Преподавание информатики. Урок-игра для 7-го класса по теме "Графический редактор Paint: работа с элементами рисунка"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • научить ребят тиражировать и окрашивать элементы рисунка;
  • продолжать способствовать формированию практических умений и навыков учащихся: запускать и закрывать программу ГР «PAINT»,  выполнять основные манипуляции с мышью, выбирать пункты  горизонтального меню, палитры инструментов, пользоваться полосами  прокрутки;
  • способствовать развитию художественного, эстетического вкуса в организации групповой деятельности учащихся, взаимоконтроля и взаимопомощи; 
  • развивать коммуникативные способности учащихся, чувство коллективизма, сопереживания.

План урока:

                Этапы урока   Время, мин.           Приемы и методы
1. Постановка целей урока.
Деление группы на команды.

3-5  мин.

Беседа.
Жеребьевка.
2.   Актуализация опорных знаний.      10   мин. Работа у доски, фронтальная беседа.
3.   Изучение нового материала.               15   мин. Объяснение, использование памяток,
работа за компьютером.
4. Закрепление и обобщение пройденного.      5-7 мин. Выполнение коллективных заданий.
Фронтальная беседа
5. Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
     2-3 мин. Разъяснение домашнего задания.
Награждение победившей команды.

1. Вступительное слово учителя.

2. После того, как группа будет поделена на команды, капитаны каждой команды получают задания I тура (см. Приложения) и для выполнения каждого задания вызывают к доске по одному игроку из своей команды. Игроки записывают решение полученного задания на доске (капитанам команд разрешается помогать своим игрокам). Та команда, которая быстрее другой и правильно решит все задания, выигрывает в первом туре.

Из полученных при решении заданий ответов на доске составляется имя файла, который нужно будет открыть ребятам для дальнейшей работы.

Одновременно с игроками, работающими у доски, команды могут зарабатывать себе дополнительные очки, отвечая на вопросы учителя:

– Что такое информация для каждого из нас?
– Какие знания мы называем декларативными?
– Какие знания мы называем процедурными?
– Как называются действия с информацией, выполняемые человеком? Перечислите эти действия.
– Что такое кодирование информации?
– Что такое система счисления?
– Что мы называем компьютерной графикой?
– Перечислите области применения компьютерной графики.
– Как можно запустить программу PAINT?
– Перечислите основные элементы рабочего окна PAINT.

3. Ребята садятся за компьютеры, открывают файл с именем 72211.bmp, в котором  заготовлен одинаковый для всех рисунок – кораблик. Готовый рисунок ребятам предстоит раскрасить, дополнив его несколькими элементами, а именно: «развесить» флажки между мачтами кораблика, нарисовать иллюминаторы.
Все флажки и иллюминаторы должны быть одинаковой формы и размера, поэтому требуется нарисовать сначала один флажок (иллюминатор), а затем растиражировать его. Для этого существуют операции Копирование и Вставка.
Ребята должны нарисовать свой первый флажок при  помощи инструмента «Прямоугольник» панели инструментов, причем лучше это сделать в стороне от основного рисунка, чтобы легче было выделить нарисованную фигуру. Выделяют  свой флажок: используют инструмент «Выделение» (пунктирный прямоугольник) и «растягивают» его вокруг своего флажка. После того, как что-то выделено, становится доступной команда  Копировать в меню Правка. Выбирают эту команду щелчком мыши. В этот момент выделенный элемент помещается в Буфер обмена (запоминается) и потом может быть вставлен необходимое число раз при помощи команды Вставить меню Правка. Первый нарисованный флажок (иллюминатор) нужно копировать только один раз, а затем вставлять его столько, сколько необходимо. После вставки каждый новый флажок (пока не снято выделение) нужно, удерживая левую клавишу мыши, перетащить в нужное место. Таким образом, можно получить любое число одинаковых фигурок.
Закрасить какой-нибудь элемент рисунка можно с помощью инструмента «Заливка» панели инструментов, предварительно выбрав нужный цвет на палитре цветов. Помните, что закрашивать нужно только замкнутые поверхности, иначе краска протечет на другие элементы рисунка.
После объяснения  и  одновременного выполнения объясняемого применяется прием  «Тайный сигнал»1, раздаются  каждому  ученику  «Памятки» и задания второго тура.
Ребята приступают к выполнению работы. Тем игрокам, кто раньше других справился с заданиями, разрешается  помогать  членам своей команды, чтобы успеть закончить работу  быстрее  другой  команды  и,  соответственно  выиграть  во  втором  туре.

4. Для  закрепления, повторения и обобщения нового материала, капитанам команд раздаются задания III тура – вопросы по проделанной практической работе.
Командам дается время на обсуждение этих вопросов и подготовку ответов. Заслушиваются ответы обеих команд, затем определяется победитель – команда, которая дала наиболее полные и подробные ответы на все вопросы.

5. Поводятся итоги игры, задается домашнее задание – используя памятку, полученную на уроке, составить конспект пройденной темы в тетради и выучить его.

6. По итогам игры награждается команда-победительница, выставляются оценки за урок.