Урок русского языка в 7-м классе. Тема: Урок-путешествие "Тире между подлежащим и сказуемым"

Разделы: Русский язык


Цель: знакомство учащихся с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным.

Задачи:

  • повторить правописание некоторых орфограмм;
  • проверить степень усвоения обучающимися материала прошлого урока;
  • дать представление о случаях постановки и непостановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным;
  • развивать логическое мышление;
  • воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование: карта путешествия; иллюстрации с изображением дятла, березы; репродукция картины И.И. Грабаря «Весенняя лазурь», аудиозапись «Голоса леса».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Создание настроя на работу (аудиозапись)

– Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в сказочные леса. У нас хорошее настроение. На дворе зима. Как мы с вами оденемся, чтобы не замерзнуть и не простыть в лесу?

2. Итак, отправляемся в путешествие.

– Цель нашего путешествия – поиски клада. Чтобы его найти, мы должны правильно выполнить задания, указанные на карте урока.
– Готовы отправиться на поиски клада? Тогда вперед! Любой путешественник должен иметь путевой дневник, чтобы записывать все самое интересное. А наш дневник – это тетрадь. Давайте запишем в нее число и тему нашего урока.

II. Повторение изученного материала

– Начинаем наш путь. Посмотрите на карту: сейчас мы находимся в гостях… у кого? Догадайтесь сами.

Ученик читает текст, написанный на доске:

Эту птицу можно наблюдать круглый год. Ее легче услышать, чем увидеть. Обитает она в лесах, где растет много старых деревьев. Любимой ее пищей являются насекомые, а также лесные плоды и семена. Эта птица – санитар леса.

– Догадайтесь, о ком идет речь?
– Почему дятла называют санитаром леса?
– Сегодня у нас в гостях дятел (иллюстрация), поищите его глазками, кто найдет – поднимет руку.

Задание: выписать слова с пропусками, письменно объяснить орфограммы.

Опрос:

– Какая часть речи преобладает в тексте?
– Что такое имя существительное?
– Назовите синтаксические признаки имени существительного.
– Как называют сказуемое, которое выражено именем существительным?
– На какой вопрос отвечает такое сказуемое?
– А в данном тексте есть сказуемое, выраженное именем существительным?

– Это предложение имеет грамматическую основу, в которой и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным. У этого санитара леса есть подсказка для нас, где искать клад. Найдем ее на карте.

Ученики читают загадку.

Зелена, а не луг.
Белена, а не снег.
Кудрява, а не человек. (Береза.)

III. Физминутка (аудиозапись)

– Обратите внимание: перед нами репродукция картины Игоря Иммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Представим, что мы в лесу присели под березку, закрыли глаза, послушали, как ветер играет ветвями деревьев. Мы вдыхаем свежий воздух, набираемся сил. (Несколько глубоких вдохов.)

IV. Изучение нового материала

– Обратимся к предложениям, написанным на доске. Прочитайте их:

  • Белая береза – самая нарядная сибирская красавица.
  • Плод березы – это маленький орех с двумя прозрачными крыльями.
  • Береза – вот символ всего прекрасного, возвышенного и немного грустного.
  • Карликовая береза не дерево, а кустарник.

Беседа:

– Как вы думаете, а березки помогут нам набраться сил и здоровья?
– Какой целебной силой они обладают?
– Найдите подлежащие и сказуемые, выраженные именами существительными, в этих предложениях. Назовите условия постановки – непостановки тире между подлежащим и сказуемым – именем существительным.

Задание:

– Хорошо, а теперь продолжим наш путь. Карта предлагает рассмотреть таблицу из упражнения 453. Как ее можно озаглавить? (Тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным.)
– Какие вопросы можно поставить от подлежащего к сказуемому в каждом случае?
– Итак, с помощью таблицы сформулируйте правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.
– Сравните наши выводы с учебником. Составьте и запишите свои примеры в таблицу. (Вариант: запишите примеры из упр. 452.)

Проверка.

– Прочитаем правило на стр. 65.

V. Закрепление нового материала

Задание всем учащимся:

– Так где же наш клад? Неужели дятел ошибся; а, может быть, мы не все задания выполнили? Посмотрим на карту. Спишите предложения из упр. 454, расставляя знаки препинания, графически объясняя свой выбор. Выполняем по рядам, объединяясь в группы (1-й ряд – первое предложение, 2-й ряд – третье предложение, 3-й ряд – шестое предложение): 

Представитель от каждого ряда идет к доске и выполняет задание самостоятельно с последующим комментированием. Затем осуществляется взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте.

– Ребята, за правильные ответы вы получили карточки с буквами. Соберите буквы в слово и найдете клад.

Дети собирают слово «здоровье». (Групповая работа.)

– Что нужно делать, чтобы не растерять тот клад, который нам дала природа?
– Подберите к слову «здоровье» однокоренные слова, запишите их.

Один ученик работает у доски.

Здоровье – здоровый, оздоравливать, здравие, оздоровительный, оздоровление, оздоравливающий, здороветь, здоровьице, прездоровый, здоровьесберегающий, выздоровление, нездоровится.

– Составим предложение с данным словом, где подлежащее и сказуемое выражено именами существительными в именительном падеже.

VI. Итог урока

– Наше путешествие подошло к концу. Эту тему мы продолжим изучать на следующем уроке, а сейчас подведем итоги.
– Какие ключевые слова мы выделим в этой теме? (Грамматическая основа, тире, сказуемое, выраженное именем существительным.)
– Когда ставится, а когда не ставится тире в простом предложении между подлежащим и сказуемым?

VII. Домашнее задание: упражнение 456, правило на стр. 65.

– С каким настроением вы уходите сегодня с урока? Оцените его.