Ознакомление с окружающим миром "В гости к зиме"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить детей с зимними явлениями, с жизнью растительного и животного мира зимой.
  2. Дать представление о том, как зимуют дикие звери (заяц, белка, медведь, лиса); показать связь их жизни с состоянием живой и неживой природы зимой. Систематизировать и обогатить знания детей.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Литература:

  1. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Игровой материал в помощь учителю обновленный комплект 2 издание «Вако» Москва 2004г.
  2. И.Г. Юдина Природоведение «Нестандартные уроки и творческие задания» 1-4 классы.
  3. «Я иду на урок в начальную школу». Природоведение. Книга для учителя. Москва. Библиотека «Первое сентября» 2000г.

Оборудование: музыка, листочки, жетоны.
Рисунки: автобус, следы, костер, ветки, избушка, мешки, «Лесовичок», деревья.
Маски зайца и медведя.
Картинки животных белка, заяц, лиса, медведь, г. Каргополя, «Зимы».
Кроссворд «Бурелом».
Закладки в учебнике стр. 135
Игра «Калейдоскоп».

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к активной деятельности.

– Ребята, а вы слышали, что в лесу под Каргополем были обнаружены следы снежного человека?

– Давайте совершим путешествие на школьном автобусе и поищем следы… (садимся в автобус).

3. Проверка домашнего задания.

– Чтобы поездка прошла быстро и незаметно, предлагаю сыграть в игру «Крестики-нолики».

Вопросы:

    1. Прячутся ли насекомые к зиме? (х).
    2. Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0).
    3. Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (х).
    4. Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0).
    5. Ворона, дятел, клест – зимующие птицы? (х).
    6. Верно ли, что зимой у клестов появляются птенцы? (х).
    7. Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (х).
    8. Нужно ли птиц подкармливать зимой? (х).
    9. Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0)

(собрать листочки)

Путешествие продолжается:

Вспомните, какой экзамен держит лес (из рассказа Н. Надеждиной) прежде, чем распустить лесных жителей на каникулы [2]. (За правильные ответы жетоны весь урок).

4. Подъезжаем к Каргополю.

Водитель связался с проводником по мобильной связи и мы подъезжаем к месту обнаружения следов снежного человека.

Встали на лыжи и идем по следам…

Вопросы (на следах).

1 след – Какое значение имеет лес для человека? (источник кислорода, пищи, материалов – для хозяйства, источник красоты, доброты, познания…)

2 след – Какие деревья можно встретить зимой в лесу? (сообщения о деревьях).

3 след – Когда созревают семена ели и сосны? (в конце зимы).

4 след – Почему березу называют доброй нянькой ели?

Объясните стихотворение.

Крошки-елки, как мимозы,
Вырастали под березой.
А как выросли те крохи –
Няньке стало очень плохо!

Почему?

5 след – Почему травянистые растения не погибают (не замерзают) под снегом? (им тепло).

6 след – Как вы думаете, когда наступает зима?

По календарю зима начинается 1/XII. Но ученые считают началом зимы 22/XII. Солнце в этот день низко поднимается на небе, тени длинные, а день самый короткий в году. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоемы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

5. Проберемся через «БУРЕЛОМ»

Кроссворд на плакате. Дети вписывают ответы фломастерами.

Кроссворд «Бурелом»

По горизонтали:

2. Обильное выпадение снега называется….
4. Повышение температуры выше нуля градусов в холодное время.
6. Пушистая снежная бахрома на деревьях и проводах называется …
8. Тройка – тройка прилетела, скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Все покрылось серебром.

По вертикали:

1. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают. На дорогах образуется корка из льда. Это явление называется…
3. Шуба бела – весь свет одела.
5. О чем эти пословицы: «Сам не бежит, а стоять не велит», «Без рук, без ног, а рисовать умеет», «Без рук, без топорища выстроил мостище», «Без рук рисует, без зубов кусает».
7. Снегопад при сильном ветре называется…

Ответы: По горизонтали: 2. Снегопад, 4. Оттепель, 6 Изморозь, 8. Зима. По вертикали: 1. Гололедица, 3. Снег, 5. Мороз, 7.Метель.

– В какую группу можно объединить все ответы? (явления природы)

6. Устали! Сделаем «ПРИВАЛ»

Физкультминутка.

Солнце землю греет слабо, (руки вверх, в стороны, вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос (показывают на нос)
В речке стала вдруг вода неподвижна и тверда (приседания)
Вьюга злится, снег кружится, (дети кружатся)
Заметая все кругом белоснежным серебром (имитируют движения руками).

7. Подбросим ветки в костер.

Вопросы на сучках (ветках).

Вызвать к доске детей, у которых нет жетонов за ответы.

  1. Ветки для костра надо ломать с живых деревьев или собирать с земли?
  2. Костер надо разводить на поляне или под деревом?
  3. Чтобы развести костер, надо снять дерн или выкопать яму?
  4. Когда чаще бывают пожары (летом или зимой)?
  5. Что может вызвать пожар?

8. На привале люди любят рассказывать истории.

Исправьте ошибки в рассказе. [3]

9. Продолжим путешествие по следам.

7 след – Прочитайте следы на снегу. (Учебник с. 135) Описание следов.

8 след – Что страшнее птицам зимой холод или голод?

9 след – Загадка.

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна,
Брюшко белое да плечи,
Тарахтенье вместо речи,
Хоть кого увидит – вмиг
Поднимает стрекот – крик. (Сорока)

Любит собирать новости.

Просит назвать невидимые нити в зимнем лесу.

(Клесты выводят птенцов зимой, так как много корма)

Животные прячутся среди ветвей, в дуплах деревьев.

Растения обеспечивают животных пищей.

Как связана жизнь животных с елью?

Скоро Новый год! Охраняй елочки. Не лишай животных корма, убежища для них, места для гнезда…

10 след – Узнай по описанию (на доске) о каком животном говорится.

Меняет цвет шерсти
Утепляет жилище
Делает припасы
Дети отвечают, приклеивают картинку белки.
Меняет цвет
Дом не строит
Припасов не делает
заяц
Не меняет окраску
Не готовит жилище
Не делает припасы
лиса
Питается жиром
Делает берлогу
Всю зиму спит
медведь

СЦЕНКА « Заяц и медведь» (По Н. Сладкову)

Заяц – Белка на зиму грибы запасает. Барсук – орехи. А ты, медведь, все без дела шатаешься. Вот засыплет снег землю, что лопать-то станешь?

Медведь – Ты, косой, за меня не волнуйся, Я, брат, самоед. Я зимой сам себя ем. На-ко, пощупай сколько сала под шкурой я припас – на всю зиму хватит. Я не зря по лесу шатаюсь, я сало коплю. Чего и тебе, косой, советую.

Заяц – Медведь, какое там сало. Нам, зайцам, в лесу не до жиру, быть бы хоть живу!

Дополнительно. Рассказ «Спроси у медведя» В. Бианки «Лесная газета»

В защиту от студеных ветров медведь любит устраивать себе зимнее убежище берлогу – в низких местах, даже в болотах, в частом ельничке. Но вот удивительно: если зима предстоит мягкая, будут оттепели – все медведи непременно залягут на высоких местах, на пригорочках, на юру. Это проверено многими поколениями охотников…

Охотники удивляются «откуда он знает, по каким таким своим медвежьим приметам чует, какая впереди будет зима – мягкая или жесткая. Почему всегда еще с осени, безошибочно выбирает себе местечко для берлоги либо в болоте, либо на пригорышке?»

11 след – Как зимуют другие животные?

12 след – Нужны ли в лесу хищные звери?

13 след – Нужно ли помогать зимой животным? Как?

Для зайцев летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы от сушеных веток рябины, малины, тополя.

Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины и сосны.

Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди.

Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, оленей, зайцев.

Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.

Следы ведут дальше.

Впереди показалась избушка, а на тропинку навстречу к нам идет Лесовичок …

– Ребята, я наблюдал за вами в течение всего путешествия. Вы говорили, что надо помогать животным. А охранять животных надо? А людей? А снежного человека?

Учитель – Давайте оставим ему вещи и продукты в мешках, а сами отправимся домой.

Игра в автобусе. «Калейдоскоп»

Подведение итогов.

Домашнее задание: Повесить кормушки.