Применение метода проектов способствует возникновению такого взаимодействия и отношений школьников между собой, со взрослыми, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности; не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека.
Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
Серьезные изменения, происходящие сегодня во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России, затрагивают широкий спектр отношений общества, государства и личности. С одной стороны, эти отношения становятся более жесткими, требующими конкурентоспособности всех участвующих в них субъектов, с другой – дают возможность для свободного самоопределения, самореализации человека на основе адекватного выбора способов решения своих жизненных проблем.
Эти изменения требуют поиска новых подходов к организации деятельности участников педагогического процесса в образовательных учреждениях и, прежде всего, в школе, где многие современные воспитательные задачи, в том числе связанные с воспитанием гражданина и патриота, уже не могут быть решены только традиционными средствами. В связи с этим необходимы научные исследования, касающиеся самой структуры отношений между педагогами и учащимися; между администрацией школы и родителями; между детьми, родителями и педагогами. Их основой должно стать сотрудничество и равноправное партнерство, создающее благоприятные условия для развития демократических начал в школе.
Нужен принципиально новый подход к организации всей педагогической работы с учащимися, направленный на их подготовку и включение в жизнь гражданского общества.
Под гражданским воспитанием
понимается целенаправленное содействие
подрастающему поколению в освоении ценностей
гражданского общества.
Воспитание гражданина предполагает
всестороннее развитие его личности. Чем выше
уровень такого развития, тем эффективнее
способна личность отстаивать свои
конституционные права и ответственно выполнять
обязанности. Гражданин проявляет себя, прежде
всего, в своих взаимоотношениях с государством и
с ближайшим социумом.
Основной целью гражданского воспитания является формирование гражданской нравственной позиции личности, способной нести моральную ответственность за свои решения, принятые с учетом существующей в данном обществе системы ценностей, а также с опорой на знание требований юридических законов и обретение опыта общественно-полезной деятельности.
Целенаправленное освоение подрастающим
поколением нравственных ценностей, являющихся
основой становления сознательного гражданина,
объективно необходимо как для общества, так и для
самого ребенка. В процессе специально
организованного обучения и воспитания общество
получает нравственно устойчивую личность,
социально активного, в правовом и общекультурном
плане грамотного и законопослушного гражданина
государства. В то же время высокий уровень
нравственного развития помогает ребенку
ориентироваться в сложных
социально-экономических проблемах, разбираться
в общественно-политической жизни страны.
На современном этапе развития общества,
характеризующемся изменениями во всех его
сферах и социальных институтах, особенно остро
встают вопросы обучения и воспитания
подрастающего поколения. Поиск новых средств и
методов формирования творческой личности –
созидателя нового общества, способного к
самостоятельному поведению и действию,
саморазвитию, самопроектированию, к свободному
определению себя в профессии, в обществе, в
культуре, как никогда обусловлен потребностями
общества.
В связи с этим наибольшее значение приобретает
поиск новых подходов в обучении и воспитании
всестороннего развития личности школьников в
образовательном процессе. Одним из
системообразующих подходов, усиливающих
развивающий эффект образовательных программ и
положительно влияющих на формирование личности
современного школьника, является проектная
деятельность.
Гражданское воспитание подростков и адаптация их в современных условиях через освоение технологии проектной деятельности
Школа №22, согласно программе развития,
– это школа гражданского воспитания, одной из
задач которой является воспитание гражданина,
умеющего адаптироваться в современном
социуме. Для достижения поставленных задач
ученики и учителя школы осваивают проектную
деятельность не только в учебной, но и во
внеклассной работе.
Применение метода проектов способствует
возникновению такого взаимодействия и отношений
школьников между собой, с взрослыми, при которых
для достижения цели реализуются творческие
усилия личности; не только достигается
запланированный результат, но и происходит
развитие внутреннего мира растущего человека.
Воспитательная роль проектирования зависит от
отражения этих трудовых отношений в духовной
жизни учащихся, в мыслях и чувствах, в широте и
глубине волевых усилий личности. Воспитание
любви к труду как стержень трудового воспитания
в целом возможно только тогда, когда ребенок
проникнется красотой отношений между людьми,
возникающих в трудовом процессе.
Задача проектирования – сформировать у учащихся систему интеллектуальных и общетрудовых знаний, умений и навыков, воплощенных в конечные потребительские предметы и услуги, способствовать развитию творческих способностей, инициативы и самостоятельности.
Именно с этих позиций и следует рассматривать участие школьников в конкурсе социально значимых инициатив школьников.
Проект «Мы в ответе за тех, кого приручили»
(2005 год, руководитель проекта классный руководитель 7 «Г» класс Плетникова Т.А.; соруководитель Кольцова Е.А., учитель информатики, член родительского комитета 7 «Г» класса)
- Данный проект предусматривает комплексный подход к воспитанию подростков. Ряд мероприятий, проводимых в ходе реализации проекта, направлен на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, интеллектуального, физического и других аспектов.
- Четко прослеживаются взаимоотношения подростков, сотрудничество их со взрослыми людьми.
- Анкетирование, проведенное в классе, по завершении проекта, дает возможность судить о достижении целей проводимой деятельности.
1. Какие результаты реализованного проекта вы считаете главными?
Как улучшилось положение людей и животных, для которых вы делали проект?
Бездомные, обездоленные животных миниприютов не вымерли от холода и голода в зимнюю стужу, а находились в тепле и были накормлены.
- Хозяевам было легче содержать обитателей своих мини-приютов.
- Мы считаем, что люди чуть-чуть стали добрее, ответственнее «за тех, кого приручили»
- Администрация города откликнулась на просьбы горожан и благотворительного Фонда защиты животных об открытии на территории города большого настоящего приюта для животных и уже выделила место для его строительства – хоть небольшая, но и наша заслуга в этом есть.
2. Чему вы научились благодаря проекту?
Научились
- правильно ухаживать за животными, лечить их.
- может быть, кто-нибудь из нас в будущем захочет стать ветеринаром, и в этом ему помог данный проект.
- мы научились мастерить собственными руками вольеры и клетки – работать молотком, ножовкой, напильником и другими инструментами; колоть дрова; приобрели настоящий опыт мужской работы.
- используя современные технические средства, мы научились делать информационные листки, календари, газеты, презентации и фильмы
- познакомились с профессией журналиста, кинолога, врача-ветеринара,
- свои творческие способности реализовали во время выступлений агитбригады.
- приобрели опыт общения со взрослыми людьми, руководителями предприятий,
- научились проводить агитационную работу, выступать с лекциями перед взрослыми людьми, детьми детских садов и сверстниками.
- приобрели навыки волонтерской работы.
- при реализации проекта нам пришлось выполнять различные виды работ, что дало нам возможность адаптироваться в любой жизненной ситуации
- мы воспитывали в себе силу воли, так как работа по обслуживанию животных не всегда интересна, приятна, и от нее не всегда можно получить удовольствие и удовлетворение.
- участие в проекте научило нас правильно и экономно расходовать деньги, выбирать из многообразия строительных материалов необходимые, лучшие,
- приобретен опыт закупки стройматериалов, продуктов питания, витаминов, медикаментов, канцтоваров и множительной техники (ксерокс, цифровой фотоаппарат),
- это все пригодится нам во взрослой жизни и позволит нам стать более самостоятельными.
3. Как изменилась жизнь вашего класса в результате участия в проекте?
- Мы стали дружнее, дисциплинированнее, ответственнее.
- Научились планировать свое свободное время, организовывать работу в школе, кружках и секциях, которые посещаем, что позволило классу оставаться на лидирующих позициях по учебе в школе, а некоторые смогли повысить свою успеваемость.
- Мы осуществили нашу мечту и всем классом побывать в музее под открытым небом «Томская писаница», прикоснулись к скалам, на которых сохранились изображения и рисунки древних людей, узнали историю древних жителей севера нашей области. Эти знания нам помогли на уроках истории, географии, истории русского искусства, мировой художественной культуры.
- Мы стали первым классом в нашей школе, который смог осуществить такое полезное, социально-значимое дело и стали примером для других учеников младших и даже, наверное, старших классов.
4. Что для тебя особенно значимо?
- В ходе реализации проекта мне понравилось то, что каждого из нас ничего не заставляли делать, но каждому что-то сделать хотелось обязательно.
- Каждому было дело.
- Каждый мог сделать то, что лучше всего умел или, наоборот, не умел, но хотел научиться.
- Здорово, что родители были рядом.
- Получил уроки добра и жестокости людей.
- Обрел взаимопонимание с папой.
- У меня нет отца, но меня учил строить будку отец Андрюхи.
В беседах с родителями выяснилось следующее.
Мы благодарны за то, что нам была предоставлена возможность
- более глубоко вникнуть в дела и проблемы класса;
- своих детей увидеть в другом свете;
- блеснуть своими умениями;
- побыть с сыном вместе;
- научить ребят правильно обращаться с новыми строительными материалами;
- побыть на свежем воздух;
- быть ближе к своим детям;
- отойти от домашних дел и забот;
- увидеть нужды других людей и быть им хоть в чем-то полезным;
- участвовать в таких делах, когда сын может проявить мужские качества;
Приведу некоторые высказывания родителей:
- "И пусть в синей краске верстак и моя совсем не старая блузка, лицо моей дочери в синюю крапинку, дома не сварен ужин, зато я пообщалась с девчонками – подругами моей дочери, послушала "их" музыку, вернулась в молодость".
- "Есть большегрузный транспорт – это единственное, чем могу помочь".
- "Чем надо, тем и помогу – устал лежать на диване к верху пузом".
- "Не перестаю удивляться жестокости людей с одной стороны, и сердоболию – с другой".
- "Воспитание детей идет через дело: ты делай, я тебе помогу, а ты помоги мне…".
И опять вернусь к высказываниям детей.
"Подведя итоги задуманного нами и, главное, реализованного проекта, понимаю, что по-старому жить нельзя – хочется подвига! Может, еще придумаем проект?!"
И придумали!
Прект «Выпускники – школе»
(2007 год, руководители проекта – классные руководители 9 классов Лаптева Е.А., Мананко Л.М., Кругликова Н.А., Плетникова Т.А.)
Летом, когда в школе нет занятий, мы все равно часто бываем в школьном дворе: играем в футбол на поле, катаемся на велосипедах, играем в мяч, прыгаем и т.д. Через школьный двор ходят жители района, здесь гуляют мамы с малышами. Приятнее, когда парадный вход в школу утопает в зелени, на клумбах красуются яркие островки цветов…
А 1 сентября, когда все ученики, их родители, а особенно первоклассники, выстраиваются на линейку перед зданием школы, и без того приподнятое настроение улучшается, когда радуют глаз разноцветные клумбы ярких цветов.
В этом 2007 году мы заканчиваем основную школу, и, наверное, не все придут в 10 класс. А что говорить об одиннадцатиклассниках?!
Конечно же, им тоже хочется оставить о себе добрую память, положить начало доброй традиции. Поэтому мы предлагаем свой проект.
Участие в данном проекте показалось нам хорошей идеей: мы смогли бы оформить центральные клумбы перед школой и назвать их "Клумбами выпускников". Ведь есть у нас "Клумба первоклассников"! Да и наш город стал бы благоустроеннее и наряднее на радость всем.
Мы планируем сделать следующее:
- провести тематические конкурсы рисунков, макетов, планов по оформлению и озеленению клумб перед центральным входом школы;
- провести конкурс сочинений на тему: "Я знаю, саду цвесть";
- организовать и провести акцию "Цветик – семицветик" по сбору семян;
- изготовить ящики для рассады;
- вырастить рассаду однолетних цветов;
- вырастить цветы герани в горшках;
- подготовить почву для посадки растений;
- провести операцию "Многолетник" по сбору рассады многолетних цветов;
- оформить клумбы в соответствии с выбранным проектом;
- провести линейку "Эстафета поколений"
- вести летопись реализации проекта.
А в результате выполненного проекта:
- Двор школы будет нарядным.
- У жителей нашего микрорайона, при виде цветущих клумб, будет улучшаться настроение.
- Молодые мамы могут знакомить детей с разнообразными цветами, их названиями, тем самым расширять кругозор малышей, учить бережному отношению к тому, что тебя окружает.
- У всех участников торжественной линейки, посвящённой "Дню знаний", особенно у первоклассников, останутся приятные воспоминания, запечатлённые на фотографиях.
- В школе появится еще одна добрая традиция.
- Совместная работа детских разновозрастных групп будет способствовать воспитанию толерантности: сделает более дружелюбными, терпимыми друг к другу, научит уважать другое мнение, организовывать совместный труд, помогать младшим, поможет почувствовать радость от труда для всеобщей пользы.
- Работа на свежем воздухе сделает нас более здоровыми, крепкими, трудолюбивыми.
- Создаст условия для развития чувства
- любви и бережного отношения к природе, к тому, что тебя окружает;
- уважения к чужому труду;
- гордости за свою школу, друг за друга;
- причастности к общему делу для блага всех.
- Расширит кругозор и углубит знания обучающихся в области общеобразовательных предметов: изобразительного искусства, черчения, русского языка и литературы, биологии; географии, технологии, экологии, экономики, ОБЖ;
- Научит нас соблюдать правила техники безопасности, норм санитарии и гигиены.
Мы считаем, что если нам удастся провести эту работу, то люди хоть немного станут добрее друг к другу, ответственнее и не будут безжалостно вырывать, выкапывать и вытаптывать цветы с клумб без надобности, выгуливать своих четвероногих друзей на школьном дворе. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР действительно станет ДВОРОМ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ, МЕСТОМ, ГДЕ МОЖНО БУДЕТ ОТДЫХАТЬ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ, ЛЮБОВАТЬСЯ ДЕЛОМ СВОИХ РУК И ГОРДИТЬСЯ СВОЕЙ ШКОЛОЙ!
Дискуссия «Ранние браки – за и против»
(2008 г., 11 «Б» класс классный руководитель Плетникова Т. А.)
Девиз.
Учись смотреть в глаза друг другу;
Учись друг друга понимать.
Не осуждай чужого мненья,
Умей другого понимать.
Цель: воспитание самостоятельности у обучающихся, как условия адаптации в современном обществе.
Задачи:
- Дать понятие «готовность к браку».
- Совершенствовать навыки:
- общения,
- оценки себя,
- своей деятельности.
Методы.
- Классические
- словесный;
- наглядный.
- Методы из классификаций доктора пед. наук
Мосолова Вячеслава Андреевича
- диагностический;
- метод формирования сознания (через рассказ, беседу, инструктаж);
- метод формирования поведения (через правила игры – право голоса при наличии микрофона)
- метод диалога-монолога (я, дети, приглашенные)
Форма: дискуссия с элементами психотехнической игры «Круг Джеффа».
Средства:
- Аудиовизуальные;
- Анкета детей и родителей;
- Подборка тематических статей;
- Диагностика.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Подготовительный этап
Назначение.
Включение ребят в деятельность.
1. Подбор материала:
- иллюстративного (в/фильм «Ромео и Джульетта», рисунки)
- информационного (выдержки из литературных произведений, газетных статей, высказывания известных людей)
2.Оформление кабинета.
3. Анкетирование родителей.
4. Приглашение к участию в дискуссии родителей,
психолога, зав. ЗАГСом, врача.
I. Вводный этап
Назначение.
1. Создать эмоциональный настрой, увлечь темой
разговора.
2. Обыгрывание эмблемы.
3. Демонстрация фрагмента фильма.
4. Знакомство с выдержками из прессы по теме
разговора.
II. Основной этап
Назначение.
1. Обсуждение дискуссионных утверждений.
2. Знакомство с понятием « готовность к браку».
3. Накопление знаний будущего опыта для взрослой
жизни
Вопросы для дискуссии. (В обсуждении участвуют также приглашенные родители, представитель ЗАГСа, врач.)
Обсуждение тезисов.
№ п/п | Утверждения | Тезис на доску | Вывод (ключевое слово) | «За» | «Против» | «Может быть» |
1 | Я за ранний брак | Ранний брак | Ранний брак | |||
2 | Причина раннего брака – первое, искреннее, взаимное чувство. | Взаимное чувство | Мотивы:
|
|||
3 | Ранний брак всегда долговечен. | В раннем браке нет ответственности друг перед другом. | Ответственность | |||
4 | Ранний брак может существовать только при помощи родителей | Помощь родителей | Зависимость:
|
|||
5 | Ранний брак не разрушится из-за неумения делить обязанности в доме. | В раннем браке супруги не умеют делить обязанности. | Обязанности | |||
6 | Ранний брак вредит здоровью. | Ранний брак вредит здоровью. | Здоровье | |||
7 | Ранний брак рушится из-за того, что люди не умеют сочувствовать, понимать, слышать друг друга. | В раннем браке супруги не умеют сопереживать. | Сочувствие | |||
8 | Я за ранний брак | Ранний брак |
III. Заключительный этап
Назначение.
1. Самооценка ребят через анкету о готовности к
вступлению в брак.
2. Подведение итогов мероприятия.
(Примечание: перед завершением обсуждения –
повторный круг Джеффа по 1 вопросу)
1. Выполнение теста «Самооценка готовности к семейной жизни» (Ковалев В.С. «Психология современной семьи», М, Просвещение, 1988, с.15-16) и обсуждение полученных результатов.
2. Выводы классного руководителя о влиянии на вступление в брак не возраста, а качеств, определяющих «готовность к браку»
Осознание молодыми людьми
- того, что они берут на себя ответственность друг за друга;
- того, на сколько сформировано представление о личном счастье;
- о том, какова должна быть их будущая семья;
- готовность понимать супруга, уважать права и достоинства других членов семьи;
- способность сопереживать и сочувствовать друг другу.
Беседа с обучающимися:
– Что на ваш взгляд было главным при обсуждении
данной проблемы?
– Какие новые мысли появились у вас сегодня?
– Уходя с классного часа, прошу оставить ваши
эмблемы на столе учителя:
- если классный час полезен, понравился – в стопке «ДА»
- если классный час бесполезен, не понравился – в стопке «НЕТ»
- или в стопке «МОЖЕТ БЫТЬ»
Проект военно-спортивной игры «Тропою будущих солдат»
(Руководители проекта: классные руководители 5 «А», 5 «Б», 5 «В» классов Кольцова Е.А., Годованюк Е.В., Соглаева С.А.)
Цель: создание условий для патриотического воспитания.
Задачи:
- организовать спортивное мероприятие,
- способствовать воспитанию толерантного отношения,
- привлекать родителей к совместной деятельности,
- воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные способности у обучающихся.
Оформление зала: плакаты на военно-спортивную тематику.
Актуальность проводимого мероприятия:
В связи с психологическими и
психофизиологическими особенностями
обучающиеся в 5 классе очень подвижны, и интерес
они проявляют к тем мероприятиям, где могут
продемонстрировать ловкость, силу, смекалку и
сноровку.
Поэтому мы, классные руководители 5 классов,
выбрали спортивно творческую игру, где ребята
могут показать свою спортивную успешность.
Предполагаемый результат: пропаганда здорового образа жизни и патриотического духа.
Этапы:
I.Детские спортивные состязания.
II.Вопросы на военную тематику
- Спортивные состязания для пап.
- Спортивные состязания для мам.
- Военно строевая песня
Состав команды: от каждого класса 5 обучающихся 1 – папа, 1 – мама
– Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители! Сегодня мы проводим военно-спортивный праздник «Тропою будущих солдат». Прошу капитанов построить свои кманды.
Звучит гимн россии.
– Сегодня в честь прошедшего праздника 23 февраля от всей души поздравляем вас и выражаем свою благодарность и восхищение! Так повелось, что именно качества, присущие настоящим мужчинам, – ответственность, чувство долга, способность встать на защиту того, что дорого, – являются основой для сильного общества. От всей души желаем защитникам Отечества земного благополучия, здоровья, радости. Пусть в вашей жизни будет больше дней, наполненных мирным спокойствием. С праздником!
Чтец 1. «Служу Отечеству не праздные слова В них и любовь, и мужество, и сила И только Родина всегда была б жива Служить Отечеству – наш долг перед Россией.
Чтец 2.
Каждый из нас перед Отчизной
Сердцем поклясться бы мог
Жизни мы легкой не ищем
Гладких не любим дорог
Чтец 3.
Ты – страна, моя отчизна,
Часть того, что называлось – Русь.
Если нужно, не жалея силы,
За тебя в атаку поднимусь.
– И сегодня спортивный праздник мы посвящаем всем девочкам, женщинам в честь 8 Марта. Капитанов приглашаю к судейскому столику
Слово 5 А
Слово 5 Б
Слово 5 В
– Мы начинаем с домашнего задания: военно-патриотическая песня
- Слово 5 Б – Песня «Катюша».
- Слово 5 В – Песня из к/ф «Солдаты» «Здравствуй, небо».
- Слово 5 А – Рус.нар. песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
– Слово предоставляется преподавателю физической культуры.
Спортивные состязания:
1. Эстафета с палочкой
2. Ведение мяча обручем
3. Броски в кольцо
4. Прыжки в длину.
5. Перетягивание каната.
Жюри (учащиеся 8 «Б» класса) подводят промежуточные итоги. В это время проводится интеллектуальный конкурс на военную тему:
Вопросы:
1. Солдатские носки – портянки
2. Судовая кухня – камбуз
3. Солдатская тюрьма – гауптвахта
4. Весточка с гражданки – письмо
5. Им мечтает стать каждый солдат – генерал
6. Солдатское пальто – шинель
7. Не подлежит обсуждению – приказ
8. Со слезами на глазах – победа
9. Дура на войне – пуля
10. Игра в войну – учения
11. Киллер на войне – снайпер
12. Царица полей – пехота
13. Работает на ключе – радист
14. Солдатский дом – казарма
15. Боец невидимого фронта – разведчик
16. Полосатая тельняшка – тельняшка
17. Самое популярное имя на воине – Катюша
Заключение и выводы
Простая трансляция знаний или отработка
отдельных интеллектуальных умений не только не
исчерпывают возможного спектра методов
гражданского образования, но и не должны
являться преобладающими. Наиболее адекватными, с
точки зрения становления гражданского
самосознания и гуманистических демократических
ценностей, являются интерактивные методы,
которые предполагают взаимодействие всех
участников образовательного процесса в решении
задач. К этим методам относятся, например,
дискуссии, ролевые игры, коллективные решения
творческих задач, социально-значимые проекты и
др.
Именно интерактивные методы создают необходимые
условия как для становления и совершенствования
гражданской позиции через включение участников
образовательного процесса, членов детских
коллективов в осмысленное проживание и
переживание индивидуальной и коллективной
социально-значимой деятельности, так и для
осознания и принятия ими нравственных ценностей
общества.