Развитие речи на основе ознакомления с окружающим миром. Развитие речемыслительной деятельности на занятиях по математике

Разделы: Работа с дошкольниками


III год обучения

Развитие речи на основе ознакомления с окружающим

Тема. Свойства снега

Цель. Развитие речемыслительной деятельности.

Задачи.

  • Развивавать умения детей выделять свойства предмета, обогащать активный словарь качественными прилагательными.
  • Корригировать и развивать различные виды восприятия, активизировать сенсорные анализаторы.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование. 3 ведерка со снегом, магнитофонная запись "Звуки природы", опорная схема для составления описательного рассказа.

Предварительная работа. Экскурсии "Зима наступила", "Снежинки", "Свойства снега", заучивание стихов о зиме.

Ход занятия

Коррекционная направленность работы Содержание работы
Слуховое восприятие

 

Звукопроизношение

Общая моторика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эмоции

 

Мышление

Познавательный интерес

 

 

Сенсорные анализаторы

 

 

 

 

 

 

Общая моторика

 

 

 

Связная речь

 

Мышление

 

 

 

 

 

Учебный интерес

Эмоции

Познавательный

интерес

I. Оргмомент.

1. Упражнение "Что звучит?" (магнитофонная запись "Ветер" ).

Педагог: Какой ветер: холодный или теплый? Подуйте, как дует холодный ветер. ( с-с-с-с)

2. Пальчиковая гимнастика "Ветер северный"

Ветер северный подул: Дуть на пальчики.

С-с-с-с-с-с-с. Перебирать пальчиками.

Все листочки с веток сдул.

Полетели, закружились Вращательные движения

И на землю опустились. кистями рук с плавным опусканием рук.

Дождик стал по ним стучать: Поочередно касаться

Кап-кап, кап-кап. ладоней пальчиками.

Град по ним заколотил: Постукивать кулачками

Тук-тук, тук-тук. друг о друга.

Снег потом припорошил, Плавные движения рук

Одеялом все накрыл. в стороны.

3. Психогимнастика "Холодно-тепло".

Покажите, как вам холодно. А у нас тепло, хорошо.

II. Вводная часть.

1. Загадка: "Белое одеяло всю землю накрыло".

2. Педагог: Сегодня на занятии мы будем говорить о снеге, какой снег? Что-то о снеге вы уже знаете, а что-то узнаете новое. Для того, чтобы хорошо позаниматься нужно ушками внимательно слушать меня и своих товарищей, глазками :.? (смотреть), работать :?. (руками), думать :? (головой).

III. Основная часть.

Педагог представляет детям ванночки со снегом. И так, что это? Глазками мы видим, что снег какой? Потрогайте снег руками. Какой снег на ощупь? Поворошите снег. Он сухой и сыплется. Такой снег бывает в морозную, ясную погоду. Если пройти по такому снегу, то можно услышать, как снег скрипит. (Звучит запись "Скрип снега"). Можно ли из сухого снега слепить колобок?

Возьмем немного снега в ладошку. Что с ним происходит? Можно сейчас из него сделать колобок? Да, снег стал рыхлым, такой снег бывает в теплую погоду. Из рыхлого снега можно слепить колобок или снеговика.

Если снег будет находиться в тепле долгое время, то он растает и превратится в воду. (Педагог представляет ванночку с талым снегом). Посмотрите на эту воду: она чистая или грязная? В городе на снег летят разные соринки, сажа. А теперь скажите, почему нельзя брать снег в рот? От того, что он грязный может заболеть живот, а от того, что он холодный может заболеть горло.

IV. Физминутка "Кружимся, как снежок"

Снег, снег кружится, Выполнять вращательные движения, поднятыми вверх руками.
Белая вся улица. Плавно разводить руками в стороны
Собрались мы в кружок, Соединить руки, образуя "круг".
Закружились, как снежок. Кружиться вокруг себя.

V. Заключительная часть.

1. Педагог предлагает детям составить рассказ "Какой снег" по опорной схеме:

Опорные слова для рассказа: белый, холодный, сыпучий, рыхлый, липкий, скрипит.

2. Послушать стихотворение и сказать, как еще можно назвать снег:

Он пушистый, серебристый,
Но не тронь его рукой.
Станет капелькой лучистой,
Как поймаешь на ладонь.

VI. Итог.

1. Отметить старания детей.

2. Спросить, что понравилось на занятии.

3. Предложить детям на прогулке отметить состояние погоды и, в зависимости от состояния погоды, послушать скрип снега или слепить снеговика.

Конспект открытого занятия "Развитие речемыслительной деятельности на занятиях по математике

Тема. Измерение непрерывных множеств с помощью условной мерки

Цели.

  • Продолжение работы по обучению детей умению измерять непрерывные множества с помощью условной мерки.
  • Развитие умения определять последовательность событий через д/игру "Что сначала, что потом?".
  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование.

  • У каждого ребенка по 2 баночки: одна - с крупой, другая - пустая, ложечки, ванночки, фишки.
  • Музыкальная запись "Голоса птиц".
  • 3 демонстрационные картинки: на одной картинке - птицы летят к кормушке, на другой - птицы на кормушке, на третьей - птицы летят от кормушки.
  • Картинки с изображением птиц: воробья, синички, снегиря, сороки, вороны, размещенные в разных местах кабинета: на шкафу, над дверью и т.д.

Предварительная работа. Экскурсия "Зимующие птицы", покупка крупы в магазине.

Ход занятия

Коррекционная направленность работы Содержание работы
Познавательный интерес

Слуховое восприятие

Зрительное восприятие, грамматический строй

Мышление

Память

Звукопризношение

 

 

 

Память

 

 

 

Ручная моторика,

 

Аккуратность

 

Мышление

 

Общая моторика

 

Мышление

Эмоции

Связная речь

Познавательный интерес

Оргмомент: а). Вопрос: Что мы делаем на занятии по математике? Хорошо уметь считать, можно все пересчитать. Посчитайте, сколько вас? (5).

2. Вводная часть:

а). Звучит музыкальная запись "Голоса птиц": догадайтесь, кто к нам в гости прилетел?

б). Упражнение "Найти глазками всех птиц и сказать, где они сидят". Каждому ребенку достается по одной картинке.

в). Задание: Скажите сразу, сколько птичек? Почему?

г). Психогимнастика: Вокруг себя повернись - в свою птичку превратись. Скажи, кто ты теперь? А теперь летите на свои места и пойте, как ваши птички:

  • воробей: чик-чирик;
  • сорока: тр-р-р;
  • ворона: кар-кар;
  • синичка: синь-синь;
  • снегирь: гирь-гирь.

Основная часть:

а). Этих птиц мы видели с вами на экскурсии. Как называют птиц, которые остаются с нами зимой? Как мы можем помочь им пережить холодную зиму?

б). Игровое условие: Приготовим корм для птиц.

Вспомнить, как дети измеряли количество песка на прошлом занятии. Чем сегодня будем измерять крупу?

Дети измеряют количество крупы в своих баночках условной меркой - ложкой, пересыпая крупу из одной баночки в другую. (Педагог напоминает детям, что все действия необходимо производить аккуратно, чтобы не рассыпать крупу, пересыпать крупу над ванночкой, чтобы не сорить на пол). Количество ложек дети фиксируют фишками. Называют каждый свой результат. Педагог подводит детей к тому, что мерки-ложки у всех одинаковые и каждую ложку отсчитывали с помощью фишки.

в). Задание: Сегодня для кормления птиц отмерим по 2 ложки крупы, а остальное оставим на завтра. (Самостоятельная работа детей. Педагог контролирует, помогает в случае необходимости).

4. Физминутка "Птички летают, крылышками машут": под музыкальную запись "Голоса птиц" дети подражают полету птиц.

5. Д/игра "Что сначала, что потом?" расставить картинки в логической последовательности (Птицы летят к кормушке, птицы на кормушке, птицы улетают от кормушки).

6. Итог:

а). Психогимнастика "Вокруг себя повернитесь, снова в детей превратитесь";

б). Спросить у детей, что им понравилось выполнять на занятии;

в). Предложить детям взять крупу на прогулку и покормить птиц.