Урок русского языка в начальной школе. Тема: "Сложные слова"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • сформировать представление о сложных словах, способах их образования и правилах написания;
  • воспитывать доброжелательность, умение дарить людям тепло и заботу;
  • знакомить с общечеловеческими ценностями; 4) развивать связную устную и письменную речь.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек,
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в счастье верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
Ведь от слова доброго тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.

- Ребята, отчего человек может быть хмурым? (Когда его обидят, ему плохо, грустно).

- Какими качествами обладают люди, желающие помочь тем, кто попал в беду? (Доброта, чуткость).

- Сегодня мы рассмотрим способ образования некоторых слов, характеризующих такие качества.

II. Актуализация опорных знаний.

1. Отгадайте загадку:

Через реки, через горы
Слышим музыку и говор.
Нам услышать их помог
Этот чудо-сундучок.

- Верно, это радиоприемник. Как образовалось это слово? (Сложное слово, оно образовано из двух основ).

2. Чтение рассказа.

- Однажды по радио я услышала рассказ Ю.Ермолаева «Лучший друг». Давайте его сейчас прочитаем.

«Оставил Коля свой самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

«Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку, чтоб чужие вещи без спроса не брал».

Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял:

- Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля. Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал:

- Что же вы на самокате- то не катаетесь…»

- Встретилось ли в тексте сложное слово? (Самокат).

- Почему Коля смутился? (Стало стыдно за свою жадность).

- Как вы думаете, будет ли теперь Коля давать свой самокат ребятам? (Конечно).

- Как же надо себя вести с людьми, чтобы не было самому за себя стыдно? (Так, как хочешь, чтобы обращались с тобой).

- Запишите слово и выполните его морфемный разбор: самокат.

- Какую схему образования сложных слов можно построить? (Корень + соединительная гласная + корень).

III. Наблюдение над особенностями сложных слов.

1. Подбор однокоренных слов.

- А как вы понимаете слово «доброта»?

- В словаре С.И.Ожегова дано такое толкование: «Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

- Подберите к слову «доброта» однокоренное прилагательное. (Добрый).

- Поработаем в группах. Запишите, пожалуйста, сложные слова - имена прилагательные, которые являются однокоренными со словом «добрый».

- Давайте проверим слова каждой группы.

- Прочитайте на доске: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный, добрососедский.

- Допишите в свои тетради те слова, которых у вас нет. Выделите в них корень.

- Что общего в правописании этих слов? (Соединительная гласная «о»).

2. Подбор синонимов.

- С.И.Ожегов так толкует слово «добрый»: «Проявляющий заботу, искренние чувства ко всем живым существам, несущий благо и готовый всегда прийти на помощь».

- Подберите, пожалуйста, синонимы. Каждая группа запишет свои слова на листах.

- Проверка слов каждой группы.

- Запишите в тетрадях: благодушный, милосердный. Выполните их морфемный разбор.

- Что заметили? (Оба слова – сложные, образованы из двух основ).

- Выпишите из толкового словаря значение слова «милосердный». (Милосердный - готовый помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия).

- Что обнаружили в толковании слова? (Слово «человеколюбие» тоже образовано из двух основ).

3. Беседа по тексту.

- Можно ли назвать милосердными ребят из рассказа М.Водопьянова «Один за всех, все за одного»?

«Выдающийся математик Лев Семенович Понтрягин ослеп, когда был еще учеником начальной школы. У него заболели глаза, была сделана неудачная операция, и мальчик навсегда погрузился в беспросветную тьму. Мальчик был удручен настигшей его катастрофой.

Однажды домой пришли Левины товарищи и твердо заявили, что они всем классом помогут ему.

И они помогли. Каждый вечер кто-нибудь приходил к Леве учить вместе с ним уроки, читать ему вслух учебники и книги. Сосед по парте во время уроков вполголоса рассказывал ему, что написано на доске, какой опыт показывает учитель. Товарищи ходили с Левой и на каток, и в театр, и на концерты, и на лекции.

С помощью верных друзей Лев Понтрягин с отличием окончил школу и поступил в Московский университет. И здесь нашлись хорошие товарищи. Студенты охотно помогали юноше. Понтрягин оказался талантливейшим математиком и в 23 года стал профессором и членом-корреспондентом Академии наук».

- А как вы помогаете друг другу? Можно ли о нашем классе сказать: «Один за всех, все за одного»?

IV. Разбор проблемных ситуаций в группах.

Каждая группа получает конверт с описанием нравственной ситуации. Дети обсуждают ситуацию, и каждая группа высказывает свое мнение по поводу услышанного.

  • Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы его списать.
  • Твой друг получает плохие отметки за четверть, и тебе запрещают с ним дружить.
  • Твой друг употребляет плохие слова и выражения.
  • Твой друг не умеет играть в волейбол и подводит команду.
  • Твой друг поступил плохо, а наказали тебя.

- Как поступить милосердному человеку?

V. Упражнение в написании сложных слов.

1. Работа над лексическим значением слов.

- Прочитайте слова и объясните, от основ каких двух слов образовано каждое из них. Какая гласная стоит между двумя основами?

Благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

- Что заметили? (Одинаковая первая основа).

- Как вы понимаете слово «благо»? (Добро; то, что дает достаток, удовлетворяет потребности).

- Каким был провозглашен 2007 год в Республике Татарстан? (Годом благотворительности).

- Как вы понимаете, что означает это слово?

«Благотворительность – безвозмездная деятельность, направленная на оказание материальной помощи неимущим или на общественную пользу».

2. Разноуровневая работа.

- Выберите одно из заданий по своим силам.

I уровень: Спишите эти слова и выполните их морфемный разбор: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

II уровень: Составьте из этих слов (благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный) три словосочетания им. прил.+ им. сущ.

III уровень: Составьте и запишите три связных по смыслу предложения, используя данные слова: благодетельный, благожелательный, благонравный, благородный, благотворительный, благотворный.

- Послушаем, что у вас получилось.

VI. Творческая работа.

Придумайте и запишите текст «Чтобы с вами рядом стал счастливым человек».

VII. Итог урока.

1. Рефлексия.

  • Чему учились на уроке?
  • Какие слова называются сложными?
  • Какие гласные могут соединять основы? Как называются эти гласные?
  • С каким новым способом образования слов вы сегодня познакомились? (Сложение двух основ).
  • Приведите примеры сложных слов.
  • Какие чувства испытали на уроке? С чем это связано?
  • Какие выводы для себя сделали?

2. Домашнее задание.

- Вы выйдете из школы уже взрослыми людьми, изберете свой дальнейший путь. Но кем бы не стал в будущем каждый из вас - ученым, артистом, инженером или врачом, - прежде всего, будь Человеком. А этому нужно учиться уже сейчас. И я предлагаю вам дома продумать, какое реальное дело может осуществить каждый в отдельности и весь класс вместе, чтобы с вами рядом стал счастливым хотя бы один человек. Я думаю, что внимательные дети, слушая телепередачи и читая местные газеты, сразу почувствуют чужую боль и определят, кому нужна наша помощь.