Цель: знакомство учащихся с постановкой тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным.
Задачи:
- повторить правописание некоторых орфограмм;
- проверить степень усвоения обучающимися материала прошлого урока;
- дать представление о случаях постановки и непостановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать культуру речи, любовь к родному языку, бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: карта путешествия; иллюстрации с изображением дятла, березы; репродукция картины И.И. Грабаря «Весенняя лазурь», аудиозапись «Голоса леса».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1. Создание настроя на работу (аудиозапись)
– Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в сказочные леса. У нас хорошее настроение. На дворе зима. Как мы с вами оденемся, чтобы не замерзнуть и не простыть в лесу?
2. Итак, отправляемся в путешествие.
– Цель нашего путешествия – поиски клада.
Чтобы его найти, мы должны правильно выполнить
задания, указанные на карте урока.
– Готовы отправиться на поиски клада? Тогда
вперед! Любой путешественник должен иметь
путевой дневник, чтобы записывать все самое
интересное. А наш дневник – это тетрадь. Давайте
запишем в нее число и тему нашего урока.
II. Повторение изученного материала
– Начинаем наш путь. Посмотрите на карту: сейчас мы находимся в гостях… у кого? Догадайтесь сами.
Ученик читает текст, написанный на доске:
Эту птицу можно наблюдать круглый год. Ее легче услышать, чем увидеть. Обитает она в лесах, где растет много старых деревьев. Любимой ее пищей являются насекомые, а также лесные плоды и семена. Эта птица – санитар леса.
– Догадайтесь, о ком идет речь?
– Почему дятла называют санитаром леса?
– Сегодня у нас в гостях дятел (иллюстрация),
поищите его глазками, кто найдет – поднимет руку.
Задание: выписать слова с пропусками, письменно объяснить орфограммы.
Опрос:
– Какая часть речи преобладает в тексте?
– Что такое имя существительное?
– Назовите синтаксические признаки имени
существительного.
– Как называют сказуемое, которое выражено
именем существительным?
– На какой вопрос отвечает такое сказуемое?
– А в данном тексте есть сказуемое, выраженное
именем существительным?
– Это предложение имеет грамматическую основу, в которой и подлежащее, и сказуемое выражены именем существительным. У этого санитара леса есть подсказка для нас, где искать клад. Найдем ее на карте.
Ученики читают загадку.
Зелена, а не луг.
Белена, а не снег.
Кудрява, а не человек. (Береза.)
III. Физминутка (аудиозапись)
– Обратите внимание: перед нами репродукция картины Игоря Иммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». Представим, что мы в лесу присели под березку, закрыли глаза, послушали, как ветер играет ветвями деревьев. Мы вдыхаем свежий воздух, набираемся сил. (Несколько глубоких вдохов.)
IV. Изучение нового материала
– Обратимся к предложениям, написанным на доске. Прочитайте их:
- Белая береза – самая нарядная сибирская красавица.
- Плод березы – это маленький орех с двумя прозрачными крыльями.
- Береза – вот символ всего прекрасного, возвышенного и немного грустного.
- Карликовая береза не дерево, а кустарник.
Беседа:
– Как вы думаете, а березки помогут нам
набраться сил и здоровья?
– Какой целебной силой они обладают?
– Найдите подлежащие и сказуемые, выраженные
именами существительными, в этих предложениях.
Назовите условия постановки – непостановки тире
между подлежащим и сказуемым – именем
существительным.
Задание:
– Хорошо, а теперь продолжим наш путь. Карта
предлагает рассмотреть таблицу из упражнения 453.
Как ее можно озаглавить? (Тире между подлежащим
и сказуемым, выраженным именем существительным.)
– Какие вопросы можно поставить от подлежащего к
сказуемому в каждом случае?
– Итак, с помощью таблицы сформулируйте правило
постановки тире между подлежащим и сказуемым.
– Сравните наши выводы с учебником. Составьте и
запишите свои примеры в таблицу. (Вариант:
запишите примеры из упр. 452.)
Проверка.
– Прочитаем правило на стр. 65.
V. Закрепление нового материала
Задание всем учащимся:
– Так где же наш клад? Неужели дятел ошибся; а, может быть, мы не все задания выполнили? Посмотрим на карту. Спишите предложения из упр. 454, расставляя знаки препинания, графически объясняя свой выбор. Выполняем по рядам, объединяясь в группы (1-й ряд – первое предложение, 2-й ряд – третье предложение, 3-й ряд – шестое предложение):
Представитель от каждого ряда идет к доске и выполняет задание самостоятельно с последующим комментированием. Затем осуществляется взаимопроверка: учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте.
– Ребята, за правильные ответы вы получили карточки с буквами. Соберите буквы в слово и найдете клад.
Дети собирают слово «здоровье». (Групповая работа.)
– Что нужно делать, чтобы не растерять тот клад,
который нам дала природа?
– Подберите к слову «здоровье» однокоренные
слова, запишите их.
Один ученик работает у доски.
Здоровье – здоровый, оздоравливать, здравие, оздоровительный, оздоровление, оздоравливающий, здороветь, здоровьице, прездоровый, здоровьесберегающий, выздоровление, нездоровится.
– Составим предложение с данным словом, где подлежащее и сказуемое выражено именами существительными в именительном падеже.
VI. Итог урока
– Наше путешествие подошло к концу. Эту тему мы
продолжим изучать на следующем уроке, а сейчас
подведем итоги.
– Какие ключевые слова мы выделим в этой теме? (Грамматическая
основа, тире, сказуемое, выраженное именем
существительным.)
– Когда ставится, а когда не ставится тире в
простом предложении между подлежащим и
сказуемым?
VII. Домашнее задание: упражнение 456, правило на стр. 65.
– С каким настроением вы уходите сегодня с урока? Оцените его.