Урок внеклассного чтения в начальной школе. "Дж. Родари "Приключения Чиполлино"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, желание прочитать другие произведения автора; познакомить с понятием "эпилог".
  • Воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу.
  • Развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте.
  • Способствовать прочному усвоению содержания повести сказки.

Дидактический материал и оборудование: тема урока, портрет Дж. Родари, детские рисунки, карточки с литературными терминами, плакат с изображением овощей и фруктов для итоговой рефлексии, кроссворд, книги писателя, сигнальные карточки. ТСО

I. Организационный момент

- На русский язык его имя переводится как Луковка. Кто это?

- Назовите книгу, которую вы читали к уроку внеклассного чтения. ("Приключения Чиполлино")

- Кто автор этой книги? Читая произведение автора, мы всегда что-то узнаем о нем самом.

- Что вы узнали о Джанни Родари? Каким он был? (фантазер, выдумщик). Джанни Родари родился и рос в Италии. Потом он стал учителем. И когда маленькие непоседливые дети шалили, он их не наказывал, а, присев на край стола, начинал тихо-тихо рассказывать ученикам любимую сказку своего детства "Приключения Пиноккио". Маленькие мальчики и девочки затихали, покоренные рассказчиком, и только когда чувствовали, что сказка подходит к концу, просили: "Еще, пожалуйста!"

И тогда учитель на ходу выдумывал новые приключения Пиноккио. И чудеса продолжались! Весело смеялись дети, и вместе с ними их молодой учитель, наделенный даром фантазии.

Возможно, именно тогда родилась у Родари идея создать своего сказочного человечка -Чиполлино.

Вступительная беседа.

- Что это за произведение по жанру? (Повесть - сказка)

- Какие сказочные приметы вы увидели?

- А какие признаки повести?(большой объем, деление на главы, много героев, события происходят в течении долгого времени)

- Сегодня мы с вами продолжаем чтение произведений, где герои - сказочные человечки. А кем являются все герои сказки "Приключения Чиполлино"? (овощами да фруктами)

- Ребята, посмотрите внимательно на стол около доски. Там лежат различные овощи и фрукты. Вам надо вспомнить всех: и друзей, и врагов Чиполлино. Найти их среди этого множества овощей и фруктов и назвать их. (Дети пишут на листочках ответы определённое время по вариантам, а затем зачитывают то, что написали ).

Правильные ответы:

  1. Луковицы: Чиполлино, Чиполлоне, Чиполлетто, Чиполлотто, Чиполлочча, Чиполлучча и тд.
  2. Принц Лимон
  3. Синьор Помидор
  4. Профессор Груша
  5. Кум Черника
  6. Барон Апельсин
  7. Герцог Мандарин
  8. Граф Вишенка
  9. Синьор Петрушка
  10. Доктор Каштан
  11. Синьор Горошек
  12. Мистер Моркоу
  13. Мастер Виноградинка
  14. Кум Тыква
  15. Фасолинка
  16. Редиска

- Молодцы ребята. Вы с ним отлично справились.

- А сейчас давайте посмотрим на нашу книгу. В какой стране мы побывали? Кто знает где находится Италия?( на Аппенинском полуострове)

Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в маленьком городке Оменья , на севере Италии. Он расположен в горах, возле небольшого озера Орта с островком в центре, на котором высится старинный замок.

Узенькие улицы, низенькие домики, утопающие в зелени в цветах, уютно отражаются в голубой эмали воды. Мальчик любил смотреть, как ловко и уверенно сильные руки прачек полощут белье в озере, словно подкрашенном синькой. А по праздникам, одетые в многоцветные национальные костюмы, женщины пели. И Джанни заслушивался удивительными мелодиями песен. Отец мальчика был булочником. Свое детство Джанни провел возле жаркой печи, среди мешков с мукой и углем.Джанни Родари стал детским писателем вовсе не случайно. Его привела в детскую литературу любовь к ребятам.

В нашей стране Джанни Родари любят все- и ребята , и взрослые любят за жизнерадостность и неистощимую фантазию. Вернемся к повести -сказки.

- Какие крылатые выражения и пословицы встретились в книге?

Какие крылатые выражения и пословицы встретились в книге?

- "Где лук - там и слезы".

- "В своем доме и стены помогают".

- Кто это сказал?

- Это сказал кум Черника, думая о своей каштановой скорлупе, когда его попросили пожить в доме кума Тыквы, охраняя его.

- Какие еще пословицы встречаются в книге и кто их произносит?

- "Хорошо смеется тот, кто смеется последним", - сказал синьор Помидор мастеру Виноградинке и сыщик Мистер Моркоу - маленькому Фасолинке.

- "Век живи - век учись! Мир тесен - может быть, мы еще встретимся", - думал Чиполлино о Кроте, и они действительно встретились еще много раз.

- "У страха глаза велики" - испуг мышей на мяуканье пленников.

- "Скатертью дорога!" - об отъезде графинь Вишен из своих владений.

- "Кто волен, тот и доволен", - сказала Земляничка Помидору.

- "На сердце кошки скребли" - у Чиполлино, когда он понял, что в данный момент он не сможет помочь друзьям.

- "У вас, как видно, язык без костей. Довольно болтовни! Покажите-ка мне лучше, в какую сторону рыть", - сказал Крот Чиполлино.

- "Товарищи по несчастью", - так говорили о себе Чиполлино и Медведь, вспоминая о родителях.

- "Спаси меня, Боже, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь и сам избавлюсь!" - сказал принц Лимон, когда барон Апельсин раздавил его генералов.

- "Остался в дураках" - синьор Помидор, когда он первый раз в жизни пролил слезы и домик от него спрятали.

- "Словно о стенку горох" - когда Горошка арестовали и его просьбы никто не слушал.

- "Учись уму-разуму. Жизнь научит", - говорил сыну Чиполлоне.

- "Здесь и у стен есть уши", - говорила кума Тыквочка своим товарищам в камере и была права.

- "Наврать с три короба", - было сказано, когда господа ходили следом друг за другом и не признались, где они были.

- "На нет и суда нет", - думал дровосек, когда говорил неправду принцу Лимону и полицейским.

- "Поживем - увидим", - говорил Горошек Чиполлино.

- "Час от часу не легче", - сказал Помидор, когда подумал, что Мандарин в плену.

- Почему барон Апельсин считал, что "спать - только время терять"?

- Потому что когда он спит, он не может есть.

- Посмотрите, как много пословиц и крылатых выражений встретилось нам в тексте!

- Вспомните еще раз имена главных героев.

Учитель раздает карточки для индивидуальной работы, которые собирает через 3-5 минут.

КАРТОЧКА

Найди пары и соедини линиями:

Кума

Адвокат

Принц

Барон

Кума

Герцог

Мастер

Синьор

Профессор

Лимон

Тыквочка

Апельсин

Черника

Горошек

Виноградинка

Помидор

Груша

Мандарин

Ответы: кум Черника, адвокат Горошек, профессор Груша, кума Тыквочка, мастер Виноградинка, синьор Помидор, принц Лимон, барон Апельсин, герцог Мандарин.

Анализ содержания сказки как решение учебной задачи.

На доску вывешиваются рисунки к произведению.

-Найди ошибку на рисунке.(домик Тыквы сделан не из кирпича, из досок.) Поставьте оставшиеся картинки по порядку.(Кум Тыква в тюрьме, побег пленников, знамя свободы)

Итак, главный герой этой сказки - Чиполлино. Найдите в тексте и прочитайте, где рассказывается, в какой семье он жил. На какие группы вы бы разделили всех героев,с которыми познакомились, читая эту сказку.

- Почему? (Мир добра и мир зла)

- Кто из героев сказки, борется со злом, защищая бедняков? (Чиполлино)

- Расскажите о его поступках.

- Как они характеризуют Чиполлино?

- Выразите свое отношение к герою значком.

(Нравится или нет)

- Давайте вспомним с вами историю, из которой мы узнаем о том, как Чиполлино одурачил пса Мастино, которому очень хотелось пить. Как найти эту главу в книге? (По оглавлению).Чтение отрывка четвертой главы по ролям (Диалог пса Мастино и Чиполлино) Что вы чувствовал читая этот эпизод? Какое чувство у вас возникло при чтении этого отрывка? Чиполлино отказался помочь псу. Хорошо ли это? Тогда о Чиполлино можно сказать, что он равнодушен к окружающим, отказывается помочь? Почему же он не принес воды Мастино?

(Мастино служил кавалеру Помидору, а тот был жесток и несправедлив. А Чиполлино не любит несправедливости и угодничества).

Физпауза

- Что сказочного в книге? Чему учит сказка? (Мужеству, доброте, умению радоваться солнышку, цветку, человеческой улыбке) Понравилась ли вам сказка? (Дети показывают значком) Мне тоже нравится эта сказка. Когда мои дети были маленькими, мы читали эту сказку всей семьей, зачитывались ею. Посоветуйте другим ребятам, которые не читали эту сказку, прочитать ее:

- "Я советую прочитать... потому, что..." (записи в дневнике читателя)

- Сколько глав в этой книге? (29) Чем заканчивается 29 глава?

Вот и закончилась книга. Удовлитворило ли автора такое окончание?

(Нет) Почему? Вот и пришлось автору написать эпилог. Что такое эпилог? Вы сейчас сами и определите.

Работа в группах.

1. В какой части текста находиться эпилог? (в начале, в середине, в конце)?

2. Что можно узнать из эпилога?

В ходе обсуждения и проверки групповой работы на доске появляются карточки:

Эпилог - заключение, концовка, послесловие.

- Учитель читает стихотворение.

Недаром дети любят сказку;
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
И на любые испытанья
Согласны храбрые сердца
В нетерпеливом ожиданье
Благополучного конца.

- Найдите и прочитайте, в какой строке эпилога заключены слова надежды автора на счастливое будущее детей на земле. (Да будет так!) Представьте себе страну, в которой живут счастливые люди. Как она могла бы называться, кто бы в ней жил, чем бы они там занимались? работают по предложенному плану:

Эта страна называется

  • Там живут...
  • В ней есть..

Обсуждение и проверка групповой работы.

Действительно, в странах, которые вы придумали и нам о них рассказали, живут счастливые люди. И хочется сказать словами Джанни Родари: "Да будет так!"

Урок я хочу закончить словами Чиполлино "На этом свете вполне можно жить в мире, для всех на Земле хватит места:" живите, ребята дружно! Не ссорьтесь друг с другом.