Цели. Закреплять способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных; учить самоконтролю и самооценке; воспитывать любовь и внимательное отношение к слову, к родному языку, уважение к себе, как носителю русского языка.
Учебные материалы. Учебник «Русский язык. К тайнам нашего языка. 4 класс» (авт. М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко), тетрадь-задачник к учебнику, опорные сигналы, памятка «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных?»
I.Организационный момент
II. Мотивация
У. Почему каждому человеку нужно научиться писать грамотно?
Ответы детей.
Вывод. Стыдно, неудобно на родном языке писать с ошибками.
На доске плакат. «Не испорти слово ошибками»
III. Постановка задачи урока
Запись на доске
По узкой улиц. по широкой площад. ехал я на лошад. А потом у маленькой речк. я ехал на овечк.
У. В какой части слова будем решать орфографические задачи?
Д. В окончаниях имён существительных.
IV. Закрепление навыка проверки безударной гласной в окончаниях существительных
У. Вспомните алгоритм проверки безударной гласной в слове.
Ответы детей.
У. Сравните свои ответы с опорой.
Имя существительное |
У. Какое слово будет проверочным? Найдите верный ответ.
1. Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же рода и склонения, что и проверяемое, но с ударным окончанием.
2. Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием.
Дети выбирают второй ответ.
У. Спишите предложения с доски, решая орфографические задачи. Отметьте все орфограммы.
Взаимоконтроль.
Физкультминутка.
У. Прошу помочь мне проверить работу ученика. Указывайте склонение и падеж каждого имени существительного, называйте проверочные слова, исправляйте ошибки.
Шёл по дороге, провёл (рукой) по скатерте, сидел у дороге, стряхнул со скатерте, нашёл на дороге, увидел на скатерте, ехал в автомобили
Самостоятельная работа.
Самоконтроль. Работа по памятке «Как узнавать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных?». Сверить свою работу с работой ученика, проверенную учителем.
Самооценка.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз.
У. Догадаетесь, как закончить предложения? Спишите их, отмечая все орфограммы, вставьте нужные слова. Выбирая буквы, обращайтесь к словарной странице задачника.
Пока я еду на трансп.рт., я … . Но вот я вышел и пош.л пешком. Теперь я … .
Для меня по обеим сторонам улиц. вдоль дорог. сделаны тротуары. В город. трансп.рт движется по дорог. , а люди ходят по тротуар. .
У. Объясните, что такое тротуар. Как будете действовать?
Свои предположения ученики сравнивают с объяснением толкового словаря.
Тротуар – пешеходная дорожка по сторонам улицы вдоль домов.
Совместная работа по проверке написанного. Самооценка .
V. Итог урока.
У. Какой совет вы можете дать тем ученикам, которые допускают ошибки?
Ответы детей.
Катя. «Нужно находить в слове орфограммы и определять, знаешь ли буквы. Если не знаешь, писать с «окошками».
Наташа. «Чтобы узнать буквы в безударных падежных окончаниях имён существительных, нужно поставить имя существительное в начальную форму и определить его склонение. Затем подставить на место проверяемого проверочное слово того же склонения в той же форме. Узнать в проверочном слове окончание и написать такое же в проверяемом.