Цели урока:
- Показать на примере литературного произведения, что любовь- редчайший дар; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в повести.
- Развивать филологическое мышление учащихся.
- Формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку.
Методические приёмы:
- аналитическая беседа;
- кластер («паучок»);
- выразительное чтение;
- рассказ учителя;
- обсуждение мини- сочинений.
Оборудование урока:
- запись «Второй сонаты» Бетховена;
- запись «Лунной сонаты» Бетховена;
- портрет Куприна А.И.;
- иллюстрации к произведению;
- рисунки учащихся.
Любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение,
всегда радость и страх, воскресение и смерть,
иначе- она скучное долголетнее сожительство
под благословенным покровом церкви и закона.
А. И. Куприн
( Звучит «Лунная соната» Бетховена.)
На фоне музыки учитель читает следующие строки:
В душе померк бы день,
И тьма настала б вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженства знал,
Кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви,
Тот всё равно, что не жил.
Ж. Б. Мольер
- Многие произведения А.И.Куприна посвящены богатому, сложному и не всегда объяснимому чувству любви. Писатель касался разных граней этого «тонкого и хрупкого» чувства, которое требует от личности духовной одарённости, душевной щедрости. Сегодня на уроке мы рассмотрим с вами одно из самых замечательных созданий А.И. Куприна рассказ «Гранатовый браслет». Сам писатель называл его «милым» и признавался, что ничего более целомудренного не писал». Посвящено это произведение вечной теме- теме любви. В основе рассказа лежит реальный факт- история любви скромного чиновника, которая повторяется «только один раз в тысячу лет».
Итак, тема нашего урока «Талант любви в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Сформулируйте цель нашего урока.
- Ученики формулируют цель.
- Перед тем, как мы перейдём к анализу произведения, давайте проверим домашнее задание. Зачитайте мини-сочинения на тему: «Как вы понимаете слова «талант любви?»
( Учащиеся зачитывают сочинения, выделяют ключевые словосочетания - метод
«Паучок» (кластер) - и записывают вокруг слов «талант любви», написанных на доске.)
Например,
После этого делаем вывод: Любовь- это дар, который даётся не каждому, а избранным, способным любить бескорыстно, отдавая всего себя.
Аналитическая беседа.
-Кого наделил Куприн в рассказе «Гранатовый браслет» таким редким талантом? Что представляет собой этот герой?
( Желткова. Звучит характеристика героя ).
-Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину?
(Характеристика).
- Что отодвигает любовь героя в сферу недоступной мечты?
(Социальные преграды).
- С чего же начинается развитие действия? Определите завязку рассказа?
(Получение подарка от Желткова).
-Как отреагировали на подарок княгиня и её близкие?
( Ответ зачитывается из произведения).
- Какое они принимают решение?
( Отдать браслет и покончить с этой историей навсегда).
-Кто отправляется к Желткову? Перескажите этот фрагмент рассказа. Опишите поведение героев во время беседы.
- Что произошло после этой беседы? Как развиваются события?
-Почему Желтков ушёл из жизни? Что оставил перед смертью своей любимой?
(Вслух зачитывается письмо героя к Вере).
-Что вы можете сказать о главном герое, как о человеке, после прочтения письма?
- Почему Вера пришла к умершему?
(Чувство вины, желание узнать истину: та ли это любовь, которая бывает «раз в тысячу лет?)
- Почему Вера, посетив Желткова, неожиданно заплакала? Неужели причиной слёз стало «впечатление смерти», или есть другая причина?
(Она поняла, что мимо неё прошла настоящая любовь).
Учитель зачитывает фрагмент 13 главы до слов, которые рождаются в голове у Веры. Дальше читают юноши по куплету. Чтение осуществляется на фоне «Сонаты № 2» Бетховена.
- Вот так трагически закончилась любовь бедного чиновника к даме из высшего света.
Огромную роль в раскрытии истинной сути произведения играют детали, которые мастерски использует Куприн в своём произведении. Так, эпиграфом к произведению он взял первую нотную строку из второй сонаты Бетховена, чтобы мы вспомнили и поняли, что любовь сродни музыке. Таким образом, эпиграф - гимн человеческим чувствам. Также перевод эпиграфа (скорбные чувства) помогает понять нам смысл произведения.
Любовь героя закончилась трагически. Какие факты произведения предполагают печальный исход?
( 13 глав; 13 гостей за столом; гранаты, сверкающие как кровь; печальные события в экспозиции рассказа; печальный конец комического рассказа Василия Львовича и т.д.)
- С какой целью автор даёт подробное описание подарков, преподнесённых Вере до браслета, а также точное описание самого браслета? Как на этом фоне выглядит подарок Желткова?
( Браслет в сравнении выглядит низкопробной безделушкой, но Желтков в отличие от других дарит самое ценное, что у него есть. Это символ его безнадёжной, восторженной, бескорыстной любви).
- Куприн включил в содержание небольшие рассказы о любви, которые преподносит нам генерал Аносов, прекрасный русский офицер, человек чести и долга. Напомните их содержание.
- Включение этих рассказов многие литературоведы оценивали как сюжетные излишества. Как вы думаете, с какой целью Куприн включает их в основной сюжет ?
( Чтобы оттенить возвышенность чувств Желткова. Эти пошлые истории о любви представителей высшего света, которые считают себя выше других не только по табели о рангах, но и по интеллектуальному уровню и нравственным достоинствам, подчёркивают душевное превосходство полунищего мелкого служащего, который обнаружил такую высоту любви.)
- Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную словами: « Да святится имя твоё». Почему несколько раз повторяется эта строчка из молитвы?
(Чтобы показать, что любовь героя выше всего земного. Она божественного происхождения)
- До встречи с героем душа Веры находилась в дрёме. Об этом свидетельствует пейзажная зарисовка. Любовь- это пробуждение. Умирает Желтков, но пробуждается княгиня. Ей открылось нечто не доступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои любили друг друга одно мгновение, но навеки. Куприн показал великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.
Звучит «Лунная соната» Бетховена. Ученик читает эпиграф, предлагается поразмышлять над прочитанным и сделать выводы.
Использованная литература:
- Н.С. Лаушкина «Открытый урок по литературе». М.: «МЛ». 2001 г.
- Н.В.Егорова, И.В.Золотарёва «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина 20 века ».М.: «ВАКО».2003 г.