Нравственно-психологический пратикум. Тема: "Дорога к Себе и к Другим"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба


Актуальность

Во мне два «Я» - два полюса плане
Два  разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.
Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица, -
Но часто вырывается на волю
Второе «я» в обличье подлеца.
И я борюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя,
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давно не то второе «я».

Приоритетное  направление  школы: эколого – валеологическое

Дефиниции:

  • Экология (Э.Геккель) – наука о взаимоотношениях организмов между собой и с условиями их окружающей среды.
  • Валеология или санология (И.И.Брехман) – наука о здоровье.
  • Здоровье (ВОЗ) – полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие  болезней и физических дефектов.

Валеологическая модель человека:

«В человеке все должно быть прекрасно:
дух, душа и тело…»

  • Дух (духовность) – совершаемые поступки.
  • Душа – мысли и чувства.
  • Сома – физическое тело.

Цель: воспитывать личность духовно-нравственно с учетом личностно-ориенти-рованного подхода и с элементами здоровьесбережения через коллектив.

Задачи:

  • Способствовать формированию у учащихся потребности в духовном росте,
  • умения вести внутренний диалог с собой, анализировать свои поступки;
  • Создать ситуацию, позволяющую раскрепостить стереотипное мышление и «примерить» разные социальные роли;
  • Содействовать развитию у учащихся чувства эмпатии.

Жизнь человечества - 

  • Творчество,
  • Стремление к победе над сопротивлением материи,
  • Желание овладеть всеми ее тайниками.

М.Горький.

Нравственность, в конечном счете, служит основой всех человеческих ценностей.

А.Энштейн      

Личность – это звание, не дающее льгот.

Борис Лесняк

Нравственное воспитание процесс формирования и развития  целостной личности: становление к

  • Родине
  • труду
  • коллективу
  • своим обязанностям и себе                                                                                      

Ф.А. Брокгауз   (энциклопедический словарь)   

 «Кельтское колесо бытия»

Древние кельты считали, что каждый человек обладает определенным набором личностных качеств, соотносящихся с частями света:

  • север – юг,
  • запад – восток.

Творческие группы по характеристикам деятельности:

(психодиагностика)

  • север: решительный воин
  • юг: высоконравственный, открытый
  • запад: стремящийся к познанию
  • восток: творческий, изобретательный, одухотворенный

Психологическая сказка «Коряга»

Давным-давно на окраине огромного темного леса у широкой полноводной реки жили Бревна. Это были хорошо отесанные Бревна. Правда, свалены они были в удивительном беспорядке – вперемежку большие и маленькие, короткие и длинные. И была у них такая игра: они любили наскакивать друг на друга, переворачиваться, кувыркаться и с шумом вновь раскатываться в разные стороны.

Среди ровных и стройных бревен выделялась одна странная, неуклюжая Коряга. Ее причудливый вид давал повод для насмешек. Никто ее не обтесал – она была такой, какой уродилась здесь, на берегу реки. Она хотела поиграть с Бревнами, но была настолько неповоротлива, что своими вкривь и вкось торчащими сучьями делала больно другим.

Все вокруг отгоняли Корягу, не желая иметь с ней дела, и даже задумывались: «Не проучить ли ее? Не обломать ли ей все сучки, да задоринки?»

Особенно тяжело было Коряге по вечерам в одиночестве от печальных мыслей, от чув-ства безысходности. Однажды утром пришел дровосек соорудить плот. Бревна стали помогать ему: через некоторое время улеглись в один ряд. Но вот беда, не оказалось у Дровосека ничего, что могло бы скрепить их между собой. Взгляд его случайно упал на Корягу, даже и не мечтавшую оказаться полезной.

Дровосек с трудом уложил Корягу поперек всех Бревен плота. Ее кривые сучья, принес-шие столько бед Коряге, словно пальцы, охватили Бревна, тесно прижав, их друг к другу. А на длинный сук, который гордо поднимался вверх, Дровосек привязал маленький флажок.

И плот отправился в далекое плавание, в новые неизведанные земли.

Стадии развития коллектива

(социометрия)

I – «Песчаная россыпь»: нет авторитетного центра, сплочение людей.

II – «Мягкая глина»: нет достаточного опыта взаимодействия, достижение цели происходит с трудом.

III – «Мерцающий маяк»: преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить; инициативность и активность проявляются всплесками.

IV – «Алый парус»: символ устремлённости вперёд, неуспокоенности, дружеской вер-ности, долга; хотя группа сплочена, ей не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.

V – «Горящий факел»: тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность не только за себя, но и за других.

Качества личности, необходимые для успешного выполнения совместной деятельности:

(анкетирование)

Школьники должны выбрать из 35 качеств  только 5, которые, по их мнению, являются необходимыми и наиболее важными для успешного выполнения совместной деятельности.

1. дисциплинированность

2. эрудированность

3. сознание общественного долга

4. сообразительность

5. начитанность

6. трудолюбие

7. идейная убежденность

8. умение контролировать работу

9. моральная воспитанность

10. самокритичность

11. отзывчивость

12. общественная активность

13. умение планировать работу

14. любознательность

15. умение работать с книгой

16. целеустремлённость

17. коллективизм

18. прилежание

19. требовательность к себе

20. критичность

21. духовное богатство

22. умение объяснить задачу

23. честность

24. инициативность

25. внимательность

26. ответственность

27. принципиальность

28. самостоятельность

29. общительность

30. рассудительность 

31. скромность

32. осведомлённость

33. справедливость

34. оригинальность

35. уверенность в себе

Ценностно-ориентационное единство коллектива (ЦОЕ)

I – качества, характеризующие отношение к товарищам (11,17, 23, 29.33)

II – отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25)

III – стиль поведения и деятельности (3, 7, 9, 12, 27)

IV – знания (2, 5, 14, 21,32)

V - качества ума (4, 20, 30.24. 34)

Валеологическая разминка

Мы желаем Вам добра.
Выходите на разминку,
Побыстрее – да-да-да!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Приседаем – раз, два, три,
Веселей на всех смотри.
Влево-вправо наклонись!
Всем соседям улыбнись!
Вот здоровья в чем секрет!
Здравствуй, Солнце!
Всем привет!

Улыбка – ключ к доброжелательному общению

Качества личности важные для межличностного отношения:

  • Эмпатия
  • Открытость
  • Самопознание
  • Конкретность
  • Аутентичность
  • Конфронтация
  • Инициативность
  • Непосредственность
  • Доброжелательность
  • Принятие чувств окружающих

Воспитывать означает «питать» духовно

Цель: через соотношение с истинами закрепить в сознании, духе нравственные заповеди:

  • Не лукавь
  • Не согреши
  • Не иди на сделку со своей совестью

 «Закон вечности» по Нодару Думбадзе

«Свое тело человек в состоянии носить сам.
А вот, чтобы он выпрямился, нужен кто-то,
кто поднимет его душу».

От доброго корня и поросль добра (пословица)

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут все без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник,
Кто веру в жизнь провел,
Добро увидел в действии –
Вот лучшая из школ.

Возрастные особенности старших подростков (трудный возраст)

Развитие подростка – это начало поиска себя, уникального «Я». Это путь становления  индивидуальности.    

В психологии это период «брожения психики», за ним наступает период достаточной уверенности и равновесия. Этот период почти всегда бывает болезненным: время, когда проблемы между детьми и взрослыми обостряются.

Подростковый период – переходный:

  • Меняются психика, взаимоотношения с окружающими.
  • Очевидны физические изменения: рост, половое созревание.
  • Гормональные бури потрясают организм, вызывая то апатию, то беспричинное возбуждение.
  • Внутренние органы работают с напряжением – отсюда утомляемость, сонливость.
  • Снижается умственная работоспособность.
  • Возникают проблемы с кожей, весом.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере «группы риска»

  • Несдержанность, грубость, лживость, лицемерие, отсутствие необходимого уровня самокритичности;
  • Эмоциональная неуравновешенность, дерзость, трусость, озлобленность, вызывающее поведение;
  • Вредительство, мстительство, оскорбления;
  • Раздражительность, частые вспышки агрессии и жестокости, хулиганство.

Актуальные потребности подростков

  • Самооценка
  • Самопознание
  • Самоопределение
  • Психологическая и эмоциональная  независимость
  • Взаимоотношения с противоположным полом
  • Достижение определенного социального статуса

Противоречия в развитии личности старших подростков

  • Между исключительной концентрированностью подростка на собственной личности и насущной потребностью в общении со сверстниками.
  • Между притязанием подростков на самостоятельность, взрослость и материальной, эмоциональной зависимостью от взрослых, отсутствием жизненного опыта.    

Физические изменения вызывают смятение в душе. Подросток старается быть лучше и в результате страдает от неискренности, фальши. Поглощенность собой делают его рани-мым.

Столбовые дороги в жизни и общении

  • Широкая, но неосвещенная. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешехо-дов на ней много и можно споткнуться о камни отчужденности и одиночества. Прорываясь через заросли обид, вины, устало сталкивают с дороги того, кто послабее.
  • Длинная, но светлая, где горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый: они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бакам красивые газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения. Уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия.

I путь - неконструктивного, разрушающего общения.

II путь - конструктивного, созидающего общения.

Молодость!

Возьми с собой в дорогу
Самую заветную мечту;
За людей душевную тревогу,
Сердца жар и мыслей красоту,
Мудрость чувства,
Стойкость в бурях жизни,
Мужество во всем и до конца,
Верность другу,
Преданность отчизне,
Имя гражданина и борца.

Замечательные даты

10 октября – Всемирный день психического  здоровья

16 ноября – Международный день толерантности

20 ноября – Всемирный день ребенка

25 ноября – День матери

7 апреля – День здоровья

15 мая – Международный день семьи

(Презентация к уроку в Приложении 1)