Цель: Исследование жизни Петра Первого, его внешней и внутренней политики.
Задачи:
- Повторить и обобщить изученный материал по теме, на основе развития креативных навыков.
- Закрепить теоретический блок вопросов:(детство и юность Петра, реформы Петра Первого, Северная война.)
- Развивать умения:
- отбирать необходимый материал по заданной теме;
- самостоятельно вести рассказ от имени своего героя и выступать перед товарищами;
- анализировать документы и давать оценку прошедшим событиям;
- синтезировать знания предметов: истории, литературы,изобразительного искусства.
- Способствовать развитию творчества во времявыполнения задания.
- Расширять кругозор учащихся и прививать интерес к предмету.
- Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство гордости за дела наших предков.
Тип урока:
Урок – ролевая игра (смотр самодеятельной выставки учащихся)
Оборудование:
- портрет Петра Первого,
- карта “Россия с конца ХVII-60е гг.ХVIIIвв.”,
- для оживления карты: компас из бумаги, стрелки для обозначения походов 2х цветов, фигурки солдат, крепость, кораблики, белый флаг с датой заключенного мира, условные значки, обозначающие на карте битвы,
- материалы и иллюстрации, собранные учащимися (экспонаты для музея).
- рефераты, газеты по теме,
- дополнительная литература.
Дополнительная подготовка к уроку:
- Познакомиться с дополнительной литературой о деятельности Петра Первого.
- Прочитать работы историков, отзывы о Петре Алексеевиче.
Ход урока
I. Вводный этап.
Вступительное слово учителя, постановка целей и задач урока.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами познакомились с одной из самых ярких личностей нашей истории – Петром Великим. Это выдающийся человек, реформатор, в корне изменивший судьбу России на рубеже 17 – 18 веков. Сегодня, продолжая изучение данного материала, мы построим наш урок в виде экскурсии в музей Петра Первого, человека надолго поразившего воображение современников и потомков.
Соотношение научного и художественного методов в русской истории необычно. Но именно научное и художественное поможет сегодня нам объективно понять и оценить личность и царствование Петра Алексеевича, узнать интересные факты из его биографии и дать им свою оценку.
На памятнике Петру Первому в Санкт -Петербурге написано:
О, Мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте уздой железной,
Россию поднял на дыбы?!
И эти слова мне хотелось бы взять эпиграфом к нашему уроку, так как в результате экскурсии мы должны дать собственную оценку деятельности Петра Первого.
Итак, в мае 2008 года , в г. Москве по адресу :Проезд Шокальского, д.11, открылся новый музей – Музей эпохи Петра Первого.
Ученикам 7 “а” класса и вам, уважаемые гости выпала честь первыми увидеть экспозиции нашего музея.
II.Игровой этап.
Выступление 1 группы с творческим заданием.
Представление своей экспозиции “Детство и юность Петра”. Остальные учащиеся класса по ходу экскурсии могут задавать интересующие вопросы по теме.
На стенде можно представить фото юного Петра, игрушки, перья, книги ( по которым он, якобы, занимался), фото учителей и прочее, из чего учащиеся составят экспозицию и расскажут о ней классу ( проведут экскурсию).
Учитель: Мы продолжаем исследовать деятельность Петра Первого и сейчас мы познакомимся с историей Северной войны.
Выступление 2 группы
Представление проекта на основе “оживления карты”. Два учащихся группы ведут повествование о ходе войны. В это время 2 других ученика на карту наносят условные значки, стрелки по ходу событий.
Один учащийся читает строки из поэмы “Полтава” в тот момент, когда это будет необходимо.
По ходу выступления демонстрируются слайды с музыкой (Приложение 1).
Творческое выступление 3 группы.
Экспозиция “Реформы Петра Первого”.
Рассказ по схеме “Государственные реформы”. Так же рассматриваются реформы в области культуры. Для представления экспозиции можно использовать все новшества, завезенные в Россию Петром.
Примечание: Большинство экспонатов музея не может быть оригиналами(получается очень интересно и весело если современные вещи играют роль старинных, а учащиеся могут обыграть эти моменты), но текст экскурсии, подготовленный учащимися должен быть в полном соответствии с исторической наукой.
Учитель: 28 января 1725 года умер первый российский император – Петр Алексеевич Романов.
“Закатилось солнце Земли русской…” - эти слова произнес Феофан Прокопович, ближайший сподвижник Петра. “Солнце земли русской” - высочайшая оценка деятельности; уже при жизни Петра высказывались, однако, и совсем иные суждения. Находились люди, которые считали царя виновником многих бед России.
Итак, почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра Великого и его деятельности, которые продолжаются и по сей день.
Одни восхищаются Петром: “…то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник” (А.С.Пушкин)
А для других он - “злодей”, “деспот”, “тиран”.
А сколько книг написано о Петре первом? У каждого автора свои представления о царе – реформаторе. Давайте и мы попробуем поучаствовать в спорах.
Выступление 4 группы( аналитики)
“Плюсы и минусы политики Петра I ” - выступление аналитиков, которые подводят итоги. По ходу заполняется таблица в тетрадях остальными учащимися.
Помимо этого приводятся высказывания историков о деятельности и личности Петра Первого (в виде цитат, либо театр одного актера).
Учитель обращается ко всем учащимся:
- Какая точка зрения вам ближе и почему?
- Что осталось в вашей памяти об этом человеке?
- Что больше всего запомнилось и понравилось?
- Какой вы увидели личность Петра?
Заключительное слово учителя:
Личность Петра Первого и его реформы стали предметом острых споров, которые усиливаются, как только наша страна оказывается перед выбором путей дальнейшего развития.
Так было и в ХIХ веке, когда стоял вопрос об отмене крепостного права, в начале ХХ века, когда правительство опоздало с обновлением общества, а Россия стала на путь кровопролитного революционного развития.
И поэтому сейчас, когда в нашем обществе происходят огромные перемены, петровские преобразования вызывают большой интерес и неоднозначную оценку.
Нам же, живущим в 21 веке не стоит осуждать реформатора, а стоит вынести уроки из событий прошлого.
Уроки петровской эпохи:
- правительство должно проводить преобразования, если назрела такая необходимость;
- для успеха преобразований привлекать народ на сторону реформаторов;
- начиная реформы, смело идти вперед. Нужно думать об интересах всего общества, а не группы лиц.
“Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо”.
III.Оценочный этап.
В конце урока каждому учащемуся дается карточка для оценки других членов группы, степени их участия в подготовке и оформлении материалов музея.
Учитель оценивает степень подготовленности отдельных групп и учеников, умения владеть материалом, вживания в роль, делает необходимые замечания и дополнения.
Оценка выставляется совместно.
Бланк для самооценки учащихся
Фамилия, имя учащегося | оценка |
1. | |
2. | |
3. | |
... |
Речи учащихся здесь не представляются , так как информацию учащиеся подбирают самостоятельно и готовят свое выступление обособленно, но учитель редактирует и помогает выделить наиболее интересную и пригодную информацию для экскурсии.