Повторительно-обобщающий урок по истории России в 7-м классе по теме "В музее Петра I"

Разделы: История и обществознание


Цель: Исследование жизни Петра Первого, его внешней и внутренней политики.

Задачи:

  1. Повторить и обобщить изученный материал по теме, на основе развития креативных навыков.
  2. Закрепить теоретический блок вопросов:(детство и юность Петра, реформы Петра Первого, Северная война.)
  3. Развивать умения:
  • отбирать необходимый материал по заданной теме;
  • самостоятельно вести рассказ от имени своего героя и выступать перед товарищами;
  • анализировать документы и давать оценку прошедшим событиям;
  • синтезировать знания предметов: истории, литературы,изобразительного искусства.
  1. Способствовать развитию творчества во времявыполнения задания.
  2. Расширять кругозор учащихся и прививать интерес к предмету.
  3. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство гордости за дела наших предков.

Тип урока:

Урок – ролевая игра (смотр самодеятельной выставки учащихся)

Оборудование:

  • портрет Петра Первого,
  • карта “Россия с конца ХVII-60е гг.ХVIIIвв.”,
  • для оживления карты: компас из бумаги, стрелки для обозначения походов 2х цветов, фигурки солдат, крепость, кораблики, белый флаг с датой заключенного мира, условные значки, обозначающие на карте битвы,
  • материалы и иллюстрации, собранные учащимися (экспонаты для музея).
  • рефераты, газеты по теме,
  • дополнительная литература.

Дополнительная подготовка к уроку:

  • Познакомиться с дополнительной литературой о деятельности Петра Первого.
  • Прочитать работы историков, отзывы о Петре Алексеевиче.

Ход урока

I. Вводный этап.

Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.

Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с одной из самых ярких личностей нашей истории – Петром Великим. Это выдающийся человек, реформатор, в корне изменивший судьбу России на рубеже 17 – 18 веков. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим наш урок в виде экскурсии в музей Петра Первого, человека надолго поразившего воображение современников и потомков.

Соотношение научного и художественного методов в русской истории необычно. Но именно научное и художественное поможет сегодня нам объективно понять и оценить личность и царствование Петра Алексеевича, узнать интересные факты из его биографии и дать им свою оценку.

На памятнике Петру Первому в Санкт -Петербурге написано:

О, Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы?!

И эти слова мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, так как в результате экскурсии мы должны дать собственную оценку деятельности Петра Первого.

Итак, в мае 2008 года , в г. Москве по адресу :Проезд Шокальского, д.11, открылся новый музей – Музей эпохи Петра Первого.

Ученикам 7 “а” класса и вам, уважаемые гости выпала честь первыми увидеть экспозиции нашего музея.

II.Игровой этап.

Выступление 1 группы с творческим заданием.

Представление своей экспозиции “Детство и юность Петра”. Остальные учащиеся класса по ходу экскурсии могут задавать интересующие вопросы по теме.

На стенде можно представить фото юного Петра, игрушки, перья, книги ( по которым он, якобы, занимался), фото учителей и прочее, из чего учащиеся составят экспозицию и расскажут о ней классу ( проведут экскурсию).

Учитель: Мы продолжаем исследовать деятельность Петра Первого и сейчас мы познакомимся с историей Северной войны.

Выступление 2 группы

Представление проекта на основе “оживления карты”. Два учащихся группы ведут повествование о ходе войны. В это время 2 других ученика на карту наносят условные значки, стрелки по ходу событий.

Один учащийся читает строки из поэмы “Полтава” в тот момент, когда это будет необходимо.

По ходу выступления демонстрируются слайды с музыкой (Приложение 1).

Творческое выступление 3 группы.

Экспозиция “Реформы Петра Первого”.

Рассказ по схеме “Государственные реформы”. Так же рассматриваются реформы в области культуры. Для представления экспозиции можно использовать все новшества, завезенные в Россию Петром.

Примечание: Большинство экспонатов музея не может быть оригиналами(получается очень интересно и весело если современные вещи играют роль старинных, а учащиеся могут обыграть эти моменты), но текст экскурсии, подготовленный учащимися должен быть в полном соответствии с исторической наукой.

Учитель: 28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов.

“Закатилось солнце Земли русской…” - эти слова произнес Феофан Прокопович, ближайший сподвижник Петра. “Солнце земли русской” - высочайшая оценка деятельности; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.

Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра Великого и его деятельности, которые продолжаются и по сей день.

Одни восхищаются Петром: “…то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” (А.С.Пушкин)

А для других он - “злодей”, “деспот”, “тиран”.

А сколько книг написано о Петре первом? У каждого автора свои представления о царе – реформаторе. Давайте и мы попробуем поучаствовать в спорах.

Выступление 4 группы( аналитики)

“Плюсы и минусы политики Петра I ” - выступление аналитиков, которые подводят итоги. По ходу заполняется таблица в тетрадях остальными учащимися.

Помимо этого приводятся высказывания историков о деятельности и личности Петра Первого (в виде цитат, либо театр одного актера).

Учитель обращается ко всем учащимся:

  1. Какая точка зрения вам ближе и почему?
  2. Что осталось в вашей памяти об этом человеке?
  3. Что больше всего запомнилось и понравилось?
  4. Какой вы увидели личность Петра?

Заключительное слово учителя:

Личность Петра Первого и его реформы стали предметом острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития.

Так было и в ХIХ веке, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, в начале ХХ века, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития.

И поэтому сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес и неоднозначную оценку.

Нам же, живущим в 21 веке не стоит осуждать реформатора, а стоит вынести уроки из событий прошлого.

Уроки петровской эпохи:

  • правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
  • для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
  • начиная реформы, смело идти вперед. Нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.

“Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.

III.Оценочный этап.

В конце урока каждому учащемуся дается карточка для оценки других членов группы, степени их участия в подготовке и оформлении материалов музея.

Учитель оценивает степень подготовленности отдельных групп и учеников, умения владеть материалом, вживания в роль, делает необходимые замечания и дополнения.

Оценка выставляется совместно.

Бланк для самооценки учащихся

Фамилия, имя учащегося оценка
1.  
2.  
3.  
...  

Речи учащихся здесь не представляются , так как информацию учащиеся подбирают самостоятельно и готовят свое выступление обособленно, но учитель редактирует и помогает выделить наиболее интересную и пригодную информацию для экскурсии.