Основы экологической культуры следует закладывать у детей с раннего возраста, начало ее становления падает на первые семь, восемь лет их жизни.
Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношения – конечным его продуктом. Экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Содержание экологических знаний дошкольников охватывает следующий круг вопросов:
- связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессе роста и развития;
- многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов;
- человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность;
- использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.
Ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольников первоначальные представления экологического характера.
Передача экологических знаний – это начальный этап выработки правильного отношения к окружающему миру. Их трансформация осуществляется в результате использования воспитателем личностно-ориентированных методов работы с детьми.
В процессе экологического воспитания дошкольников должны иметь место следующие виды деятельности:
- сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;
- практическая деятельность по созданию или поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек, книг);
- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей;
- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, любование, действия по уходу, приручение и дрессировку (в случае с животными);
- экспериментирование: познавательная практическая деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;
- речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнение представлений о природе с помощью слова;
- наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность),обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;
- просмотр книг, картин, фильмов природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.
Чрезвычайно важное значение имеет позиция воспитателя – главной фигуры экологического воспитания детей, осознанный характер его действий и творческий поиск оптимальных условий для педагогического процесса.
Творческая активность воспитателя должна быть направлена на следующее:
- вдумчивое освоение и непрерывное совершенствование методов и технологий экологического воспитания детей;
- постоянный поиск и проверка новых приемов работы с детьми, которые на фоне устоявшихся методов и форм воспитания могут обеспечить оптимальное использование складывающейся ситуации, применение своего и детского опыта к конкретным природным условиям детского сада. Новый прием в общении с детьми, их обучении – это самый гибкий механизм, который дает разнообразное использование одной и той же технологии воспитателями с разными детьми в разных условиях;
- создание атмосферы взаимодействия, доверия, сопереживания любых событий. В общении с детьми воспитатель должен реализовать изначально позитивный взгляд на них, воспитывать способом одобрения, помощи и поддержки.
В педагогической деятельности воспитатель должен реализовать себя как личность: широко и разнообразно использующий свои умения, способности, интерес к той или иной области, окрашивая ими процесс экологического воспитания детей.