Использование компьютера при обработке контрольных работ в учебно-методическом комплексе Л.Г. Петерсон по образовательной программе "Школа-2000"

Разделы: Начальная школа


В первые годы работы по развивающей системе обучения Л.В. Занкова и образовательной программы “Школа 2100”, у меня часто возникал вопрос об объективности оценки полученных знаний моих учеников из-за того, что в нашем городе эти программы не находили широкого применения. Недостаточно было информации для сравнительного анализа. Лишь время показало, что знания, полученные в начальной школе, помогли моим выпускникам “занковцам” в 2006 году хорошо окончить среднюю школу, а шестерым из них получить золотые и серебряные медали.

Очевидно, чтобы ответить на вопрос о том, насколько успешно ребенок усваивает учебный материал в течение учебного года, для того чтобы выявить сильные и слабые стороны каждого ученика в классе, отследить динамику его развития, провести объективный анализ успеваемости, недостаточного просмотреть оценки в классном журнале. Для этого нужно иметь и другую информацию. Раньше, когда я проверяла тетради с очередной контрольной работой и заносила оценки в журнал, у меня всегда возникало чувство неудовлетворенности итогами контрольной работы. Сразу я могла лишь проанализировать типичные и индивидуальные ошибки. Со временем стала вводить технологические карты для персонифицированного учета знаний учеников, но на их составление и заполнение уходило много времени. В итоге анализ получался, но был несовершенным. Результаты сравнительного анализа можно было сделать на основе результатов только одного класса.

Сегодня я могу с уверенностью сказать, что разработчики образовательной программы “Школа 2100” создали уникальный программный продукт, который позволяет улучшить качество образовательного процесса в целом и ввести компьютер в повседневную жизнь учителя.

Работа с программой требует минимальной подготовки пользователя к работе на компьютере, доступна и удобна для всех, кто работает по образовательной программе “Школа 2000”. Работать на компьютере ничуть не сложнее, чем с тетрадкой ученика или классным журналом. Сегодня с помощью компьютера и электронного приложения к учебникам математике Л.Г Петерсон я имею исчерпывающую информацию об уровне подготовки своего класса и каждого отдельно взятого ученика на протяжении трех – четырех лет обучения. На основе этой информации своевременно корректирую процесс обучения, обеспечивая при этом индивидуальный подход к каждому ученику. Программа дает возможность своевременно выявлять и устранять пробелы в знаниях, как общие для класса, так и характерные для каждого ученика в отдельности, значительно повышает результаты успеваемости в конце учебного года.

Использование этой программы существенно экономит время, которое затрачивается на анализ результатов контроля: около двадцати отчетов по каждой контрольной работе составляются компьютером в течение тридцати минут.

Объективность результатов, предоставляемых программой, снимает возможное противопоставление позиций учителя и родителей и делает их единомышленниками.

Для того чтобы ясно представлять, в чем заключается суть программы, попробуйте ответить на вопрос:

“Хорошо ли играет в шахматы ученик вашего класса, посещающий городской шахматный клуб?”

Если иногда проигрывает своему соседу по парте, но занимает первое место в городском шахматном турнире, то оба играют хорошо. Если выигрывает у соседа по парте, но в турнире занимает последние места оба – плохо.

Сделаны эти выводы на основе сравнения результатов ученика и большого количества других детей их возраста, играющих в шахматы.

Электронное приложение выполняет две функции:

  • дает возможность судить об успеваемости на основе общепринятых стандартов;
  • проводить сравнительную характеристику результатов работы класса и возрастной группы. В данном случае возрастная группа – это лакмусовая бумажка, которая необходима для объективного использования полученных учеником результатов.

В матрицу фиксирования результатов заносится № варианта, знаки + - 0 в зависимости от результатов учащихся по каждому из выполненных заданий, разбитых на операции контрольной работы.

 Учитель после проведения и обработки контрольных работ в компьютерной программе может получить отчеты по классу и по каждому ученику.

Приведу примеры таблиц, которые выдает программа для анализа контрольных работ.

Сводная таблица успеваемости класса по контрольной работе. В данном отчете представлена сумма набранных учеником баллов (по 100-бальной шкале.) Представлен коэффициент успеха ученика и оценка каждого ученика в пятибальной оценке. Этот отчет с таблицей успеваемости ждут все ребята с особым нетерпением. Во-первых, можно сравнить оценку, поставленную учителем, с оценкой компьютера. Выяснить у учителя расхождения в оценке результата. Во-вторых, рейтинг, составленный компьютером, отражает позицию ученика в сравнении с одноклассниками и возрастной группой.

Краткий отчет по контрольной работе, из которого видно сильные и слабые стороны работы класса. В процентном отношении показаны в сравнении результаты работы класса и возрастной группы. Анализируя этот отчет, я всегда выбираю по нему задания для работы над ошибками со всем классом. Ищу причины общих неудач.

Диаграмма с коэффициентом успеха каждого обучающегося по субтестам (по проверяемым разделам изученного материала).

Коэффициент успеваемости – это соотношение:

.

Анализируя этот отчет, можно увидеть продвижение ребят в изучении тем.

Например, после выполнения первой контрольной работы получились такие результаты. Лена В. находится в рейтинге на 20 месте с оценкой “3”, а Алина С. с оценкой “4” на 21 позиции. Это означает, что тему, проверяемую в контрольной работе, Лена В. усвоила успешнее Алины С.

Результаты, полученные после обработки контрольных работ, доводятся до сведения учеников и их родителей на родительских консультациях, индивидуальных беседах. После таких встреч и глубокого анализа объективных результатов, представленных программой, учитель, ученик и родители – ближайшие соратники в деле повышения качества образования.

Я считаю, что именно такие программы сегодня, как воздух, нужны современному учителю, думающему о развитии каждого ребенка и о том, как сделать успешным труд ученика.

Используемая литература:

1. Методическое руководство пользователя электронного приложения к учебнику математики Л.Г. Петерсон (Издатель: учебно – методический центр “Школа 2000…”, г. Москва) 

Приложение 1