Урок-игра во 2-м классе по УМК "Школа России". Тема: "Олимпийские математические игры"

Разделы: Начальная школа


Цель: 

  • провести  Олимпийские  игры  на  уроке  математики,  расширить  знания  учащихся  о  различных  видах  спорта,  закрепить  письменные  приёмы  вычислений  в  пределах  100,  знание  таблицы  умножения  двух;
  • развивать  внимание,  логическое  мышление,  память;
  • воспитывать  коллективизм,  здоровый  образ  жизни.

Оборудование:  мяч,  таблички  с  названиями  команд  «Ракета»  и  «Спутник»,  плакаты с  примерами  и  пустыми  «окошками», математические  вертушки  с  числами,  таблицы  с  числами  от  1  до  24,  медали  для  награждения.

(До проведения  урока  6  учеников  готовят  сообщения  о  видах  спорта:  футбол, биатлон, шахматы,  шашки,  хоккей,  бокс, фехтование.  Также  команды  готовят заранее  приветствия.)

Ход   урока

Организационное  начало

-  Ребята,  вспомните  очень  важное  и  «волшебное»  слово,  которое  люди  говорят  при         встрече.  (Здравствуйте.)

-  Как  вы  думаете,  почему  оно  важное  и  «волшебное»?

-  Оказывается,  когда  люди  здороваются,  они  желают  другим  самого  дорогого  на     свете -  здоровья.  Приветствия  на  языках  разных  народов  звучат  по-разному.  Но  смысл  у  них  одинаков. Поэтому  давайте  пожелаем  друг  другу  добра,  улыбок  и  крепкого  здоровья.

Сообщение  темы  и  цели

- Ребята,  а  что  нужно  для  того,  чтобы  быть  здоровым?

1. Делать  зарядку.

2. Соблюдать  режим  дня.

3. Закаляться.

4. Правильно  питаться.

5. Спортом  заниматься.

- Сегодня  урок  у  нас  необычный.  В  нашем  классе  мы  проведём  Олимпийские  игры.     -  А  знаете  ли  вы,  когда  впервые  прошли  Олимпийские  игры?

-  Это  название  пришло  к  нам  из  глубины  веков.  Первые  Олимпийские  игры  начали  проводить  ещё  до  нашей  эры.  У  древних  греков  было  много  богов:  бог  огня,  бог  любви,  бог  плодородия  и т.  д.  Самым  главным  среди  них  был  бог  огня  Зевс.  Жили  эти  божества  по  преданию  на  горе  Олимп.  Соревнования  проводились  у  подножия  горы  в  честь  бога  Зевса.  Поэтому  и  игры  стали   называться  Олимпийскими.  Эти  игры  были  смотром  силы,  ловкости,  выносливости  и  ума.  Эти  игры  проводятся  1  раз  в  4  года.

-  Вот  сегодня  на  уроке  мы  проведём  свой  смотр  знаний,  умений  и  навыков.  Прове-рим  вашу  смекалку,  внимание,  быстроту  и  ловкость.

Работа  по  теме

1. Представление  команд

-  В  наших  Олимпийских  играх  участвуют  2  команды:  команда  мальчиков «Спутник»  и  команда  девочек  «Ракета».

Приветствие  команды  «Спутник».

-  Мы  приветствуем  команду  «Ракета».
-  Желаем  полететь  на  другую  планету.
-  Захватить  с  собою  храбрость  и  смелость.
-  И  в  играх  показать  свою  умелость.

Приветствие  команды  «Ракета».

-  А  вам,  наш  «Спутник»  дорогой,
Желаем  от  души,
-  Чтоб  результаты  ваши  все
Были  хороши.
-  Чтоб  не  знали  сегодня  усталости,
-   И  доставили  всем  много  радости.

-  Вот  и  встретились  наши   команды.

2.  Проведение  соревнований

1)  Математическая  эстафета.

-  Древние  мыслители  говорили:

Хочешь  быть  здоровым  - бегай!
Хочешь  быть  красивым  -  бегай!
Хочешь  быть  умным  -  бегай!

-  Бег -  очень  важное  средство  для  развития  координации  движений.  Бег  улучшает  работу  сердца  и  органов  дыхания.  Именно  бег  способствует  развитию  органов  кро-вообращения,  органов  дыхания,  внутренних  органов.  Бег  относится  к  такому  виду  спорта,  как  лёгкая  атлетика. 

-  Итак,  на  доске  для  каждой  команды записаны  примеры.  Та  команда,  которая  решит  эти   примеры  правильно и  быстро  победит  в  эстафете.

48-5=

45-5=

90+8=

27+3=

20-17=

60-20=

35+5=

40+9=

56-50=

51-30=

5+65=

7+43=

90-5=

80-6=

9+6=

8+7=

11-8=

12-7=

40-15=

100-25=

Подведение  итогов

2)  Математический  футбол.

-  Что  потребуется  для  2  конкурса ,  вы  узнаете  из  загадки:

Бьют  его  рукой  и  палкой,
Никому  его  не  жалко.
А  за  что   беднягу  бьют?
А  за  то,  что  он  надут.   (мяч)

-  А  играть  мы  будем  в  самую  любимую  игру  всех  ребят  -  футбол.  Его  называют  королём  игр. А  знаете  ли  вы,  где  впервые  появилась  эта  игра?

Сообщение  ученика:

Родиной  футбола  считается  Англия.  Именно  там,  в  1855  году  был  основан  первый  футбольный  клуб  и  выработаны  футбольные  правила. Сло-во  «футбол»  происходит  от  двух  английских  слов «фут» - нога,  «бол» - мяч.

-  Поиграем  в  игру  «Математический  футбол».   Проверим  знание  таблицы  умножения  двух.

Подведение  итогов.

3) «Самый  меткий».

-  А  сейчас  мы  проверим  вашу  меткость.  В  каком  виде  спорта  проверяется меткость?

Сообщение  ученика:

Биатлон – это  современная  зимняя  гонка  со  стрельбой  из  винтовки.  В  переводе  с  латинского  языка  «би» - двойной,  а  в  переводе с  греческого  «атлон»- состязание.  Биатлонисты  передвигаются  на  лыжах   и  производят  по  5  выстрелов.  Биатлон – это  очень  молодой  вид  спорта.  Официально  он  был  признан  в  1947  году.

 (На  доске - примеры  с  «окошками».  Пропущенные  числа  висят  на  математических  вертушках  ).

* +40= 45

*+70 = 78

100-* =90

70-* =50

44+* = 50

62+* =70

* +22 =30

* +8 = 50

* - 3 = 17

* - 9 = 31

Подведение  итогов.

4) «Самый  смекалистый».

-  Ум  и  смекалка  нужны  в  таких  играх,  как  «Шахматы»  и  «Шашки».  А  знаете,  кто  и  когда  их  придумал?

Сообщение  ученика:

Известно,  что  шахматы  придумал  не  один  человек.  Впервые  они  появились  в  Индии  и  носили  совсем  другое  название  в  6  веке.  А  в  лишь  только  в  13  веке.  Первый  международный  турнир  состоялся  в  Лондоне  в  1851  году.  Мы  можем  назвать  известных  гроссмейстеров,  королей  шахмат А. Карпов,  Г.  Каспаров.  Шашечная  игра  появилась  в  Древней  Греции  ещё  до  нашей  эры.  В каж-дой  стране  в  шашки  играют  по - разному.  Существуют  различные  шашечные системы

Задачи  на  смекалку.

1.  За  тремя  шахматными  столиками  играют  шахматисты. За  каждым  столиком  сидят  по  двое.  Сколько  человек  играют  в  шахматы?

2.  Двое  играли  в  шашки  4  часа. Сколько  часов  играл  каждый  из  них?

3.  Ребята  кидали  мяч.  Володя  кинул  дальше  Димы,  а  Серёжа – ближе  Димы  Кто  ки-нул  дальше?

4.  Четверо  играли  в  домино  3 часа.  Сколько  часов  играл  каждый  из  них?

Подведение  итогов.

5)  «Весёлый  хоккей».

-  А  что  мы  будем  делать  дальше,  вы  узнаете  из  загадки:

Проста  загадка  и  легка:
Пишусь  всегда  через  два – к -.
И  мяч,  и  шайбу  клюшкой  бей,
А  называюсь  я  …?

-  А  знаете,  когда  появилась  эта  игра? 

Сообщение  ученика:  Зародилась  эта  игра  в  1866  году  в  Канаде.  Существует  предположение,  что  слово  «хоккей»  в  переводе  с  французского  языка  означает пас-туший  посох  с  клюкой.  В  игре  участвуют  по  6  игроков и  по  1  вратарю.  В  России  с  хоккеем  познакомились  в  1911  году.  Существуют  хоккей  на  льду  с  шайбой  и  хоккей  на  траве  с  мячом.

-  А  играть  мы  будем  в  хоккей  с  хоккеистами  из  задачи  № 21  с: 137.

Подведение  итогов.

6)  «Самый  сильный».

Сообщение  ученика:

Силу  и  ловкость  проверяют  в  таком  виде  спорта,  как  бокс.  Это  один  из  самых  сложных  видов  спорта.  Бокс  появился  более  5  тысяч  лет  тому  назад  в  Египте.  Он  входил  в  программу  Олимпийских  игр  Древней  Греции.  Сначала  это  были  кулачные  бои,  а  потом  в  1867  году  уже  появились  первые  боксёры  в  перчатках.  Боксом  можно  заниматься  с  14  лет.  Соревнования  проводятся  на  ринге.

-  А  теперь  проверим  силу  и ловкость  в  поединке  между  представителями  команд.

(  2  человека  решают  по  2  примера из  № 6  на  с:  123  у  доски,  а  остальные дети  решают  в  тетрадях.)

Подведение  итогов.

7)  «Борьба  за  победу»  -  конкурс  капитанов.

Сообщение  ученика:

Одним  из  самых  технически  сложных  видов  спорта  является  фехтование.  Это  спортивное  единоборство  с  использованием  холодного  спортивного  оружия -  сабли,  шпаги  или  рапиры.  Впервые  этот  вид  спорта  появился  в  17  веке  в  Западной  Европе.  А  в  России  даже  при  царе  Петре 1  в  школах  фехтование  было  обязательным  предметом.  Этот  вид  спорта  требует  от  спортсменов    выработку  моральных,  физических  и  волевых  качеств.

-  Итак,  решающий  конкурс. (  На  доске  висят  2  плаката  с  числами  от  1  до  24.)  Капитаны  по  команде  называют  и  показывают  эти  числа  по  порядку.  Кто  быстрее,  тот  и  победит.

14

8

12

4

10

23

1

15

3

17

21

7

19

6

9

11

24

2

16

22

13

20

5

18

Подведение  итогов

3. Итог  урока

- Что  узнали  на  уроке  нового?

-  Что  повторили?

-  Что  понравилось?

Подведение  итогов  соревнований  и награждение  медалями  победителей.

Всем  спасибо  за  внимание,
За  азарт  соревнования,
За  задор  и  ваши  знания.