Урок русского языка по системе общего развития Л.В. Занкова. Тема: "Склонение имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Тема: Склонение имён существительных (знакомство).

Цели:

  • Знакомство со склонением имён существительных.
  • Наблюдение над изменением окончаний имён существительных.
  • Развитие внимания, наблюдательности, умения группировать.
  • Воспитание ответственности и заботы к животным.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. На доске записан план урока, по которому сегодня будем работать.

План урока.

  1. Обобщение знаний об имени существительном.
  2. Что такое склонение.
  3. Знакомство с названием падежей.
  4. Форма, какого падежа является начальной?

Учитель. Чтобы разобраться в этих вопросах, надо быть внимательными, активными, собранными.

II. Упражнения по чистописанию с грамматическим заданием

Учитель. Какие буквы здесь спрятались? Что можете рассказать об этих буквах?

г   к   о   б   т   л   ъ   ь

(Эти буквы обозначают гласные, согласные звуки. Буквы ь и ъ звуков не обозначают. Буквы Г и Б – парные звонкие звуки. К и Т обозначают парные глухие звуки. Л – непарный сонорный звук.)

Учитель. Запишите эти буквы в строчку, и помните «Что бы вы не делали, всё должно быть красиво, должно радовать и вас, и тех, кто находится рядом с вами».
Учитель. Используйте эти буквы при составлении слов.

(Дети подбирают возможные слова.)

Учитель. Часть названных вами слов я записала на доске:

КОТ      БОЛТ
ЛОБ      БОЛЬ
КОЛ      ТОЛЬ

Учитель. Как понимаете значение слова ТОЛЬ? (Водонепроницаемый материал, которым покрывают крыши.)
Учитель. Как эти слова можно назвать, одним словом?
Учитель. Расскажите всё, что знаете об именах существительных.
Учитель. Найдите среди этих слов лишнее слово. Докажите свою правоту! (Боль – так как это имя существительное женского рода, а все остальные мужского рода:
Боль – так как это имя существительное отвлечённое, а все остальные конкретные.
Кот – так как это имя существительное одушевлённое.)

III. Наблюдение над изменением окончаний имён существительных в зависимости от вопроса

Учитель. У кого из вас дома живёт кошка? Что Вы знаете о кошках? (Тонкий слух, острое зрение, спокойно двигаются в темноте, часто умываются, умеют лазать по деревьям.)
Учитель. Какие чувства у вас вызывают эти животные? Как вы к ним относитесь?
Учитель. Прочитаем стихотворение про кота: (текст стихотворения на парте):

КОТ – ОХОТНИК

У норы добычи ждёт,
Притаившись, серый кот,
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от кота,
А теперь и за версту
Не приблизится к коту.
Крыса старая – и та,
Видя грозного кота,
Удерёт в нору под дом,
Чтоб не встретиться с котом,
Так дрожит и в темноте
Вспоминает о коте.

Учитель. Как поняли выражение «за версту не приблизится…». (ВЕРСТА – старая русская мера длины.)
Учитель. Объясните знакомые орфограммы.
Учитель. От выделенных слов поставьте вопросы к слову кот.

вырываясь        от кого?
приблизится     к кому?
видя                   кого?
встретиться       с кем?
вспоминает       о ком?
ждёт                   кто?

Учитель. А что заметили, когда изменяли существительное по вопросам?
Учитель. Что такое окончание?
Учитель. Какая часть слова оставалась неизменяемой?
Учитель. Что мы называем основой слова?
Учитель. Что происходит со словом кот: словоизменение или словообразование?
Учитель. Докажите.

IV. Изменение имён существительных по вопросам /падежам/ называется склонением

Учитель. В русском языке шесть падежей, и стоят в определённом порядке. Откуда пошли названия падежей? Ответ даёт сказка В.Волиной.

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?

Падеж ещё не родился, но все уже думали какое дать ему имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ. Родился падеж и стал РОДИТЕЛЬНЫЙ. Пока был малышом, ему все и всё давали, и он стал ДАТЕЛЬНЫЙ. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫЙ. Потом падеж подрос, стал творить добрые дела и называться стал ТВОРИТЕЛЬНЫЙ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали ПРЕДЛОЖНЫЙ. Так его теперь и называли:

ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ
РОДИТЕЛЬНЫЙ
ДАТЕЛЬНЫЙ
ВИНИТЕЛЬНЫЙ
ТВОРИТЕЛЬНЫЙ
ПРЕДЛОЖНЫЙ

и порядок его имён никогда не меняли.

Учитель. Вопросы, которые стоят рядом с падежами, называются ПАДЕЖНЫМИ. У каждого падежа по два вопроса.
Учитель. В каком случае мы задаём вопрос: Кто? Кого? Кому?, а в каких – Что? Чего? Чему?
Учитель. Чтобы легче было изменить слова по падежным вопросам, учёные подобрали «вспомогательные» слова. Попробуйте поставить к падежным вопросам подходящие по смыслу «вспомогательные» слова.

ЕСТЬ         ДУМАЙ        ДОВОЛЕН

ВИЖУ         НЕТ         РАД

V. Изменение имён существительных по падежным вопросам (практическая работа).

– Найдите среди слов – лишнее слово

РЕКА
УДОЧКА
РЫБА
ЛОДКА

(Рыба – одушевленное имя существительное.)

КЕФИР
ТВОРОГ
МАСЛО
МОЛОКО

(Молоко – состоит из трёх слогов.)

Учитель. Давайте изменим, эти слова по падежным вопросам или можно сказать просклоняем их. В тетрадях полное название падежа не надо. Для этого используем сокращенную запись.
Учитель. С какого падежа начинается склонение имён существительных? Именительный падеж – начальная форма имени существительного.
Учитель. А какое домашнее животное вы знаете, которое любит побаловаться молоком и рыбкой?
Учитель. Оказывается в разные времена в разных странах, к кошкам относились по-разному. Например, в Древнем Египте им оказывали всякие почести. Если кошка умирала, то её оплакивали, осыпая дарами в виде высушенных мышей. В Европе в средние века кошек преследовали, так как считали, что они приносят несчастье в дом. А как относились к кошкам в Японии, мы сейчас прочитаем:

ОЖИВШАЯ СТАТУЭТКА

Хозяину небольшого японского магазина подарили статуэтку кошечки. Она ожила и стала работать за кассой. Весь город заговорил о чудo-кошке, и всё больше людей заходили в этот магазин, чтобы её увидеть. Благодаря помощи маленькой кошечки, торговля стала процветать. С тех пор в Японии во всех магазинах держат кошек.

Учитель. Из этого текста я выписала словосочетания. Попробуем по вопросы определить падеж имени существительного.
(Словосочетания записаны на доске.)
Учитель. Ребята, а теперь сами поставьте существительное мышка в Т. В. П. падежах.
Учитель. А почему я взяла существительное мышка?

VI. Итог

Учитель. Что нового вы узнали на уроке?

VII. Домашнее задание – запомнить названия падежей, просклонять два любых существительных.