Конспект открытого урока по информатике во 2-м классе по теме «Носители информации»

Разделы: Информатика, Начальная школа


Цели:

  1. Образовательные:
    • познакомить учащихся с наиболее распространенными носителями информации и раскрыть смысл понятия носитель информации на основе анализа примеров;
    • продолжить формирование активного словарного запаса;
    • научить детей распознавать и называть разные виды носителей информации.
  2. Развивающие:
    • продолжить работу по развитию мыслительной и творческой деятельности учащихся;
    • продолжить работу по формированию информационной культуры.
  3. Воспитательные:
    • продолжить работу по выработке сознательной дисциплины у учащихся;
    • продолжить работу по формированию навыков поведения в компьютерном классе.
  4. Здоровьесберегающие: Способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, гимнастику для глаз, релаксацию.

Педагогические задачи:

  • продолжить развитие наблюдательности, навыков описания и исследовательских навыков;
  • инициировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.

Ключевые понятия: носитель информации, носитель письменной информации.

Дополнительные понятия: электронный носитель, магнитный диск, компьютер.

Требования к уровню освоения учебного материала:

  • уметь приводить примеры различных носителей информации;
  • уметь характеризовать основные носители информации (бумага, магнитные диски);
  • понимать, что носитель используется для хранения информации в течение длительного времени;
  • применять исследовательские навыки для простейшего анализа явлений природы и событий;
  • использовать клавиатуру и мышь для управления объектами на экране монитора.

Характеристика урока:

  • форма организации: эвристическая беседа с элементами исследования;
  • тип урока: комбинированный;
  • стратегия: исследовательская, развивающая, опережающая.

Обеспечение урока:

  • Учебник.
  • Дидактический материал: различные носители информации, в том числе дискеты, лазерные диски и пр.
  • Письменные принадлежности.
  • Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.
  • Презентация к уроку  «Носители информации».
  • Карточки с тестами.

План урока:

  1. Диагностическое тестирование.
  2. Создание положительной мотивации с помощью игровой ситуации.
  3. Объяснение нового материала.
  4. Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
  5. Выполнение заданий в РТ.
  6. Физкультминутка.
  7. Компьютерный практикум.
  8. Эрг-упражнения.
  9. Подведение итогов, закрепление нового материала.
  10. Комментарии к домашнему заданию.

Ход урока

Диагностическое тестирование

Учитель начинает урок примерно такими словами: Сегодня вам предлагается тест, результаты которого позволят выяснить, что вы запомнили, какие знания у вас сохранились в памяти, а какие нет. Не огорчайтесь, если вы чего-то не знаете. Оценка за это тестирование не выставляются, однако надо учесть ошибки и повторить то, что вы не знаете.

Поскольку время на проведение данного теста ограничено, а дети во 2 классе читают медленно, учитель может зачитывать высказывание, а дети — отмечать свое состояние по данному Пункту. Если ученик согласен с высказыванием, он ставит в квадратике Знак «+», если не согласен - ничего не ставит.

Тест для самоконтроля (Приложение 1)

Проверку теста учитель осуществляет не на уроке, чтобы внимательно проанализировать результаты и увидеть, что не поняли и не усвоили дети. Тесты для всех одинаковые.

Создание положительной мотивации с помощью игровой ситуации.

На примере теста вы увидели, что человеческая память не может хранить бесконечное количество информации, что-то забывается. У некоторых людей память лучше, у других хуже, но ни у кого нет безграничной и вечной памяти. Но человечество постоянно получает новые знания, изобретает новые устройства, машины и т.д. и чтобы передать все свои знания следующим поколениям (детям, внукам, правнукам) требуется эти знания сохранить.

(Стук в дверь. Входит Карлсон)

Карлсон: - Здравствуйте! Дорогие ребята, уважаемый учитель! Мне срочно нужна ваша помощь!

Учитель: - Что случилось? Расскажи нам, и мы тебе поможем.

Карлсон: - Всё дело в моём друге Малыше. Он просил меня узнать, как называется порода щенка, которого ему подарили родители. Я узнал, прилетел к нему домой сообщить, а он ещё в школе и теперь я боюсь, что пока Малыш вернётся из школы, я забуду название, ведь оно такое трудное.

Мне посоветовали обратиться к вам, сказали, что вы можете надёжно сохранить мою важную информацию.

Учитель: - Этому горю можно легко помочь. Ребята, подскажите, как Карлсону сохранить его информацию.

(Дети после обсуждения приходят к выводу, что нужно название породы записать. Карлсон записывает информацию.)

Объяснение нового материала

Эвристическая беседа

Учитель: - Сегодня мы рассмотрим, как ещё можно сохранить информацию.

Карлсон: - А можно я тоже послушаю, вдруг мне это пригодиться?

Учитель: - Конечно, оставайся, присаживайся. Ребята, давайте повторим, что вы уже знаете об информации.

Вопрос. Какие действия можно осуществлять с информацией? (Получать, хранить, обрабатывать, передавать, обмениваться.)

Вопрос. Какие действия с информацией мы уже рассматривали? (Обработка, обмен и передача.)

Задание. Приведите примеры обработки информации, передачи информации, обмена информацией.

Учитель анализирует примеры, приведенные учащимися, уточняет и дополняет их, подводит итоги.

А теперь мы познакомимся с тем, как обычно люди хранят информацию. В своей памяти человек может хранить информацию о событиях, о своих чувствах и эмоциях, о различных фактах и пр. Благодаря тому, что человек способен запоминать, он может решать задачи, рисовать, писать, читать, то есть обучаться, может выполнять разную работу.

Вопрос. Все ли человек запоминает и хранит в своей памяти из того, что он видит, слышит, ощущает? (Нет, конечно. Сегодня, выполняя тест, мы убедились, что далеко не все сохраняется в памяти человека. Можно ли надеяться, что все надолго запомнят слова, которые учитель и ученики произнесли на уроке?)

Учитель анализирует примеры, приведенные учащимися, уточняет и дополняет их, подводит итоги.

Часто требуется запомнить, т. е. сохранить информацию, например такую, как номера телефонов (свой домашний и номера телефонов учреждений, где работают родители, друзья, номер телефона скорой помощи и т. д.), свой домашний адрес, дорогу в школу, адреса друзей и родных, цены на товары и т. д.  Человеку трудно все это запомнить и длительное время хранить в памяти. Существуют специальные записные книжки и справочники, где записаны все телефоны и адреса.

Таким образом, чтобы сохранить информацию ее надо на чём-то записать или напечатать, можно ввести необходимую информацию в память компьютера хранить информацию в памяти компьютера очень удобно (если есть компьютер) в любой момент можно ее просмотреть, внести изменения, дополнить и сохранить новую версию. В записной книжке это делается тоже просто: зачеркнули и написали новый номер телефона или новый адрес, вписали новое ИМЯ.

Во все времена путешественники вели дневник путешествий, в котором записывали все, что с ними происходило. Некоторые из них позже написали занимательные повести и рассказы или просто опубликовали свои дневники. Можно коротко вспомнить про обинзона Крузо и других. Можно обсудить, зачем существует школьный дневник.

Для человека книги, рукописи, заметки в блокноте, текст в электронном виде является дополнительной памятью. Кроме того, если информацию представить на бумаге в виде письменного сообщения или в электронном виде, ее можно затем передать любому человеку.

Вопрос-задание. Приведите примеры, какую информацию можно сохранить (записать, напечатать) на бумаге?

Учитель анализирует примеры, приведенные учащимися, уточняет и дополняет их, подводит итоги.

Можно сказать, что бумага является носителем информации. То есть, если мы записали или напечатали на бумаге сообщение, то оно будет долго храниться, его можно передать другому человеку (если он умеет читать).

Здесь можно рассказать притчу о том, как к писцу пришел неграмотный старик и попросил написать письмо сыну, который жил в другом городе. Писец сказал, что он не может этого сделать, так как у него болит нога. Старик удивился, при чем здесь нога? Писец объяснил, что никто, кроме него самого не может прочитать то, что он написал и ему придется идти в другой город, чтобы прочитать письмо сыну.

Бумага — очень древний и удобный носитель информации: она легкая, занимает мало места, ее можно свернуть, листы бумаги можно сшить в книгу. Все, что записано или напечатано на бумаге, может понять только человек. Другие живые существа на земле не могут читать и писать.

Вопрос. Какие еще носители информации встречаются вокруг нас? (Ткань: надписи на майках, плакатах, сумках, шапочках и пр.), фотопленка, береста, камень, картон, фанера.)

Бывают еще магнитные носители информации. Например, дискеты или жесткий магнитный диск, кассеты для записи и проигрывания речи и музыки в магнитофонах. Есть еще лазерные диски или компакт-диски. Они отличаются от бумаги тем, что человек непосредственно не может прочесть записанную на них информацию. Это можно сделать только с помощью соответствующих технических устройств. Учитель демонстрирует это на примере магнитофона и комментирует свои действия. Подчеркивает, что носителем информации является магнитная пленка.

Существуют и другие носители информации: например, снег. На снегу можно оставить записи, следы. Однако их нельзя передать на расстояние и как только солнышко пригреет, и снег растает, исчезнет и сообщение на снегу.

Учитель: - Я предлагаю каждому из вас создать запись в записной книжке.

Карлсон: - А я устал, пальцы не работают, глаза плохо видят.

Учитель: - Этому горю, мы поможем! Сейчас мы разомнём пальчики, выполним несколько упражнений для глаз и с новыми силами примемся за работу.

Пальчиковая гимнастика.

Разотру ладошки сильно,
Каждый пальчик покручу,

(Растирание ладоней; захватить каждый пальчик у основания и вращательным движением дойти до ногтевой фаланги.)

Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну.
Руки я затем помою,

(Потереть ладошкой о ладошку.)

Пальчик в пальчик я вложу,
На замочек их закрою

(Пальцы в «замок».)

И тепло поберегу.
Выпущу я пальчики,

(Пальцы расцепить и перебирать ими.)

Пусть бегут, как зайчики.

Гимнастика для глаз.

  • И.п. – сидеть в расслабленном состоянии с закрытыми глазами 10-15с.
  • И.п.сидеть с закрытыми глазами. Не открывая глаз, круговые движения глазными яблоками, по 2-3раза в каждую сторону.
  • И.п. – сидя. 1- с напряжением закрыть глаза (зажмурить). 2 – раскрыть глаза и посмотреть в даль. Повторить 3-5раз. Посидеть с закрытыми глазами 10-15с.

Выполнение заданий в РТ.

В качестве практической работы на уроке можно сделать маленькую алфавитную записную книжечку (по две-три буквы на одной странице). На уроке информатики можно начать заполнение, а дома окончательно заполнить страницы адресами и телефонами одноклассников. За правильно и красиво выполненную записную книжку выставляется оценка в журнал.

Физкультминутка.

Руки в стороны и вверх.
Повторяем дружно.
Засиделся ученик –
Разминаться нужно.

(Руки к плечам, потом вверх, потом снова к плечам, потом в стороны и т.д.)

Мы сначала всем в ответ
Головой покрутим: НЕТ!

(Вращение головой в стороны.)

Энергично, как всегда,
Головой покажем: ДА!

(Подбородок прижать к груди, затем запрокинуть голову назад.)

Чтоб коленки не скрипели,
Чтобы ножки не болели,
Приседаем глубоко,
Поднимаемся легко.

(Приседания.)

Раз, два, три, чеканим шаг.

(Ходьба на месте.)

Подаёт учитель знак.
Это значит, что пора
За компьютер сесть. Ура!

(Дети садятся за столы.)

Компьютерный практикум. (Приложение 2)

Учитель: - А сейчас, ребята, вы с помощью заданий на компьютере проверите, всё ли вы запомнили из того, о чём мы говорили сегодня.

Карлсон: - А я посмотрю как вы справитесь!

Эрг-упражнения.

«Глядя в небо»

«Египтянин»

«Образец »

ПАМЯТКА. (Приложение 3)

Подведение итогов

Можно выделить две группы носителей информации:

  1. человек может прочитать находящуюся на носителях информацию непосредственно (бумага, картон, ткань, папирус, береста, камень и пр.);
  2. чтение и запись возможны только с помощью технических устройств (дискета, жесткий магнитный диск, компакт-диск, аудиокассета и пр.).

На носителе информация может храниться достаточно долго, ее можно просмотреть, передать, изменить.

Домашнее задание

  1. Закончить заполнение записной книжки с адресами и телефонами учеников класса.
  2. Задание. Давайте пофантазируем и придумаем необычные носители информации. Например, рассмотрим воду. Ученые доказали, что вода может хранить информацию. Можно привести пример о святой воде, которая хранит информацию, необходимую для того, чтобы вылечить человека. Учитель анализирует примеры, приведённые учениками, уточняет и дополняет их, подводит итоги.
  3. С помощью памятки записать и выучить новые слова

Карлсон: - Спасибо вам за интересный урок, мне пора, уже Малыш вернулся из школы. Полечу, расскажу ему, что узнал.