Формирование знаний, умений и навыков на уроках письма

Разделы: Начальная школа


Письмо для поступающих в школу детей очень сложный процесс, требующий непрерывного, напряженного контроля. При поступлении в школу меняется образ жизни ребенка, и успешность обучения во многом зависит от психологической готовности ребенка к обучению к школе. Возникающие трудности при овладении техникой письма имеют разные причины: и физиологические, и медицинские, и педагогические.

У 6–7-летних детей слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, различный уровень развития координации движений. Если ребенок готов читать с 6 лет, то писать только с 7 лет. Здесь проявляется первое противоречие, ведь в школу детей принимают с 6,5 лет.

Движения, в которых участвуют мелкие мышцы, относят к тонкой моторике. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как, например ходьба, поэтому требуют специального развития. Психологами установлена связь между уровнем развития речи и развитием мышц пальцев руки. Детей 5-6 лет просили повторить отдельные движения пальцев, если ребенку это удавалось, как правило, его речь была хорошо развита. Именно поэтому тренировке пальцев рук ребенка следует уделять особое внимание, так как это не только подготавливает к письму, но и способствует развитию речи, повышению уровня интеллекта.

С первых дней обучения детей в школе, начиная с добукварного периода, который длится 4 недели, я использую такие виды упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук:

  1. штриховка в разных направлениях и с различным интервалом;
  2. обведение контура рисунка по точкам, позже буквы по точкам;
  3. лепка из пластилина;
  4. пальчиковая гимнастика;
  5. графические диктанты;
  6. соединение точек по заданному образцу;
  7. копирование рисунка, дорисовывание второй половины рисунка;
  8. завершение узора;
  9. рисование, не отрывая руки;
  10. рисование внутри большой фигуры такой же, но меньше, потом еще меньше и так, пока фигура не превратится в точку;
  11. рисование с разной силой нажима;
  12. игры с крупой, плетение из бисера.

При работе в прописи и тетради по письму основное внимание уделяю тому, чтобы ребенок видел рабочую строку, ее границы, начало и конец строки. Письмо начинается с написания наклонных прямых линий, наклонных прямых с закруглением внизу, внизу и вверху, удлиненной петли вверху и внизу, “левых” и “правых” полуовалов и овалов. Также вырабатываю правильную осанку при письме, наклонное расположение тетради на парте, умение правильно держать карандаш и ручку.

В букварный период (15 недель) решаю следующие задачи по подготовке к усвоению детьми грамотного письма:

  1. знакомлю с начертанием больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, с основными типами их соединений. Для лучшего запоминания дети лепят буквы из пластилина, выгибают из проволоки, выкладывают буквы из ниток на бархатной бумаге, дописывают буквы по данным элементам.
  2. Учу обозначать буквами соответствующие звуки. Для этого провожу звуко-буквенный анализ слова, составление схемы слова.
  3. Вырабатываю связное и ритмичное написание букв и их соединений в словах. Запись слов и предложений с комментированием сначала учителем, затем учениками (с предварительным слого-звуковым разбором). Комментирование хоровое, индивидуальное с называнием слога и гласной. Например, кот (ко – гласная о, замочек т). Такой вид работы направлен на предупреждение ошибок на пропуск, замену, искажение.
  4. Знакомлю с первыми правилами: “Слова в предложении записываются отдельно одно от другого. Начало предложения пишется с большой (заглавной) буквы, в конце предложения ставится точка. Имена людей и клички животных пишутся с большой буквы”. Для запоминания использую веселые стихи.
    Например,

Коля, Ира, Алексей

И Сережа, и Андрей!

Никогда не забывайте,

Имя буквой выделяйте!

  1. Далее учу списывать слова и предложения с образца (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Когда дети пишут с печатного текста, они превращаются в волшебников, так как им трудно превратить печатную букву в письменную и выбрать подходящее соединение. Затем идет проверка написанного при помощи сравнения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения.
  2. Дети учатся различать гласные, согласные; находить случаи несовпадения звука и буквы, т.е. определять орфограмму; писать слова с безударными гласными, со звонкими и глухими согласными. Для этого использую грамматические сказки и рассказы, дидактические игры, рифмованные упражнения, лингвистические задания.
    Например,

В конце слова, без сомнения,

Происходит оглушение.

Говорим мы – плод,

Проверяем – плоды,

Говорим мы – сад,

Проверяем – сады.

  1. Учу правильно переносить слова. Для этого делим слово по слогам, а правило переноса закрепляем с помощью веселых стихов.
  2. Учу детей правописанию жи-ши, ча-ща, чу-щу тоже в игровой, занимательной форме. Например, угадайте и запишите слово.

По полям бегут ручьи,

На дорогах – … (лужи),

Скоро выйдут муравьи

После зимней … (стужи).

Первый небольшой итог в период обучения грамоте и письму – это запись под диктовку. Эту работу начинаю, как только выучены первые буквы. В тетради по письму в начале урока я провожу такую работу: на 1 строке дети пишут изученные буквы пол диктовку, на 2 строке – слоги с изученными буквами, на 3 строке – слова (одно, двусложные), чуть позже предложения. Это дает возможность детям показать знание букв, соединений, умение комментировать. К концу 1 класса темп письма составляет 20–25 знаков в минуту. Объем текста, написанного под диктовку 20–30 слов.

Отношение первоклассников к письму складывается главным образом под влиянием первых упражнений. При успешном решении первых письменных задач ученик справедливо гордится своими первыми успехами. Он начинает доверять своим силам, с желанием берется за решение более сложных задач.

Формирование навыка каллиграфического письма проходит успешно, если задействованы все стороны психики ребенка, создана ситуация успеха на уроке. Использование сказочных, игровых ситуаций обязательно, так как на первоначальном этапе обучения игра имеет для первоклассников большое значение.

Литература.

  1. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996.
  2. Мухина В.П. Шестилетний ребенок в школе. – М., 1986.
  3. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.