Евклиду, логику – по Аристотелю, изучение медицины заканчивается клятвой Гиппократа. Мы до сих пор ходим в театры и переживаем за наших спортсменов на Олимпийских играх. В основе нашего алфавита лежит греческий.
Идеи демократии, гражданственности, принцип разделения властей, свободы мысли и слова, уважение прав человека и гражданина были порождены древнегреческой цивилизацией и используются нами до сих пор.
8. Подведение итогов урока:
Ребята, на этом наш урок заканчивается. Спасибо вам большое за работу. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок не прошел для вас даром.
Подсчет карточек.