Цель:
- сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
- воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
- знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
- Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).
- Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).
- Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Отгадайте загадку:
Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.
- Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).
2. Чтение рассказа.
- Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.
«Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.
«Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».
Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:
- Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:
- Что же вы на самокате- то не катаетесь…»
- Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).
- Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).
- Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).
- Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).
- Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.
- Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).
III. Наблюдение над особенностями сложных слов.
1. Подбор однокоренных слов.
- А как вы понимаете слово «доброта»?
- В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».
- Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).
- Поработаем в группах. Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».
- Давайте проверим слова каждой группы.
- Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.
- Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.
- Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).
2. Подбор синонимов.
- С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».
- Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.
- Проверка слов каждой группы.
- Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.
- Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).
- Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).
- Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).
3. Беседа по тексту.
- Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?
«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.
Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.
И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.
С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».
- А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?
IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.
Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
- Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
- Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
- Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
- Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.
- Как поступить милосердному человеку?
V. Упражнение в написании сложных слов.
1. Работа над лексическим значением слов.
- Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?
Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.
- Что заметили? (Одинаковая первая основа).
- Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).
- Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).
- Как вы понимаете, что означает это слово?
«Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».
2. Разноуровневая работа.
- Выберите одно из заданий по своим силам.
I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.
II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.
III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.
- Послушаем, что у вас получилось.
VI. Творческая работа.
Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».
VII. Итог урока.
1. Рефлексия.
- Чему учились на уроке?
- Какие слова называются сложными?
- Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
- С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
- Приведите примеры сложных слов.
- Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
- Какие выводы для себя сделали?
2. Домашнее задание.
- Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.