Цель урока:
Ход урока
Оформление:
- Древняя индийская легенда;
- Таблица степеней чисел 2 и 3;
- Карточка - консультант;
- Карточки для учащихся, мотивированных на обучение.
Организационная часть
Проверка домашнего задания
№397
а). ;
= ; = ; = -;
= 125 · = = , при = ;
= - , при = - ;
в).
= 100; ;
, при ; , при ;
№400
или
№403
:
; ;
Актуализация ЗУНов
1). Вычислите:
; ; ; ; ; ;
2). ; ;
;
3). ; ;
4). Разложите на множители:
5). - геометрическая прогрессия - ?
- геометрическая прогрессия
Мотивация учебно-познавательной деятельности
Зачитывает ученик: "Древняя индийская легенда рассказывает, что изобретатель шахмат попросил в награду за свое изобретение столько пшеничных зерен, сколько их получится, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую в 2 раза больше, т.е. 2 зерна, на третью еще в 2 раза больше, т.е. 4 зерна, и так далее до 64 клетки. Сколько зерен должен получить изобретатель шахмат?"
Как мы назовем данную последовательность чисел: 1; 2; 22; 23; : 262; 263 ?
То есть нам нужно найти сумму 64 членов геометрической прогрессии.
S = 1 + 2 + 22 + 23 + : + 262 + 263;
S = 1 + 2·(1 + 2 + 22 + 23 + : + 262);
S = 1 + 2·(S - 263);
S = 1 + 2S - 264;
S = 264 - 1 зерен
Постановка цели урока
Таким образом, перед нами встает задача, а нельзя ли, используя этот же прием, вывести формулу суммы n членов геометрической прогрессии.
);
(I)
(II)
Осознание и осмысление вывода формулы, и ее применение.
Пример 1.
I способ - геометрическая прогрессия ; Найти Решение: |
II способ - геометрическая прогрессия ; Найти Решение: |
Пример 2.
Найти: S = 1 - 2 + 4 - 8 + 16 - 32 + 64 - 128 + 256 - 512
Решение:
Следствие из формулы суммы n членов геометрической прогрессии.
Вернемся к устному счету.
Если , то
Диагностика первоначального усвоения
№409(а) - геометрическая прогрессия
Найти Решение: |
№409(в) - геометрическая прогрессия
Найти Решение: |
Самостоятельно.
Вариант 1 | Вариант 2 |
№410(а) | №410(б) |
Итог урока
- Выставление оценок;
- Домашнее задание: п.19, №408, №409(б, г);
- Карточки с индивидуальным заданием для учащихся, мотивированных на обучение.
Индивидуальные задания для учащихся, мотивированных на обучение
РГГУ
Найдите сумму всех трехзначных чисел, которые при делении на 11 дают в остатке 9.
МПАЛП
В арифметической прогрессии 20 членов. Сумма членов, стоящих на четных местах, равна 250, а на нечетных 220.
МГУ 2001г. географический факультет
Числа a, b, с в указанном порядке образуют арифметическую прогрессию, а числа a-c, c-d, 2a в указанном порядке образуют геометрическую прогрессию. Какое минимальное значение может принимать выражение 2а2-4b2-c2+4bc+6a ?
МГУ 2003г.
Разность девятого и третьего членов знакочередующейся геометрической прогрессии равна шестому члену, умноженному на . Найти отношение .
МГУ механико-математический факультет
Сумма первых 5 членов геометрической прогрессии равна её первому члену, умноженному на 5, а сумма первых 15 членов равна 100. Найти сумму b1+b6+b11 членов этой прогрессии.
г) Вернемся к эпиграфу нашего урока. Древний автор был явно не лишен чувства юмора, предлагая складывать "не складываемое". Посчитайте и вы, потомки.
Почему же эпиграфом нашего урока была задача, найденная на папирусе в египетской гробнице?
Любимый летописец фараона Раундоса, Ахмес от души рассмеялся, когда после нескольких попыток понял смысл задачи, которую безымянный автор зашифровал в виде такой простой последовательности слов. Последовательность стала понятной и превратилась в геометрическую прогрессию, когда между семерками предметов встало несколько служебных слов.
"Есть семь домов, в каждом доме по семь кошек, каждая кошка съела семь мышей, каждая мышь съела семь колосьев ячменя. Из каждого колоса может вырасти семь мер зерна. Сколько всего этих разных "предметов"? "
д) Посмотреть другой вывод формулы суммы n первых членов геометрической прогрессии. Алгебра 9 под редакцией С.А.Теляковского п.19;
Используемая литература
- Журнал для старшеклассников и учителей "Потенциал", октябрь 2005г.;
- "Математика в школе", июнь 1988г.;
- Алгебра 9, под редакцией С.А. Теляковского;
- Я.И.Перельман "Живая математика".