Задачи:
- Познакомить учащихся с основными свойствами полезных ископаемых.
- Развивать речь, обогащать словарь.
План урока.
Организационный момент.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка природоведения.
3. Полезные ископаемые.
- Тема нашего сегодняшнего урока "Полезные ископаемые".
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Где используются добытые богатства?
- Какие подземные богатства добывают в окрестностях города Междуреченска?
- Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Те богатства, которые добывают из недр земли или с ее поверхности, называют полезными ископаемыми. Современная жизнь невозможна без добычи и использования полезных ископаемых.
-Одни полезные ископаемые используют в строительстве: гранит, песок, глину, известняк. Другие используют как топливо- это горючие полезные ископаемые: каменный уголь, торф, нефть, газ. Из третьих выплавляют разные металлы- это руды. К полезным ископаемым относятся и соли, например, поваренную соль человек использует для приготовления пищи и хранения продуктов питания.
-Все полезные ископаемые в нашей стране подлежат охране. Наше государство заботится о сохранении природных богатств для будущих поколений. Добытые полезные ископаемые полностью используются. Места, где залегают полезные ископаемые, оберегаются от пожаров, затоплений. Полезные ископаемые добывают и в нашей области.
- А с какими полезными ископаемыми мы познакомимся, вы узнаете, отгадав ребусы.
- Пе сок
- Г "калина
- А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.
- На одном острове жили дружной семьей полезные ископаемые. Все у них было хорошо до тех пор, пока на их остров не приехал еще один представитель полезных ископаемых. Звали его гранит. Он был очень важным господином со строгим характером. Но с недобрыми намерениями приехал он на этот остров. Он решил покорить жителей этого острова и стать правителем. И так как он был очень грубый, твердый, то вскоре мягкие по характеру жители этого острова оказались под его властью. Им стало жить очень тяжело, но они не знали, что делать и как бороться. И вот в один из прекрасных дней одному из жителей этого острова пришла в голову хорошая мысль. Он несколько ночей подряд перечитывал научную литературу и вот что он там прочитал: ":солнце, мороз и ветер разрушают гранит и превращают его в песок и глину". И тогда он решил со всеми жителями острова написать, тайно от правителя, письмо к деду Морозу, ясному Солнышку и ветру с просьбой приехать на их остров. Когда они получили это послание, то немедленно отправились в путь и в скором времени прибыли на их остров. После их дружной работы гранит превратился в песок и глину, как будто его и не бывало. А жители вновь зажили счастливо.
- Итак, о каких полезных ископаемых говорится в сказке?
- Что происходит с гранитом под действием солнца, ветра и мороза?
4. Практическая работа. Песок и глина.
- Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для урока нам понадобится песок, глина, три стакана, лупа, вода, стеклянная палочка, две воронки с фильтровальной бумагой. У всех ли на парте имеются эти предметы, нужные нам для работы?
- Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Мальчики возьмите песок, а девочки глину. Рассмотрите сначала их без лупы, а затем через лупу.
- Какого цвета песок? Глина?
- Какое строение имеет песок? Глина?
- Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?
- В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?
- Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны.
- А теперь мальчики пересыпьте песок, а девочки глину из одной посуды в другую.
- Что легче пересыпается - песок или глина?
- Связана ли сыпучесть со строением песка и глины?
- Для определения вязкости смочите, мальчики глину, а девочки песок водой и сделайте из них шарики.
- Что удалось легче скатать?
- Что прочнее связывается друг с другом- частицы песка или частицы глины?
- Значит глина, какая?
- Правильно, глина обладает хорошей вязкостью, мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу; песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу.
- И последнее, что нам осталось это установить водонепроницаемость песка и глины.
Для опыта понадобятся три стакана (2 пустых, 1 с водой), две воронки, фильтр, бумага. В воронки вложена фильтровальная бумага, а сверху в одну воронку положите песок, а в другую глину. Все это вставьте в пустые стаканы. Налейте воду до краев воронок.
- Кто мне скажет, в каком стакане раньше появляются капли воды?
- Какой стакан быстрее наполняется водой?
- Значит, что можно сказать о водонепроницаемости песка? Глины?
- Связана ли способность, пропускать воду с их строением?
- Кто пойдет к доске и повторит все установленные вами в ходе опыта, свойства песка? Глины?
- А сейчас я вам раздам перфокарты. Заполните их.
5. Работа по учебнику.
- А сейчас откройте учебники. Прочитайте.
- О чем мы с вами не говорили?
- Где используют песок?
- Какое свойство глины используют при изготовлении посуды?
- Где в нашей местности залегают песок и глина?
6. Итог урока.
- Что такое полезные ископаемые?
- Какие полезные ископаемые вы знаете?
- Какое свойство глины используют при изготовлении посуды?
- Где используют песок?
7. Домашнее задание. Выставление отметок.