Введение.
В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира, являясь, с одной стороны, формой существования противоречия, с другой стороны - одним из элементов бесконечного ряда противоречий действительности, а с третьей - источник всякого развития, движения. Конфликт всегда сопровождается большим психологическим напряжением.
Школа, являясь социальным институтом, испытывает прямое влияние обострения противоречий в обществе. Поскольку в ней пересекаются учебная, трудовая и семейная деятельность людей, в школьные конфликты вовлечены участники различного статуса и возраста. Даже не являясь участниками конфликта, учащиеся могут ощутить его негативные последствия и усвоить отрицательные стереотипы поведения. Перед современным педагогом встает задача конструктивной работы по предупреждению и разрешению конфликтов, представляющих опасность для нормального функционирования учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость комплексного использования средств по их разрешению, одним из которых является технология ведения переговоров и входящая в нее посредническая деятельность.
Конфликт - явление сложное, многообразное и далеко не однозначное. Несмотря на усложненность данного социально-психологического феномена, возможно, выделить существенные признаки:
- Субъективность носителей противоречия;
- Личный смысл предмета противоречия для каждого из субъектов;
- Обстоятельства, выявившие противоречия и столкгувшие интересы субъектов.
Конфликт (лат. Conflictus - столкновение) -
1. Cтолкновение противоположных сторон, линий, сил, государств; серьезное разногласие.
2. Противоречие, на котором строятся взаимоотношения между персонажами литературного произведения. ( Словарь иностранных слов. М., 2006 г).
Конфликт (от лат. Conflictus - столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоположные позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект. Однако чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, конфликт из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный. В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать отдельное лицо (внутриличностный конфликт), так и два и несколько лиц (межличностный конфликт). В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые, межорганизационные, классовые, межгосударственные. В особую группу выделяют межнациональные конфликты. Конструктивным конфликт может быть тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р.Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество (противоборство) - сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющее интересы всех сторон; компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки; избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но, не настаивая на своем; приспособление - тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость.
Философы понимают конфликт как категорию, отражающую стадию развития категории "противоречие", когда существующие в противоречии противоположности превращаются в крайние противоположности, достигая момента, взаимоотрицания друг друга и снятия противоречия. Чем сложнее конфликт, тем больших сил он требует. В отечественной и зарубежной конфликтологии существует множество классификаций видов конфликтов.
Специфика педагогического конфликта.
Особое место занимает педагогический конфликт. Он существенным образом отличается от того, о чем мы говорили выше. Здесь заведомо субъекты конфликта неравны по уровню развития. Педагог - человек, обладающий большим жизненным опытом, у него развита способность к осмыслению ситуации. Ребенок же имеет небольшой жизненный опыт, поведение его импульсивно, воля слаба, способность к аналитической деятельности развито слабо. Именно поэтому педагог должен умело довести его до логического завершения так, чтобы оно позволило личности ребенка подняться на новый уровень развития.
Принципиальное отличие этих конфликтов состоит в том, что в них интересы педагога как субъекта конфликта оборачиваются на интересы ребенка. Ребенок, в силу слабого развития своего самосознания, живет и действует исходя из ситуативного интереса, интереса типа "хочу здесь и сейчас".
Противоречие складывается не между двумя субъектами, а между двумя интересами различного характера. Это не знает ребенок, но знает педагог, носитель интересов ребенка, оттянутых по времени и неактуальных для ребенка на данный момент, заполненный сиюминутными интересами.
В педагогическом конфликте "ситуативный интерес" ребенка противостоит предъявляемой педагогом социокультурной норме, которая, однако, должна быть непременно реализована ребенком в "интересах развития". Столкновение перенесено в поле интересов ребенка целиком, потому что педагог - это профессиональное лицо, деятельность которого направлена на достижение именно интересов ребенка - но с ориентацией на его развитие, вхождение в культуру, требующих от ребенка усилий. Когда мы говорим, что интересы педагога в конфликте оборачивается на интересы воспитанника, мы и хотим сказать, что конфликт разворачивается на одном поле. И тогда конфликт выглядит как-то странно: он есть и его нет, потому что нет столкновения противоречащих интересов двух субъектов, а на самом деле есть противоречия интересов одного и того же субъекта, то есть, ребенка. Схематическая картинка конфликта педагогического модифицируется и выглядит уже не так безупречно красиво (Схема):
Как видим весь конфликт переместился в поле интересов ребенка, и там разворачивается борьба, именно там протекает столкновение. Педагог созидает такое столкновение, инициирует напряженную духовную работу ребенка. Педагог, переводящий конфликт в поле интересов ребенка, содействует его духовному развитию, а педагог, исходящий из своих персональных интересов (то есть, позабывший о профессиональном назначении), обрисовывающий поле своих личных интересов, либо подавляет разум и волю ребенка, либо инициирует дикое своеволие ребенка. Сейчас редко услышишь фразу " поставить ребенка на место". А жаль, потому что хорошо бы научиться ставить ребенка на высокое и достойное место рядом с учителем, рядом с человечеством, на уровне культуры нашего века. Впрочем, уточним формулировку во избежание неточности: не ставить его на место, даже достойное, а помогать ему, занимать достойное место - вот стратегическая задача педагогического конфликта.
Платье педагогического конфликта столь же пестрое и многоцветное, как платье всех перечисленных выше конфликтов. Однако у него есть то, чем он принципиально отличен от всех вышеназванных, разворачивающихся в педагогических сферах жизни, - оба субъекта имеют один и тот же интерес, и за него идет борьба в ходе столкновения педагога с детьми. Похоже на парадокс, но парадоксами полна педагогическая деятельность.
Стоит призадуматься, каков смысл в предложенных характеристиках конфликта. В высшей мере примечательно, что практика игнорирует теоретический анализ, полагается больше на интуицию, на традиционные способы реагирования при возникновении конфликтов. Разумеется, финал подобного непрофессионального выбора деструктивен: конфликты разрушают отношения и ухудшают течение воспитательного процесса. Логика "здравого смысла" продуктивна, так как она предлагает исходить лишь из поверхностного явления, не усугубляя суть. И только научно-теоретический анализ позволяет произвести существенную оценку происходящего.
Формула решения школьных конфликтов.
Иначе разрешаются педагогические конфликты.
Педагог в силу своего профессионализма и опыта способен видеть оба интереса: и ситуативный и развития. Его задача состоит в том, чтобы показать ребенку два плана интереса. Сделать это помогают три операции:
- Нужно огласить ситуативный интерес ребенка: " Я понимаю, что ты сейчас хочешь:"
- Довести до логического конца предвидение результата: ":но тогда ты:(возможный результат)"
- Спроецировать его интерес на взаимоотношения с людьми.
В подростковом возрасте заметно увеличивается количество сложных педагогических ситуаций, которые часто приобретают конфликтный характер.
Для подростка важно быть принятым группой сверстников: они подчеркнуто демонстрируют поведение и общение, усвоенные в подобной группе. В этом принятии его другими складывается и собственная оценка своих личностных качеств. Объединяясь со сверстниками, он чувствует силу коллективной сплоченности, пытаясь демонстрировать что-то свое, оригинальное.
Послушание сменяется самостоятельным активным действием, а как он действует, зависит от того, каков его прошлый опыт поведения и общения. В силу отмеченных закономерностей психического развития подростков характер взаимодействия с ними значительно усложняется.
Следовательно, увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется объективными причинами, а именно: обострением противоречий в кризисный период психического развития подростка.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся конфликты в школе и способы решения этих конфликтных ситуаций: конфликт на уроках, с кем сидеть, озорство на уроках, "трудные" в классе, лидерство девочек.
Конфликт на уроке.
Некоторые ученики 9 класса на протяжении всего учебного года пытаются срывать уроки учителям. В этом классе роль лидеров выполняют ряд девочек, которые подчинили себе остальную половину класса и многие одноклассники не могут им противостоять. Они нахальны и грубы. Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме разговора, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников. Проявляя свои лидерские качества в школе, они очень сильно боятся своих родителей. Они хотят, чтобы их уважали, не давая ничего взамен.
Многие учителя выгоняют с урока, некоторые делают им замечания, ставят неудовлетворительные оценки в дневники.
Выход из сложившей ситуации может быть следующим. Провести индивидуальные беседы с родителями данных учащихся, работа психолога в данном коллективе просто необходима, координация действий учащихся, вовлечение их в плодотворную работу школы. Основное и главное не позволять "панибратства" с их стороны, держать их на "расстоянии", учителю необходимо лояльно и терпеливо относиться к данной ситуации не срываясь на крик и не пуская ситуацию на самотек. Ведь здесь помимо их основных качеств личности влияют так же особенности их возраста, выйдя из переходного возраста, они не могут проявить себя как более взрослые люди в силу своих психологических особенностей.
"Трудные" в классе.
Этот конфликт произошел в 7 классе. Ученик, не имеющий авторитетной позиции, не имеющий по поведению и обучению успешного положения, решил завоевать хорошее расположение среди более успешных детей. Для самореализации, он выбрал ребят более успешных в обучении, но не входящих в " авторитетную группу". Это были девочка и мальчик. По отношению к девочке применялось словесное унижение, физические действия, мальчик подвергался преследованиям, его поджидали после школы, где он подвергался избиению, было моральное унижение. Хотя для немногих школ, это может быть нормальное явление, как средство самореализации и самовыражения подростка. Ситуация была взята под контроль, как родителями обиженных детей, так и классным руководителем и психологами.
В этой ситуации необходима помощь психолога для мальчика который проявлял некорректные действия по отношению к своим одноклассникам, ситуация должна быть взята под контроль, если не будет рассмотрена данная ситуация, это может плохо сказаться на отношении ребят. А так же беседа классного руководителя с родителями этих детей, должна быть проведена беседа с учащимися класса о нецелесообразности данной ситуации.
"Субкультура".
Это началось в 7 классе, когда три подружки, увлекаясь музыкальными направлениями, решили примерить на себя образ субкультуры "Эмо". Выражалось это следующим образом, ужасная подводка на детских глазах, неприбранные волосы, одежда в этом стиле. Такой внешний вид немного шокировал учителей, их просили сменить внешний вид, но девочки настаивали на своем продолжая посещать уроки в таком виде. В классе они держались длительное время обособленно. Ученики, которые длительное время с ними общались, до их перевоплощения, перестали с ними разговаривать, их преследовали, дразнили. Девочки перестали учиться.
Родители не могли понять, что происходит с детьми. Проводились неоднократные беседы с одноклассниками, с целью погашения конфликтной ситуации, работа психолога, как с классом, так и с отдельными представителями дала результат. Конфликтная ситуация была взята под контроль родителями этих детей, а так же администрацией и классным руководителем. Прошло длительное время. На данный момент девочки остаются приверженцами этого движения, но ребята уже приняли своих одноклассниц в "измененном" виде, общение ребят продолжается. В таких ситуациях не нужно преследовать ребенка упрекать его в принадлежности, к какой - то культуре, это форма поиска себя, как личности. Главное это понять родителям и учителям и умело координировать действия своих детей. Если их преследовать и заставлять делать, то, что хотят взрослые, можно только сломать ребенка, и ничего хорошего в этом нет.
Лидерство.
Однажды 8 классе, нужно было выбрать командира класса. На классном собрании одна девочка предложила свою кандидатуру, весь класс согласился, по принципу, "хоть кто только не я". Но прошло какое - то время, девочка не может справиться с возложенными на себя обязанностями, по ряду объективных причин. Тогда классный руководитель предложила собраться еще раз и переизбрать командира класса. На собрании ребята предложили кандидатуру мальчика, на что тот ответил: "Если вы меня выберете, то пожалеете". Но все - таки командиром класса, этот мальчик остался. Так как у мальчика были скрытые лидерские качества, то в дальнейшем они проявились на одном из мероприятий.
У этого командира класса возникло не восприятие своего коллектива, он ничего не хотел делать, надеясь, что его сменит кто - то другой. Но этого не произошло. Когда в очередной раз кл. руководитель спросил у командира почему была не выполнена, та или иная работа в классе. Ученик ответил " А я и не просился в командиры. Ненужно было меня избирать", при этом он хлопнул по столу. Учитель выгнала ученика из класса. Прошло какое - то время отношения между учителем и учеником были налажены.
В этой ситуации необходимо разобраться, что повлекло к таким действиям со стороны ученика, почему он так поступил. Эту ситуацию нужно разбирать непосредственно с этим учеником не прибегая к помощи посторонних лиц. Важно, чтобы и учитель и ученик поняли, почему произошел этот конфликт, кто был прав, а кто виноват.
Хотелось привести анализ педагогических ситуаций.
- Описание возникшей ситуации, конфликта, поступка (участники, место возникновения, деятельность участников и т.д.);
- Что предшествовало возникновению ситуации;
- Какие возрастные и индивидуальные особенности участников проявились в их поведении, ситуации, поступке;
- Ситуация глазами ученика и учителя;
- Личностная позиция учителя в возникшей ситуации (отношение его к ученику), реальные цели учителя во взаимодействии с учеником (чего он хочет: избавиться от ученика, помочь ему или же он безразличен к ученику);
- Что нового узнал учитель об учениках из ситуации, поступка (познавательная ценность ситуации для учителя);
- Основные причины возникшей ситуации или конфликта и его содержание (конфликт деятельности, поведения или отношений);
- Варианты погашения, предупреждения и разрешения ситуации, корректировка поведения ученика,
- Выборы средств и приемов педагогического воздействия и определение конкретных участников реализации поставленных целей в настоящее время и на перспективу.
- Нельзя считать трудности в решении конфликтов специфическими для последних лет работы школы. Они всегда были и будут в педагогической работе учителя.
Список литературы.
- Васильев Н.Н. "Тренинг преодоления конфликтов", С - Пб, "Речь", 2003. -174 с.
- Лукашонок О.Н., Щуркова Н.Е. "Конфликтологический этюд для учителя". - М., "Российское педагогическое агентство", 1998. -80 с.
- Рогов Е.И. "Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие" - М.: ВЛАДОС, 1996. - 529 с.
- Рыбакова М.М. "Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе", Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.
- Подготовка будущих учителей к ведению переговоров при разрешении конфликтных ситуаций в школе. Год: 2000, Стр.: 193, Тип работы: Магистерская работа / диплом,
- Краткий психологический словарь/ Ред. - сост. Л.А.Карпенко; под общей ред. А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского - 2 изд., Ростов н/Д: изд-во "Феникс",1999 - 512 с.