Цели урока:
- Обучающие: создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме: «Водород. Кислоты. Соли», продолжить формировать умение классифицировать неорганические вещества; закрепить основные понятия «оксиды», «кислоты», «соли», «индикатор»; уметь выделять главное.
- Развивающие: содействовать развитию познавательной и творческой активности учащихся через постановку проблемных вопросов, при подготовке творческих домашних заданий, а также умению сравнивать, анализировать, находить решение заданий в нестандартных ситуациях.
- Воспитательные: учить детей самоанализу своей деятельности на уроке при презентации знаний о кислотах и солях в выполнении разноуровневых заданий, на этапе рефлексии и т. п., формировать интерес к предмету через мультимедийные возможности компьютера; способствовать отработке навыков самовыражения у учащихся на основе выполнения разнообразных тематических заданий.
Тип урока:обобщение и систематизация изученного материала с применением ИКТ.
Место проведения:кабинет информатики.
Эпиграф урока:
«Для тех, кто мало знает и этого много,
а для тех, кто хочет знать много и этого мало».
(Л. Зорина)
Средства обучения:
- Раздаточный материал из серии разноуровневых заданий по индивидуальной карточке.
- Проверочные тесты.
- Компьютер для презентации проверочного теста и проверки, презентации знаний о кислотах и солях, применение водорода.
Оборудование: штатив с пробирками, кристаллизатор, индикаторная бумага: метилоранж, фенолфталеин, лакмус.
Реактивы: кальций, соляная кислота, вода.
Структура урока
- Организационный момент. Приветствие учащихся.
- Презентация о применении водорода (выступление учащегося)
- Самостоятельная работа «Решение задачи на определение массовой доли элемента».
- Практическая часть «Получение водорода» в лаборатории.
- Презентация сведений о кислотах, солях и индикаторах.
- Презентация сведений о химических свойствах кислот.
- Презентация сведений об основных группах неорганических соединений.
- Разноуровневая проверочная работа.
- Решение задачи по уравнению химической реакции.
- Подведение итога урока. Выставление оценок, их аргументация.
- Дифференцированное домашнее задание.
- Рефлексия.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент «Настроимся на урок»
Сообщение темы, постановка цели урока, обращаю внимание на эпиграф (Приложение 1, слайд №1)
II. Компьютерное тестирование (вопросы ЕГЭ)
III. Выступление учащегося с применением презентации «Водород» (Приложение 1, слайды № 2 – 8)
IV. Актуализация знаний
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях «Решение задачи на определение массовой доли элемента» (Приложение 1, слайд № 9)
Учитель: Как в лаборатории получают водород?
После ответов учащихся демонстрация опыта (Приложение 1, слайд 10)
Учитель: Что такое кислоты? Назвать кислоты, кислотные остатки, их валентность.
Ответы учащихся (Приложение 1, слайды № 11, 12)
Учитель: Как распознать кислоту?
Ответы учащихся, демонстрация опыта. (Приложение 1, слайд № 13)
Учитель: Кислоты вступают в химическую реакцию с металлами и их оксидами. Дописать уравнения химических реакций, определить тип химической реакции.
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях. (Приложение 1, слайд № 14)
Учитель: Какое вещество образовалось в результате взаимодействия металла с кислотой?
Ответы учащихся. (Приложение 1, слайд № 15)
Выбрать формулы солей, затем кислот и оксидов. Дать им названия. (Приложение 1, слайд № 16)
Учитель: Как дают названия солям? Составить формулы солей.
Ответы учащихся. (Приложение 1, слайд № 17)
Скоростная дорожка «Дать названия солям» (работа выполняется на время)
Разноуровневая самостоятельная работа. Учащиеся имеют право выбора задания (Приложение 2).
Решение задачи по уравнению химической реакции в двух вариантах ( стр.78 № 10, 11 по учебнику Е.Е. Минченкова, 8 класс).
V. Домашнее задание: стр. 77, № 5, 6 учебника Е.Е.Минченкова, 8 класс.
VI. Подводятся итоги урока, выставляются оценки.
– Я довольна вашей работой, но моей оценки недостаточно, ответьте пожалуйста на следующие вопросы: (Приложение 1, слайд № 18)
– Спасибо за внимание. (Приложение 1, слайд № 19)