Цель урока: закрепление пройденного материала, осознанное усвоение темы, отработка приобретенных навыков при решении уравнений и задач с помощью уравнений.
Задачи:
- отработка вычислительных навыков
- развитие интереса к предмету через игровую деятельность
- развитие творческих способностей
- воспитание трудолюбия и чувство коллективизма.
Оборудование: индивидуальные карточки для решения уравнений, плакаты с текстом задач, числовые кроссворды, тесты.
Ход урока
Класс делится на три команды, урок-соревнование проводится как игра между командами со следующими конкурсами - "поле чудес", "один за всех и все за одного", "найди ошибку", "знаток теории", "конкурс эрудитов".
Вступительное слово учителя, сообщение цели урока, формирование задач перед учащимися.
Учитель:
Математика сурова,
Ее просто так не взять,
Попытайтесь сегодня снова
Получить оценку «пять».
В добрый путь ребята!
Как всегда перед серьезными испытаниями проведем разминку.
1. Решить уравнение: х-7=-9; -3+х=10; -2х=-14
2. Восстановить правую часть уравнения: 5х=: 0,5х=: 3х=:
х=-9
х=0
х=11
После разминки команды начинают соревнования по конкурсам.
Конкурс 1 «Поле чудес»
Каждая команда получает задание – угадать слово или словосочетание, решив уравнения. Ответ в уравнении зашифрован буквой. Конкурс оценивается в 5 баллов. Команда, угадавшая слово первой получает дополнительный балл.
м |
е |
м |
т |
к |
1 |
1⅔ |
2 |
11 |
-2,5 |
а |
а |
и |
т |
а |
5 |
4 |
3 |
-4 |
-0,6 |
м |
о |
р |
д |
к |
1 |
1⅞ |
-2 |
-3 |
-10 |
у |
в |
я |
п |
о |
2 |
-5 |
4 |
-1 |
11 |
и |
т |
о |
р |
. |
8 |
3 |
-4 |
-2 |
11 |
п |
в |
и |
д |
|
-3 |
32 |
10 |
2 |
|
Математика
ум в порядок
приводит.
Это высказывание великого М.В. Ломоносова о математике.
Набор уравнений для каждой команды
1 команда |
2 команда |
3 команда |
---|---|---|
1. 1,5х=6-4,5х 1,5х+4,5х=6 м 6х=6 х=1 |
1. 3,2х=10-1,8х 5х=10 у х=2 |
1. 7х+21=х+3 6х=-18 п х=-3 |
2. 5-х=2х+2 -3х=-3 м х=1 |
2. 9+13х=35+26х -13х=26 р х=-2 |
2. 2х+1= -3х-2 5х=-3 а х=-0,6 |
3. 0,3р-5=6-0,7р р=11 т
|
3. 8х-5=х-40 7х=-35 в х=-5 |
3. 8х-40=х+16 7х=56 и х=8 |
4. 13-5х=8-2х -3х=-5 е х=1⅔ |
4. 4х+15=6х+17 -2х=2 п х=-1 |
4. 1,3х-11=0,8х+5 0,5х=16 х=32 в |
5. 5х+(3х-7)=9 8х=16 м х=2 |
5. 6х+(2х-1)=14 8х=15 о х=1⅞ |
5. 11-(9х+2)=45 -9х= 36 о х=-4 |
6. 3х-(5-х)=11 4х=16 а х=4 |
6. 13-(5х+11)= -6х х=-2 р |
6 .9+(8х-11)=14 8х= 16 д х=2 |
7. 3х+5=5х+13 -2х=8 т х=-4 |
7. 3х+18=(5х-5)*2 -7х=-28 я х=4 |
7. 5х+11=3х+31 2х=20 и х=10 |
8. 8х+3=(5х-6)*3 -7х=-21 и х=3 |
8. 2х-3=5х+6 -3х=9 д х=-3 |
8. 6х-4=3х+5 3х=9 т х=3 |
9. 4х+3=2х-2 2х=-5 к х=-2,5 |
9. 0,3х-5=6-0,7х х=11 о |
9. 0,3х-5=6-0,7х х=11. |
10. 5х-2=х+18 4х=20 а х=5 |
10. 4х+4=2х-16 2х=-20 к х=-10 |
|
2 конкурс «Один за всех и все за одного»
Учитель:
Вот заданье - не для робких,
Вычитай, дели и множь.
Плюсы ставь, а также скобки-
Верно, к финишу придешь…
Каждая команда должна решить числовой кроссворд. Конкурс оценивается в 8 баллов.
Команда, решившая кроссворд первой получает дополнительный балл.
1 команда
2 команда
3 команда
Уравнения для кроссворда:
1 команда |
2 команда |
3 команда |
---|---|---|
|
По горизонтали |
|
1. 9х-25=8х+8 х=33 2. 2(6х -1,2)=4,8 х=0,6 3.(36+5х)*0,3=178,8 х=112 4. (2х-6)*5 =990 х=102 |
1. 3х-13=2х+27 х=40 2. -3(5-х)= -х+33 х=12 3. 4(х-5)=2х-106 х=-43 4. (х+3)*5=х+63 х=12 |
1. 5х-14=3х+6 х=10 2. 6х+18=-10х+786 х=48 3. 0,5(4-2х)=х-14,4 х=8,2 4. –(2х-0,5)=0,25-х х=0,25 |
|
По вертикали: |
|
1. 3х-27= х+43 х=35 2. (3х-3)*5= -13,2 х=0,12 3. 6(3х-5)=150 х=10 4. 5(х-6)=3(х-2)+6 х=15 |
1. 6х-27=4х+58 х=42,5 2. (2х-6)7=х+140 х=14 3. 8,5(6-х)=-9х+40 х=-22 4. 3х-15=х+15 х=15 |
1. 8х-6=7х+8 х=14 2. 3(х-8)=4х-66 х=42 3. 2х+10,15=х+19 х=8,85 4. 7х+0,6=3,6+х х=0,5 |
3 конкурс «Найди ошибку»
Учитель:
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
Мы в поход отправляемся смело
В мир загадок и сложных задач.
На плакатах, для каждой команды написаны задачи. Дана краткая запись условия задачи, ее решение с помощью уравнения, ответ. Необходимо найти ошибку либо в краткой записи, либо в решении, либо в составлении уравнения и решить ее правильно. Конкурс оценивается в 2 балла.
1 команда: В трех корзинах 54 кг яблок. В первой корзине на 12 кг яблок меньше, чем во второй, а в третьей – в 2 раза больше, чем в первой. Сколько килограмм яблок в каждой корзине?
Краткая запись:
1- х кг
2- (х+12) кг
3 – 2х кг
составим уравнение и решим его:
(х+12)+2х=54
3х=42
х=14
Ответ: в 1 корзине – 14 кг, во 2 корзине- 26 кг, в 3 корзине – 28 кг.
Правильное решение:
х+х+12+2х=54
х=10,5
Ответ: в 1 корзине – 10,5 кг, во 2 корзине- 22,5 кг, в 3 корзине – 21 кг.
2 команда: У Миши в 4 раза больше марок, чем у Андрея. Если Миша отдаст Андрею 8 марок, то у него станет марок вдвое больше. Сколько марок у каждого мальчика?
Краткая запись:
Миша – (4х-8) марок
Андрей – (х+8) марок
составим уравнение и решим его:
4х-8= 2(х+8)
4х-8= х+16
3х=24
х=8
Ответ: у Миши – 32 марки, у Андрея – 8 марок.
Правильное решение:
4х-8= 2(х+8)
4х-8= 2х+16
х=12
Ответ: у Миши – 48 марок, у Андрея – 12 марок.
3 команда: На первом участке на 9 кустов смородины больше, чем на втором. Если со второго участка пересадить на первый 3 куста, то на первом участке станет в 1,5 раза больше кустов смородины, чем на втором. Сколько кустов смородины на первом участке?
Краткая запись:
1 участок - (х+9)+3
2 участок – (х-3)
составим уравнение и решим его:
1,5(х-3)=х+9
1,5х-4,5= х+9
х=27
Ответ: на 1 участке 36 кустов.
Правильное решение:
(х+9)+3=1,5(х-3)
0,5х= 16,5
х=33
Ответ: на 1 участке 33 куста.
4 конкурс «Знаток теории»
Учитель:
Да, путь познания не гладок,
Но знаем мы со школьных лет:
Загадок больше, чем отгадок
И поискам предела нет.
В данном конкурсе каждый участник команды должен решить тест с выбором ответа, ответив на 2 вопроса теории и один практический. Каждый участник команды может принести 3 балла команде и получить оценку.
(Тест см. в Приложении 1)5 конкурс «Эрудит»
Учитель:
Тропинка к истине сложна
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна
Не менее, чем альпинистам.
Последний конкурс дает возможность командам догнать лидера. Каждое задание этого конкурса оценивается в 1 балл.
1. Записать число 100 пятью единицами?
2. Записать число 100 пятью пятерками?
3. Записать число 4 тремя пятерками?
4. Записать число пять тремя пятерками?
5. Записать число 37 с помощью пяти троек?
Учитель: подводим итоги урока. Победившая команда получает пятерки за урок, остальные команды оцениваются по набравшим ими баллам.