Цель: формирование у детей обобщенного представления о птицах.
Задачи:
- Дать понятие о птицах: умеют летать в воздухе, имеют типичное строение.
- Развивать умение устанавливать причинно- следственные связи, используя для обобщения схематическую модель.
- Закрепить умение в передаче строения птиц.
- Развивать творческое воображение.
Материал: схематическая модель птицы, картинка сорока, гусь, синица, дятел, перо птицы, аудиозапись голоса птиц, разносы с семенами растений, карточки с нанесенным на них пластилином.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, встаньте, пожалуйста, в круг. Вам удобно? Встаньте, чтоб было всем удобно.
Какое у вас настроение? ( Выслушиваются ответы детей.)
Поделимся своим хорошим настроением, улыбнемся друг другу.
У меня есть волшебное перо, передавая его, будем называть друг друга ласковыми именами.
Какие будем соблюдать правила?
1. Смотреть в глаза, когда передаешь перо.
2. Говорит только тот, у кого в руках перо.
3.Определить с кого начнем (влево, вправо)
(После игры воспитатель спрашивает, все ли правила соблюдались.
Высказывания детей.)
Воспитатель: Я заметила, не все смотрели в глаза друг другу, когда передавали перо. Согласны?!
Воспитатель: Садимся на ковер, закрываем глаза, послушаем тишину. (Слушание записи "голоса птиц")
Откройте глаза. Кто, что услышал?
Дети: Голоса птиц.
Воспитатель: А каких-нибудь птиц вы узнали?
Выставляются на доске картинки с изображением птиц (синица, дятел, гусь)
Вы узнали, что это за птицы?
Птицы одинаковые или разные? как вы думаете?
Что есть на голове у всех птиц?
Дети: Клюв, глаза
Воспитатель: Я изобразила на схеме, что у всех птиц, помогайте мне!
Дети: На голове у птиц клюв и глаза.
Воспитатель: А это что у птиц, вы знаете? (показ)
Дети: Крылья.
Воспитатель: Для чего птицам крылья?
Сколько крыльев у птиц?
Сколько ног у каждой птицы?
У птиц ноги одинаковые или разные? как вы считаете?
Что на ногах у гуся?
Для чего нужны гусю перепонки?
Ноги и крылья у птиц разные, но по скольких всегда?
Посмотрите на схему. Как вы думаете, что она обозначает?
Дети: Что у птиц два крыла, две ноги.
Воспитатель: Что это у птиц? (показ крыла)
Для чего птицам крылья?
Сколько крыльев у птиц?
О чем говорит эта схема? (показ схемы)
Давайте скажем, кто же такие птицы?
Дети: Птицы это животные (обращаясь к схеме) у которых имеется голова, на ней клюв и два глаза.
Воспитатель: Тело (обращаясь к схеме) покрыто перьями.
Воспитатель: У всех птиц есть что?
Дети: Два крыла, две ноги.
Обобщение: Теперь мы всегда сможем отличить птиц от других животных.
Воспитатель: Когда я утром шла в детский сад, увидела птицу, знаете какую? (показываю сороку)
Она вам передала свою фотографию и просила с вами поиграть, хотите?
Последите за фотографией сороки только глазами, не поворачивая и не опуская головы.
(Играем три раза)
Физ.пауза. Игра в парах "Человек-человеку".
Воспитатель: Посмотрите, какая у меня картинка, нравится? Вы сможете сделать такую же картинку?
У нас в детском саду есть малыши, которые еще не знают, кто такие птицы, не умеют их мастерить, мы их можем порадовать? Хотите сделать картинку с птицами, и подарим нашим малышам? Все необходимое для этого у вас есть на столах.
Пройдите, сядьте рядом со своим другом и начинайте мастерить картинку с птицами.
(Дети мастерят в парах)
Итог: Возьмите свои картинки и пройдем на ковер. (Дети раскладывают свои картинки)
Посмотрите, какие получились забавные птицы. Вам нравятся?
Давайте порадуем их своим вниманием малышей, подарим им картинки.