Интегрированный урок по теме "Виды волокон. Свойства нитей основы, утка. Способы их определения в тканях"

Разделы: Технология


Цель урока:

  • познакомить обучающихся с наиболее распространенными растениями - источниками натуральных волокон, используемых в производстве одежды и предметов обихода;
  • научить определять виды волокон, формировать представление о ткани как о двух системах нитей;
  • научить определять направления нитей основы и утка, определять лицевую и изнаночную стороны, свойства ткани.

Наглядные пособия:

  • коллекции "Хлопок" и "Лен";
  • волокна хлопка, волокна льна, пряжа (нити из тканей), образцы тканей с кромками;
  • схема получения ткани на ткацком станке.

Оборудование и материалы:

  • вата,
  • лупы,
  • иглы,
  • образцы тканей,
  • мультимедиа,
  • экран,
  • микроскопы,
  • цифровой микроскоп.

(На экране слайды с терминами: натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён - долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, полотняное переплетение). (см. приложение 1)

Ход урока

I. Орг. момент.

Добрый день!

Мы рады Вас видеть на нашем уроке. Сегодня он пройдет немного необычно, так как урок будут проводить два учителя.

II. Актуализация знаний.

1.Учитель технологии.

- Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни. Когда мы шьем изделие, то даже не задумываемся, как получают ткани и из какого сырья.

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

В настоящее время используют большое количество различных волокон, как натуральных, так и химических.

- Какие виды волокон вы знаете?

III. Изучение нового материала.

1. Учитель биологии.

(Коллекции "Лен"; волокна льна, на экране слайды льна)

- Главным источником волокон для хороших тканей в одежде россиян всегда был лен. Лен относится к семейству льновых и насчитывает более 230 видов, из которых в России произрастает около 50. Это многолетние, реже однолетние травы с цельными листьями, голубыми, фиолетовыми или зелеными цветками в соцветии. Плод коробочка, встречается в субтропических и умеренных поясах. На территории России лен выращивают 2500 лет. Волокна идут на приготовление прочных тканей, а масло ценится как пищевой продукт и используется для производства олифы.

В старину технология получения льняного волокна была длительной.

Ученик.

(Слайд "Обработка льна")

- После скашивания осенью лен оставляли лежать в поле, затем связывали в снопики и ставили их в поле для выдержки в осеннюю погоду, пока станут рыхлыми. Затем лен мочили, били для разрыхления волокон и чесали. Отходы производства, льняную паклю, использовали в строительстве для прокладки между бревнами.

Учитель биологии.

(Коллекции "Хлопок"; волокна хлопка, на экране слайды хлопка)

- Хлопковое волокно дает растение хлопчатник. Он представляет собой многолетние кустарники и травы семейства мальвовых, которых насчитывается 35 видов. Плод - коробочка, семена покрыты белыми волокнами и содержат до 29 % масла. Произрастает хлопок в тропиках и субтропиках. Культивировали его в Закавказье в 7 - 4 веке до н.э.

- Вы познакомились с особенностями строения льна и хлопка.

- Какие части льна используются для получения волокон?

- Какие части хлопка используются для получения волокон?

(На экране слайды волокон льна и хлопка)

- Сегодня мы с вами рассмотрим волокна растительного происхождения. Волокно - удлиненная скошенная на концах, толстостенная клетка растений.

Волокна относятся к механической ткани, она обеспечивает прочность органов растения. Волокна могут быть живыми и мертвыми. Волокна, состоящие из живых клеток способны впитывать влагу, пропускать воздух.

- Рассмотрим строение волокон под микроскопом.

(На столах стоят микроскопы, лежат микропрепараты механической ткани, на экране проецируется изображение механической ткани льна и хлопка через цифровой микроскоп)

- Зарисуйте в рабочую тетрадь строение волокна.

- Сделайте вывод, какую функцию выполняют волокна.

2. Учитель технологии.

(Слайд таблицы)

- Посмотрите на эту схему.

- На какие две группы можно разделить натуральные волокна?

- Сырьем для хлопчатобумажных тканей являются волокна, расположенные в семенах хлопчатника. Семена размещаются в коробочке хлопчатника. Длина волокна 20- 50 мм. Наилучшим считается хлопок с длинным, тонким, прочным волокном.

Льняные ткани изготовляют из льняных волокон. Лен называется русским шелком. Это волокнистое растение с длинными, гибкими и прочными волокнами. Стебель льна имеет высоту до 1200 мм. В каждом из них 350 - 650 волокон. Льняную соломку вымачивают, сушат, мнут, треплют и получают льняное волокно, из которого делают ровницу.

(Слайд "Прядильные машины", "Схема получения ткани на ткацком станке").

На прядильных машинах с помощью веретен из ровницы вырабатывают пряжу, а на ткацких станках путем переплетения нитей основы и утка получают ткани. Ткани изготавливают из волокна. Процессы, в результате которых из коротких, тонких волокон получают непрерывную нить, называются прядением, а нить - пряжей.

Ткачество - это процесс переплетения нитей пряжи между собой для получения тканей. Переплетения нитей могут быть разнообразные.

(Слайд полотняного и саржевого переплетения)

Самое простое - полотняное. Это наиболее распространенный вид переплетения, когда нить утка проходит поочередно то над нитью основы, то под ней. Нити основы очень прочные, длинные, тонкие, при растяжении не меняют своей длины, проходят вдоль кромок ткани. Нити утка менее прочные, более толстые, короткие проходят поперек ткани. При растяжении и ослаблении ткани издаваемый ею звонкий звук характерен для основы, а глухой звук - для утка. Нить утка, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпающиеся края - кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани.

Процесс производства хлопчатобумажных и льняных тканей очень продолжительный и трудоемкий. Сначала хлопковое волокно разрыхляют, очищают от сора, расчесывают, затем вытягивают в тонкую ровную ленту - ровницу.

Последний этап - отделка тканей: ткань сначала отбеливают, а потом окрашивают. Если окрашиваемые ткани погружают в краситель, то получаемые ткани становятся гладкокрашеными. Рисунок на отбеленные и гладкокрашеные ткани можно наносить печатанием. Рисунки бывают: растительными (цветы, листья, растения), геометрическими (квадраты, ромбы, овалы, линии), тематические (условные изображения людей, животных, предметов и т.п.).

Ткани имеют две стороны: лицевую и изнаночную. Их определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте отделки

II. Лабораторно-практическая, работа

(Слайд "Инструкция по проведению лабораторно-практической работы ")

- У вас на столах лежат инструкции по проведению лабораторно - практической работы.

Тема. Определение в ткани направления нитей основы и утка.

  По кромке (вдоль или поперек кромки) По степени растягивания (больше или меньше) По звуку (звонкий или глухой)

По виду нитей

   

 

 

 

 

 

Толщина (толстая или тонкая) Гладкость (гладкая или пушистая)
Нити основы          
Нити утка          

Инструкция к лабораторно-практической работе "Определение в ткани направления нитей основы и утка"

Ход работы

1. Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы (долевые) и утка (поперечные).

2. Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.

3. Резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком - глухим.

4. Рассматривая образец ткани в лупу, сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдений.

5. Проверьте результаты выполненной работы, записанные в отчете, сравнив их с признаками определения направления нитей в ткани.

Признаки определения направления нитей в ткани:

1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

4) нити основы тонкие и гладкие, нити утка более толстые и пушистые.

- Возьмите образец ткани без кромки и по изученным самостоятельно признакам определите в нем направление нитей в ткани.

Рассматривая строение ткани в лупу, учащиеся видят, что нити основы и утка по одной переплетаются между собой (полотняное переплетение). Надо показать образец полотняного переплетения, сделанный из полосок цветной бумаги. Сравнить с образцом саржевого и сатинового переплетения. Полоски склеены так, чтобы с обеих сторон образца был виден их цвет.

Свойства тканей

Ткани отличаются, друг от друга по цвету, рисунку, толщине, прочности, волокнистому составу, способности пропускать воздух и сохранять тепло. Все эти особенности тканей называются их свойствами.

Все свойства тканей делятся на физико-механические, гигиенические и технологические. В зависимости от свойств ткани имеют свое применение и правила ухода за ними.

IV. Лабораторно-практическая работа

Тема. Определение свойств тканей из натуральных растительных волокон

Сравнительная характеристика хлопчатобумажных и льняных тканей

Ткани

 

Хлопчатобумажные

Льняные

Физико-механические свойства

прочность    
  сминаемость    
Гигиенические свойства гигроскопичность    
 

теплозащитные свойства

   
Технологические свойства осыпаемость    
  усадка    

V. Закрепление изученного

- Сегодня на уроке мы познакомились с техническими культурами, видами волокон, свойствами нитей основы, утка.

(Слайд с вопросами)

- На экране вы видите вопросы. В рабочих тетрадях ответьте на них

1) Как называется процесс получения ткани из пряжи?

2) Перечислите виды волокон.

3) Назовите нити, из которых состоит ткань.

4) Что находится по краям ткани, для чего она служит?

5) По каким признакам определяют направление нитей основы в тканях?

6) Из каких волокон изготавливаются хлопчатобумажные и льняные ткани?

7) Как определить лицевую и изнаночную стороны ткани?

8) Какие части льна используются для получения волокон?

9) Какие части хлопка используются для получения волокон?

10) Что такое волокна?

11) Какую функцию выполняют волокна в растении?

- С какими терминами вы познакомились на уроке?

Натуральные волокна, хлопчатник, хлопчатобумажные ткани, лён-долгунец, льняные ткани, пряжа, нить, ткань, основа, уток, полотняное переплетение).

- Дайте им определение.

- Что вы узнали сегодня на уроке

VI. Домашнее задание.

Нарисовать хлопок и лен.

VII. Выставление отметок. Подведение итогов