Цель:
- провести Олимпийские игры на уроке математики, расширить знания учащихся о различных видах спорта, закрепить письменные приёмы вычислений в пределах 100, знание таблицы умножения двух;
- развивать внимание, логическое мышление, память;
- воспитывать коллективизм, здоровый образ жизни.
Оборудование: мяч, таблички с названиями команд «Ракета» и «Спутник», плакаты с примерами и пустыми «окошками», математические вертушки с числами, таблицы с числами от 1 до 24, медали для награждения.
(До проведения урока 6 учеников готовят сообщения о видах спорта: футбол, биатлон, шахматы, шашки, хоккей, бокс, фехтование. Также команды готовят заранее приветствия.)
Ход урока
Организационное начало
- Ребята, вспомните очень важное и «волшебное» слово, которое люди говорят при встрече. (Здравствуйте.)
- Как вы думаете, почему оно важное и «волшебное»?
- Оказывается, когда люди здороваются, они желают другим самого дорогого на свете - здоровья. Приветствия на языках разных народов звучат по-разному. Но смысл у них одинаков. Поэтому давайте пожелаем друг другу добра, улыбок и крепкого здоровья.
Сообщение темы и цели
- Ребята, а что нужно для того, чтобы быть здоровым?
1. Делать зарядку.
2. Соблюдать режим дня.
3. Закаляться.
4. Правильно питаться.
5. Спортом заниматься.
- Сегодня урок у нас необычный. В нашем классе мы проведём Олимпийские игры. - А знаете ли вы, когда впервые прошли Олимпийские игры?
- Это название пришло к нам из глубины веков. Первые Олимпийские игры начали проводить ещё до нашей эры. У древних греков было много богов: бог огня, бог любви, бог плодородия и т. д. Самым главным среди них был бог огня Зевс. Жили эти божества по преданию на горе Олимп. Соревнования проводились у подножия горы в честь бога Зевса. Поэтому и игры стали называться Олимпийскими. Эти игры были смотром силы, ловкости, выносливости и ума. Эти игры проводятся 1 раз в 4 года.
- Вот сегодня на уроке мы проведём свой смотр знаний, умений и навыков. Прове-рим вашу смекалку, внимание, быстроту и ловкость.
Работа по теме
1. Представление команд
- В наших Олимпийских играх участвуют 2 команды: команда мальчиков «Спутник» и команда девочек «Ракета».
Приветствие команды «Спутник».
- Мы приветствуем команду «Ракета».
- Желаем полететь на другую планету.
- Захватить с собою храбрость и смелость.
- И в играх показать свою умелость.
Приветствие команды «Ракета».
- А вам, наш «Спутник» дорогой,
Желаем от души,
- Чтоб результаты ваши все
Были хороши.
- Чтоб не знали сегодня усталости,
- И доставили всем много радости.
- Вот и встретились наши команды.
2. Проведение соревнований
1) Математическая эстафета.
- Древние мыслители говорили:
Хочешь быть здоровым - бегай!
Хочешь быть красивым - бегай!
Хочешь быть умным - бегай!
- Бег - очень важное средство для развития координации движений. Бег улучшает работу сердца и органов дыхания. Именно бег способствует развитию органов кро-вообращения, органов дыхания, внутренних органов. Бег относится к такому виду спорта, как лёгкая атлетика.
- Итак, на доске для каждой команды записаны примеры. Та команда, которая решит эти примеры правильно и быстро победит в эстафете.
48-5= |
45-5= |
90+8= |
27+3= |
20-17= |
60-20= |
35+5= |
40+9= |
56-50= |
51-30= |
5+65= |
7+43= |
90-5= |
80-6= |
9+6= |
8+7= |
11-8= |
12-7= |
40-15= |
100-25= |
Подведение итогов
2) Математический футбол.
- Что потребуется для 2 конкурса , вы узнаете из загадки:
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)
- А играть мы будем в самую любимую игру всех ребят - футбол. Его называют королём игр. А знаете ли вы, где впервые появилась эта игра?
Сообщение ученика:
Родиной футбола считается Англия. Именно там, в 1855 году был основан первый футбольный клуб и выработаны футбольные правила. Сло-во «футбол» происходит от двух английских слов «фут» - нога, «бол» - мяч.
- Поиграем в игру «Математический футбол». Проверим знание таблицы умножения двух.
Подведение итогов.
3) «Самый меткий».
- А сейчас мы проверим вашу меткость. В каком виде спорта проверяется меткость?
Сообщение ученика:
Биатлон – это современная зимняя гонка со стрельбой из винтовки. В переводе с латинского языка «би» - двойной, а в переводе с греческого «атлон»- состязание. Биатлонисты передвигаются на лыжах и производят по 5 выстрелов. Биатлон – это очень молодой вид спорта. Официально он был признан в 1947 году.
(На доске - примеры с «окошками». Пропущенные числа висят на математических вертушках ).
* +40= 45 |
*+70 = 78 |
100-* =90 |
70-* =50 |
44+* = 50 |
62+* =70 |
* +22 =30 |
* +8 = 50 |
* - 3 = 17 |
* - 9 = 31 |
Подведение итогов.
4) «Самый смекалистый».
- Ум и смекалка нужны в таких играх, как «Шахматы» и «Шашки». А знаете, кто и когда их придумал?
Сообщение ученика:
Известно, что шахматы придумал не один человек. Впервые они появились в Индии и носили совсем другое название в 6 веке. А в лишь только в 13 веке. Первый международный турнир состоялся в Лондоне в 1851 году. Мы можем назвать известных гроссмейстеров, королей шахмат А. Карпов, Г. Каспаров. Шашечная игра появилась в Древней Греции ещё до нашей эры. В каж-дой стране в шашки играют по - разному. Существуют различные шашечные системы
Задачи на смекалку.
1. За тремя шахматными столиками играют шахматисты. За каждым столиком сидят по двое. Сколько человек играют в шахматы?
2. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый из них?
3. Ребята кидали мяч. Володя кинул дальше Димы, а Серёжа – ближе Димы Кто ки-нул дальше?
4. Четверо играли в домино 3 часа. Сколько часов играл каждый из них?
Подведение итогов.
5) «Весёлый хоккей».
- А что мы будем делать дальше, вы узнаете из загадки:
Проста загадка и легка:
Пишусь всегда через два – к -.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …?
- А знаете, когда появилась эта игра?
Сообщение ученика: Зародилась эта игра в 1866 году в Канаде. Существует предположение, что слово «хоккей» в переводе с французского языка означает пас-туший посох с клюкой. В игре участвуют по 6 игроков и по 1 вратарю. В России с хоккеем познакомились в 1911 году. Существуют хоккей на льду с шайбой и хоккей на траве с мячом.
- А играть мы будем в хоккей с хоккеистами из задачи № 21 с: 137.
Подведение итогов.
6) «Самый сильный».
Сообщение ученика:
Силу и ловкость проверяют в таком виде спорта, как бокс. Это один из самых сложных видов спорта. Бокс появился более 5 тысяч лет тому назад в Египте. Он входил в программу Олимпийских игр Древней Греции. Сначала это были кулачные бои, а потом в 1867 году уже появились первые боксёры в перчатках. Боксом можно заниматься с 14 лет. Соревнования проводятся на ринге.
- А теперь проверим силу и ловкость в поединке между представителями команд.
( 2 человека решают по 2 примера из № 6 на с: 123 у доски, а остальные дети решают в тетрадях.)
Подведение итогов.
7) «Борьба за победу» - конкурс капитанов.
Сообщение ученика:
Одним из самых технически сложных видов спорта является фехтование. Это спортивное единоборство с использованием холодного спортивного оружия - сабли, шпаги или рапиры. Впервые этот вид спорта появился в 17 веке в Западной Европе. А в России даже при царе Петре 1 в школах фехтование было обязательным предметом. Этот вид спорта требует от спортсменов выработку моральных, физических и волевых качеств.
- Итак, решающий конкурс. ( На доске висят 2 плаката с числами от 1 до 24.) Капитаны по команде называют и показывают эти числа по порядку. Кто быстрее, тот и победит.
14 |
8 |
12 |
4 |
10 |
23 |
1 |
15 |
3 |
17 |
21 |
7 |
19 |
6 |
9 |
11 |
24 |
2 |
16 |
22 |
13 |
20 |
5 |
18 |
Подведение итогов
3. Итог урока
- Что узнали на уроке нового?
- Что повторили?
- Что понравилось?
Подведение итогов соревнований и награждение медалями победителей.
Всем спасибо за внимание,
За азарт соревнования,
За задор и ваши знания.