Цели:
- Обобщающе-педагогические: выяснить, понимают ли учащиеся значение основных понятий темы, умеют ли ориентироваться по планам, картам, глобусам;
- Ообщие учебные: выделить черты сходства и различия в изображении географических объектов на планах, картах и глобусах на основании анализа таблицы; развивать творческие способности учащихся;
- Конкретные: повторить термины, условные топографические знаки, провести практическую работу на контурных картах по нахождению объектов по координатам, проверить умение в определении высот на материках и глубин в океанах, проанализировать таблицу и сделать выводы о сходствах и различиях в изображении на планах, картах и глобусах.
Средства обучения: физическая карта полушарий, атласы, глобусы, топографические знаки, план острова Линкольна, афоризмы.
Есть карты мира, звезд, планет.
Познание идет путем побед.
Дж. Байрон
Карта – альфа и омега…,
Карта – второй язык географии.
Н.Н.Баранский
План урока
1. Топографический план
а) основные понятия,
б) ориентирование.
2. Географическая карта
а) практическая работа на контурных картах по определению объектов по заданным координатам, определение направлений и расстояний,
б) определение по картам высот и глубин.
3. Черты сходства и различия между планами, картами и глобусами.
Содержание урока
Вступительное слово учителя: Ребята!
Развернем географическую карту, бережно
разгладив ее сгибы. Вглядимся еще раз в краски,
линии, надписи. Перед нами маленькая модель мира,
изобретение разума и творение рук человеческих.
Еще раз перелистаем страницы вашего пока еще
тоненького атласа. И перед вами мелькнут
знакомые очертания материков, синяя гладь
океанов, упругие вены рек, зеленовато-желтые
просторы равнин, яркие звездочки городов.
Рассматривая и изучая карты, станем немного
поэтом, немного ученым, карты пробуждают мечты,
увлекая на все четыре стороны света, вглубь недр
земных и в бездны
Вселенной, на таинственное шероховатое дно
океанов и «пыльные тропинки далеких планет».
Я думаю, у многих возникает страстное желание
узнавать все, что показано на картах., хочется
путешествовать по карте, касаясь ее циркулем и
линейкой. Прочертить острым грифелем
необычайный маршрут и следовать с любой
скоростью по любым сухопутным и морским дорогам.
И постепенно начинает казаться, что за внешней
гармонией значков, за изяществом плавно
изогнутых меридианов и параллелей есть еще
нечто, скрытое от непосвященного взора. Кажется,
стоит напрячь воображение, проникнуть в секреты
карты, в ясные и в тоже время таинственные узоры,
и тогда, словно волшебным ключом открытая
скрипнет дверца, и раздвинутся пределы, и в новом
свете и в более крупном масштабе предстанут
новые подробности, иные ландшафты.
Итак, в путь по нашим планам и картам! И пусть
эпиграфом нашего урока станут слова английского
поэта Джона Байрона: «Есть карты мира, карты
звезд, планет. Познание идет путем побед!»
– Начнем урок с географической разминки. Но прежде я попрошу троих учеников класса выйти к доске и за время нашей разминки выполнить задания.
Географическая разминка
Каждый ученик дает определение понятий и за правильный ответ получает от учителя зеленый жетон – задание I уровня – репродуктивное
1.
География
11. Глобус
2. План
местности
12. Карта
3.
Масштаб
13. Градусная сетка
4.
Ориентирование
14. Меридиан
5.
Азимут
15. Параллель
6.
Рельеф
16. Полюс
7. Относительная
высота
17. Географическая широта
8. Абсолютная
высота
18. Географическая долгота
9.
Горизонтали
19. Экватор
10.
Бергштрих
20. Географические координаты
Задания для учащихся, работающих у доски
Задание №1 (II уровень)
Напишите на доске слова, вставляя пропущенные буквы; сгруппируйте их: аз…мут, мер…диан, полю…, гор…зонтали, ..кватор, п…слойная …краска
Задание №2 (III уровень)
Используя предложенный набор условных топографических знаков, придумай юмористический рассказ.
Задание №3 (I уровень)
Закончите предложения, вставляя пропущенные слова:
Для определения абсолютных высот на
физических картах помещают….
Каждая точка на земной поверхности имеет
свою… и …, которым определяют ее точное
положение на Земле.
Длина окружности Земли равна….
Масштабы на планах бывают трех видов….
Чем чаще проведены горизонтали на планах, тем
склон….
За каждый правильный ответ задания I уровня, ученики получают зеленый жетон, II уровня – синий, III – красный.
– Итак, вы прекрасно разбираетесь в топографических знаках, однако этого не достаточно. Давайте проверим, как вы умеете ориентироваться по планам. Перед вами план острова Линкольна. Представим, что вам предстоит путешествие на этот остов Рассмотрите этот план как можно внимательнее и расскажите все, что вам стало о нем известно. (Задание II уровня)
– А теперь, после того, как много мы узнали об этом необыкновенном острове, я объявляю конкурс на лучший рекламный туристический проспект. Ваша задача заключается в том, чтобы придумать к плану сопроводительный текст для привлечения туристов. Постарайтесь вызвать интерес к посещению острова.(Задание III уровня)
– Подведем итоги: мы вспомнили, что план – это чертеж небольшого участка местности, выполненный в крупном масштабе с помощью условных знаков. Планы нам дают исчерпывающую информацию о местности, но они охватывают небольшую территорию. А большие территории изображаются на глобусах и картах.
– А сейчас от плана к карте.
Задание 1 (на контурных картах – II уровень )
Цель работы: проверить умения учащихся по заданным координатам наносить объекты на контурные карты, определять направления по градусной сетке, вычислять расстояния с помощью масштаба и градусной сетки. Время выполнения работы – 7 минут.
Вам известно, что карта дает нам представление о рельефе местности. Что нам помогает определить высоту и глубину? Кто желает показать свои умения в этом непростом деле?
Задание №2 (III уровень)
Вы командир вертолета и должны спасти альпинистов. Координаты вашего аэродрома – 55 с.ш. и 40 в.д. Альпинисты находятся в месте с координатами 28 с.ш. и 88 в.д. Обозначьте эти районы флажками на карте. Расскажите, в каком направлении вы полетите, и опишите местность, над которой вам предстоит лететь.
– В литературных произведениях свойства карт получают интересное отражение. Так, у А.С.Пушкина в «Борисе Годунове» есть сцена, где царь Борис, входя в палаты, видит сына Федора, рисующего карту. Царь обращается к сыну со словами:
Царь: А ты,мой сын, чем занят? Что это?
Федор:
Чертеж земли Московской, наше царство.
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море,
Вот прелестные дремучие леса.
А вот Сибирь.
Царь:
А что это такое
Узором здесь веется?
Федор: Это Волга.
Царь:
Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Все царство вдруг: границы, грады, реки.
– Прекрасны эти Пушкинские строки, схватившие самую суть карты: ее обзорность, способность «вдруг», разом представить огромные пространства, а слова «вот сладкий плод ученья» хочется взять эпиграфом ко многим картам и атласам.
– А теперь подойдем к выводам, что же общего и различного между планами, картами и глобусом. И в этом нам поможет таблица 2 на странице 48 в ваших учебниках.
Подведение итогов
Итак, наша увлекательная и трудная работа подходит к завершению. Я вижу, что вы все старались, показали свои знания и умения. Проявили много фантазии и творчества. Свои оценки вы получите после того, как будут проверены ваши работы на контурных картах и «конверты-копилки». Но с картами мы не расстаемся, они будут вашими верными спутниками и друзьями на протяжении всех школьных лет.