Внеклассное мероприятие по истории. Историческая игра "Путешествие за три моря"

Разделы: История и обществознание


Цель: углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроке, обогащение их новыми представлениями и понятиями.

Задачи:

  • Образовательные: углубление и расширение знаний, полученных школьниками на уроках,
  • Коррекционно-развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, мышления, развитие умения работать в команде.
  • Воспитательные: способствовать нравственному воспитанию учащихся,  воспитание чувство гордости за свой народ, за свою родину.

Оборудование: набор рисунков для составления эмблемы, карта путешествия, карточки с заданием, воздушные шары, иллюстрации.

Участники: команды  7-х  классов.

Этапы игры:

  1. Конкурс эмблем
  2. Конкурс «Весёлый ветер».
  3. Конкурс «Берег головоломок».
  4. Конкурс «Море народной мудрости».
  5. Конкурс «Логово морского чудовища».
  6. Конкурс «Море Отважных».
  7. Конкурс «Город Славноград».

(Заранее составляется карта-схема, где проставлены все этапы путешествия.  Участники следуют по маршруту, указанному на карте, останавливаясь на  определённом этапе и решают задания).

Ведущий: Дорогие друзья! Мы начинаем нашу игру «Путешествие за три моря!».
Перед началом путешествия познакомлю с  правилами игры. Путешествовать мы будем по карте на двух кораблях. За каждый правильный ответ жюри ставит – 2 балла, если есть ошибки – 1 балл, нет ответа – 0 баллов.
Вы знаете, что предания старины глубокой пришли к нам из летописи, книг. Сегодня мы должны отыскать одну очень интересную книгу. Интересна она тем, что она не простая, а волшебная. Но, чтобы найти её, вам необходимо отгадать ключевую фразу. За каждый правильный ответ в конкурсе  вам открывается одно слово из этой фразы. Выиграет та команда, которая сумеет разгадать фразу целиком, и первая дойдёт до Славнограда.

Конкурс эмблем

– Итак, мы  начинаем. У каждой команды есть изображение оружия и доспехов славянских воинов (щит, меч, булава, стрелы, шлем, палица), из них составьте эмблему.Учащиеся составляют эмблему.

Жюри подводит итоги.

– Теперь проведём жеребьёвку, узнаем какая команда первая отправиться в путешествие. Перед вами набор букв, вы должны собрать слово (корабль, пароход). Чья команда быстрее справиться с заданием, та и начнёт игру.

Конкурс «Весёлый ветер»

– Чтобы наши корабли успешно начали поиск Славнограда, им нужна помощь, т. е. весёлый ветер, который надует наши паруса.

Игра: игроки команды надувают воздушные шарики.

Ведущий:  С первым заданием  справились успешно. Давайте теперь отправимся на «берег Головоломок». Но прежде откроем первое слово из волшебной фразы (открываем слово «Ученье»)

Конкурс «Берег Головоломок»

– Мы с вами причалили к «берегу Головоломок» и теперь каждой команде необходимо разгадать  ребусы (Приложение 1), прочитать слово.(Оружие, палица).
Теперь откроем второе слово из волшебной фразы, открываем «свет».

Конкурс «Море народной мудрости»

– Ребята, для того, чтобы доплыть до города Славноград и найти книгу, нам нужны добрые советы.  Такие советы у нашего народа называются пословицами. Каждой команде зачитывается начало пословицы, а  окончание продолжают ученики. Если команда не знает продолжение, то право хода передаётся другой команде.

Семь раз отмерь…. (один раз отрежь).
Терпенье и труд…(всё перетрут).
Сам кашу заварил….(сам её и расхлёбывай).
Под лежачий камень…(вода не течёт).
Гром не грянет … (мужик не перекрестится).
Под лежачий камень… (вода не течёт).

– Отлично! А теперь давайте откроем третье слово это буква «а».

Конкурс «Логово морского чудовища»

– Во время путешествия по морю народной мудрости наши корабли попали в бурю, и нас вынесло к логову морского чудовища, которое охраняет дорогу, ведущую к Славнограду. Мы должны его победить и нам откроется путь к заколдованному городу. К нам на помощь прискакал Илья Муромец, но меч спрятал Соловей разбойник. Помоги воину «добыть меч – кладенец». Проведи его по сказочному лабиринту. Нарисуй меч в его руке. (Приложение 2)

Команды выполняют задание.

– Теперь открываем ещё одно ключевое слово «неученье».

Конкурс «Море Отважных» (конкурс капитанов)

– Мы с вами достигли «моря Отважных». Самым отважным на корабле является капитан. Свою отвагу они покажут, решая задания по карточке. (Приложение 3)
Молодцы наши капитаны!

Каждый получает приз.

Ведущий: Ребята, мы доплыли  до города Славнограда. Но, чтобы найти волшебную книгу, нам нужно ответить на вопросы.

  • Славный защитник Руси – Матушки, 33 года неподвижно просидевший в избе. Кудесник -старик помог ему обрести силу богатырскую. (Илья Муромец)
  • Злодей, свистел по – соловьиному, кричал по звериному, шипел по – змеиному. (Соловей Разбойник)
  • Побратим Ильи Муромца, освободивший Забаву Путятичну, племянницу князя Владимира. (Добрыня Никитич)
  • Трёхголовое чудовище, которое жило на горе Сорочинской. (Змей Горыныч).
  • Знаменитый гусляр, побывавший на дне Моря – океана у Морского царя. (Садко).
  • Богатырь, поповский сын, одолевший Тугарина Змеевича.  (Алёша Попович).
  • Название защитной рубахи дружинника, состоящая из мелких колец. (Кольчуга).
  • Как в древности на Руси назывался пограничный пост. (Застава)

Ведущий: Внимание! Открываем последнее слово нашей волшебной фразы «тьма». Читаем ключевую фразу «Ученье свет, а неученье – тьма». Находим заколдованную книгу, открываем её и это – история. Действительно книга по истории вводит нас в мир знаний, из этой книги мы узнаём о прошлом нашей Родины.

Жюри зачитывает результаты и определяет команду победительницу.