Цель: обобщить знания учащихся об антонимах.
Задачи:
- учить детей различать синонимы и антонимы, обобщить знания учащихся об антонимах;
- развивать речь учащихся путём подбора слов из лексического словаря учащихся;
- воспитывать в детях желание быть добрыми и справедливыми; любовь к спорту;
- личностные отношения между девочками и мальчиками, используя гендерный подход
Оборудование: проектор, экран, презентация со слайдами, тексты на карточках разного цвета.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Приложение. Слайд 1
– Здравствуйте, дети! Сегодня у нас
необычный урок. Мы проведём его в видеоклассе.
Вам здесь нравится? Тогда давайте наш урок
проведём так, чтобы нам захотелось вернуться
сюда ещё раз.
– Внимание на экран.
Приложение. Слайд 2
– Как вы объясните смысл этой пословицы?
– А что такое потеха? (Игра, развлечение,
забава)
– Как называются эти слова? (Синонимы)
– Что такое синонимы?
2. Формулировка темы урока
– Молодцы! Вы очень хорошо запомнили, что такое
синонимы. Но сегодня у нас с вами другая цель и
другие задачи.
– Посмотрите внимательно на эту пословицу,
прочитайте её с выражением, выделите голосом
главные слова. Что это за слова?
– Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести
речь на уроке?
(Дети выдвигают свои предположения)
3. Актуализация знаний
– Сегодня мы обобщим все наши знания об антонимах. Постараемся ничего не забыть.
Приложение. Слайд 3
– Нам предстоит ответить на эти вопросы и доказать, что у нас достаточно знаний по данной теме. Как вы думаете, справимся с этой проблемой?
4. Обобщение
а) Приложение. Слайд 4
– Для выполнения этого задания вам необходимо
творческое мышление, фантазия и воображение. На
этом слайде выведены объекты. Подберите
несколько признаков, которые относятся к каждому
объекту. А затем противопоставьте эти признаки.
Запишите полученные словосочетания на одной
строке по парам. Кто-то придумает такие
словосочетания, которых нет у меня. А кто-то
угадает, что будет на следующем слайде.
Приложение. Слайд 5
– А вы согласны с двумя первыми
словосочетаниями? Все ли мужчины сильны и все ли
женщины слабы? (Многие известные сильные
спортсмены являются женщинами. Это такие виды
спорта как дискобол, карате и даже бокс. А еще
бывает, к сожалению, что сильный физически
мужчина может быть слабым по характеру. И к
счастью, слабая на вид женщина, может быть очень
сильна духом.)
– Пришла пора ответить на первый вопрос нашего
урока.
– Что такое антонимы? (Дети отвечают)
б) Приложение. Слайд 6
– Проверим вашу память.
– С какой пословицы мы начали урок?
– Какой частью речи являются слова «дело –
потеха»? Докажите.
– Как вы считаете, к обсуждению какого вопроса мы
подошли вплотную. (Какой частью речи являются
антонимы).
– Так какой частью речи они могут являться? (Имена
существительные)
– Посмотрите на слайд. Слова какой части речи вы
видите? Докажите.
– Какая часть речи прибавилась в копилку наших
ответов? (Имя прилагательное)
в) – У вас на столах лежат задания на зелёных листах. На них вы видите 2 предложения с пропущенным словом.
1.____________ обижает девочек. 2._____________ защищ. ет девочек. |
Для мальчиков |
2._____________ п.мирила мальчиков. 1. ____________ поссорила мальчиков. |
Для девочек |
– Перепишите одно из этих предложений. Не
забудьте на месте черты вставить своё имя.
– Найдите главные члены предложения.
– Почему вы выбрали именно это предложение? (Ответы
и мальчика и девочки)
– Прочитайте два слова, противоположные по
смыслу, которые вам встретились в ваших
предложениях.
– Какой частью речи они являются? (Глаголы)
– Докажите.
– Какими же частями речи могут быть антонимы? (Ответы
детей)
Приложение. Слайд 7
– Хочу уточнить, что мы ещё не знаем всех частей речи, поэтому надо знать , что антонимы могут быть и другими частями речи.
5. Физминутка
С вами нам пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко, а ты ответишь низко.
Скажу я слово далеко, а ты ответишь близко.
Скажу я слово потолок, а ты ответишь пол.
Скажу я слово потерял. И скажешь ты нашёл.
Скажу тебе я слово трус. Ответишь ты храбрец.
Теперь начало я скажу. Ну, отвечай – конец.
6. Проверяем домашнее задание
– Вам был предложен текст с выделенными
словами. Что надо было сделать? (Переписать и
заменить выделенные слова на антонимы)
– Прочитайте сначала первый текст. Теперь
переделанный текст.
– Отличаются?
– Для чего же нам нужны антонимы в речи? (Для
яркости речи путём сравнения слов, для
построения интересных предложений)
Текст дома:
Сегодня скучное осеннее утро. Молчат неугомонные птицы. Спят деревца. Медленные ручейки бегут между кочек. Наконец-то, закончилась осень!
г) – Продолжим занятие с текстом
– Перед вами лежит жёлтый листок. На нём текст. Прочитайте его про себя. Вслух. Найдите и запишите парами слова антонимы.
Текст:
В нашей школе в субботу прошёл День здоровья. На стадион пришли много ребятишек. За соревнованиями следили даже бабушки. Мальчики и девочки катались на санках, лепили снеговика и участвовали в различных конкурсах. Это им поможет избежать болезни. Только один дедушка мало радовался празднику. Ему так хотелось озоровать вместе с ребятишками!
– Сколько пар слов вы нашли? (4 пары)
7. Заключительный этап
– Как вы думаете, какой слайд я должна сейчас вернуть, чтобы мы обобщили, всё что прошли на уроке?
Приложение. Слайд 3
– Ответили мы на эти вопросы? Давайте вспомним.
8. Домашнее задание
– Вам необходимо пройти по своей квартире и подобрать из интерьера комнат слова-антонимы. Интересно, кто больше найдёт таких слов?
9. Итог урока. Рефлексия
– Наш урок подошёл к концу.
– Что на вас произвело наибольшее
впечатления?
– Пригодятся ли вам полученные знания на будущих
уроках?
– Работа над какими заданиями вам показалась
трудной?
– Чью работу на уроке вы бы сегодня отметили?
– Я хотела бы, чтобы вы попрощались за меня сами. Посмотрите на наш первый слайд.
Приложение. Слайд 1
– Пожалуйста, замените выделенные слова на слова противоположные по значению.
Приложение. Слайд 8
– Прочитайте хором. До свидания.