Обобщающий урок по математике в 5-м классе по теме "Геометрические фигуры"

Разделы: Математика


Цели урока:

  1. Повторить и обобщить знания по теме “Геометрические фигуры”; проверить умение применять теоретические знания при выполнении практических заданий.
  2. Способствовать развитию самостоятельности у учащихся, совершенствованию математической речи; формированию учебных умений по рецензированию ответов товарищей.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование:

  1. Плакаты с задачами.
  2. Карточки с опорными словами.
  3. Тесты в двух вариантах.
  4. Мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока, постановка целей урока.

(На доске вывешены карточки с опорными словами “повторить”, “обобщить”, “проверить”, “развивать”)

Учитель: Ребята, сегодня нам предстоит подвести итог той огромной работы, которую мы провели, изучая геометрические фигуры. Владеете ли вы достаточно хорошо теми знаниями, которые вам необходимы при решении геометрических задач? Умеете ли вы эти знания применять? Этим вопросам и посвящен наш урок. Итак, ребята, как вы думаете, какова же тема сегодняшнего урока?

Дети формулируют тему урока. На экране появляется заставка-слайд1. (Приложение1).

Учитель: Какова же цель нашего урока? Сформулируйте и обоснуйте свои цели, используя опорные слова.

Дети формулируют цели урока.

3. Актуализация опорных знаний.

Учитель: А теперь приступим к реализации своих целей. Цель 1 – “Повторить…”. Сейчас мы проведем небольшой устный экзамен. Доверенному лицу каждой группы предстоит вытянуть свой “счастливый билет”. В билете указана тема, по которой каждая группа будет сдавать экзамен. Вам предстоит ответить на вопросы своих товарищей по вашей теме (“ Треугольники”, “Углы”, “Расстояния”).

В это время на экране появляется слайд2 (Приложение 1) и дети выбирают билеты.

После того, как будут объявлены темы билетов, учащиеся в течении 2-3 минут готовятся, а учитель в это время приглашает к доске трех учащихся для решения задач по готовым чертежам (задачи заранее приготовлены на плакатах).

Задача 1.Дано: АВ=15 см, АС=10 см. Найти: РАВС.

Задача 2. Дано: угол FOC=1200. Найти: угол РОF и угол FPО.

Задача 3. Найти: угол КОС.

Учитель: Итак, начинаем опрос. Все настроились на успех!

Идет опрос: каждый ряд по очереди отвечает на вопросы, которые задают учащиеся других групп. Ответы фиксируются с помощью цветных жетонов. Затем подведение итогов по группам.

4. Упражнение на развитие памяти и внимания.

На слайде 3 (Приложение 1) появляются геометрические символы. Дети в течение нескольких секунд их запоминают, а затем записывают в тетрадь. Проверяем, на сколько мы внимательны.

5. Применение знаний.

На данном этапе идет защита и обсуждение решения задач по готовым чертежам. Учащиеся обобщают знания, используемые при решении задач.

Учитель: Следующая цель нашего урока “Обобщить…”. Внимательно прослушайте решение задач и дайте оценку ответам, используя известные вам критерии (Приложение 2).

6. Проверка и контроль знаний.

Учитель: А теперь приступим к реализации цели “Проверить…”.

Учащимся предлагается выполнить тест.

Тест по теме “Геометрические фигуры”.

Вариант 1.

В каждом задании выбери нужный ответ и впиши букву в таблицу. 

1

2

3

4

5

6

           

1. Измерьте угол АОВ. Чему равна градусная мера угла АОВ?

А – 1200; Х – 1200; Р – 1250.

2. Чем является луч ОМ?

О – биссектриса; С – высота; К – перпендикуляр.

3. Определите вид треугольника.

Е – остроугольный; М – тупоугольный; Р – прямоугольный.

4. Найдите площадь треугольника

Ш – 20; О – 10; Л – 16.

5. В треугольнике АВС угол А равен 1000, угол С равен 200. Найдите градусную меру угла В?

К – 700; Ш – 600; Ф – 1200.

6. Чему равно расстояние от точки В до прямой а?

О – 3; В – 4; А – 5.

Вариант 2.

В каждом задании выбери нужный ответ и впиши букву в таблицу

1

2

3

4

5

6

1. Измерьте угол АОВ. Чему равна градусная мера угла АОВ?

А – 1400; Х – 450; Р – 1350.

2. Чем является отрезок ОМ?

К – биссектриса; С – высота; О – перпендикуляр.

3. Определите вид треугольника.

Е – остроугольный; М – тупоугольный; Р – прямоугольный.

4. Найдите площадь треугольника

Ш – 12; О – 6; Л – 20.

5. В треугольнике АВС угол В равен 900, угол А равен 300. Найдите градусную меру угла С ?

Ф – 1500; Ш – 600; К – 1200.

6. Чему равно расстояние МВ?

О – 5; В – 4; А – 3.

Затем идет взаимопроверка и оценивание. Критерии оценки теста на слайде 4 (Приложение 1).

7. Домашнее задание.

Учитель: Ребята вам предстоит выполнить творческое домашнее задание:

  1. Придумать рассказ или сказку о какой-нибудь геометрической фигуре с проявлением тех свойств, которые изучены.
  2. Составить задачу на готовом чертеже и решить ее.
  3. Придумать фигуру-узор из геометрических фигур.

8. Подведение итогов.

Учитель: Ребята, цели урока достигнуты? Достаточно ли хорошо вы владеете знаниями, умеете ли вы их применять? Или вы испытывали трудности сегодня на уроке? Что для этого необходимо предпринять.