В начальной школе учителя нередко сталкиваются с большими трудностями при обучении детей письменной речи. Записи учащихся иногда настолько искажены, что невозможно понять смысл написанного. Это свидетельствует о выраженной патологии письма, именуемой дисграфией.
Дисграфия чаще всего обусловлена недоразвитием фонетической, лексической и грамматической сторон речи. Практика показывает, что большинство детей, имеющих дефекты устной речи, плохо овладевают грамотой и резко отстают в усвоении программного материала. Словарь у детей – дисграфиков, как правило, беден, не выходит за пределы обиходной речи. Ученики не умеют выделять фонетические и морфологические части слова. В изложениях, сочинениях у таких детей отмечается неправильное употребление категорий рода, числа, а также предлогов.
Желательно, чтобы ребёнок приходил в школу с анкетой, показывающей уровень развития речевого навыка.
Расстройства письменной речи тормозят продвижение в учении и ведут к систематической неуспеваемости. Самостоятельно перешагнуть этот барьер школьники не в силах. Здесь требуются особые приёмы формирования правильных навыков в письме (Приложение 1).
Выявление дисграфии в процессе обучения не представляет трудности. Если класс обучен грамоте, а на фоне такого класса ученик делает специфические ошибки, учитель обычно знает, что такого ребёнка надо направить к логопеду. Труднее определить это на первых этапах обучения грамоте. Здесь, по совету Л.Н. Ефименковой (автора книги «Исправление и предупреждение дисграфии у детей») педагогов должно насторожить следующее:
- Смешение звуков в устной речи.
- Искажение структуры слов в устной речи.
- Неправильное употребление предлогов.
- Нарушение определения количества и последовательности звуков в слове.
- Отсутствие связи между буквой и звуком.
- Смешение оптически сходных букв.
- Нарушение слияния звуков в слоги при чтении.
В организационном плане устранение недостатков письма осуществляется на занятиях, построенных в виде урока. С помощью учителя дети практически учатся овладевать элементами звукового анализа, словообразования, построения связной речи.
Значительное место на начальных этапах преодоления дисграфии отводится работе по упорядочению звуковой стороны речи: воспитанию фонематического восприятия, развитию слуховой и зрительной памяти. Детей знакомят с понятиями «звук», «буква», «слово», «предложение», много и долго упражняют в дифференциации оптически сходных букв.
Работа по звуковому анализу и синтезу пронизывает все основные этапы преодоления нарушений письма. Эта работа полностью согласуется с психофизиологическими закономерностями становления письменной речи. Известно, чтобы ученик научился писать, он должен отчётливо различать звуки, входящие в состав слова, уметь располагать их в определённой последовательности и в пространстве, соотнести звук с буквой.
На занятиях обязательно надо использовать не только упражнения, диктанты, но и игры, которые способствуют лучшему усвоению материала (Приложение 2).
К сожалению, в школьной практике выявление дисграфии протекает с опозданием. Учителя направляют учащихся с нарушением письма к логопеду во 2-3 классах и позже, а хотелось бы, чтобы это происходило намного раньше.
От первых элементарных упражнений до специфических коррекционных приёмов логопед и учитель должны работать согласованно и вдумчиво, стремясь к активному развитию ребёнка.
В статье и примечаниях использованы материалы из работ В.М. Лыкова, Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой.