Действующие лица: Фея Азбука, мальчик Алеша, Буратино, Буквамориха, Закорюка.
Оборудование: презентация (Приложение)
Ход мероприятия
Звучит фонограмма песни «33 родных сестрицы» (музыка Е. Пахомова, стихи Б. Заходера). Дети заходят в зал, рассаживаются. На экране появляется изображение обложки азбуки (Слайд 1). На последних словах песни выходит Буратино.
Буратино.
Я – Буратино Длинный Нос!
Мальчишка непростой.
Сто приключений перенес
И, наконец, сюда принес…
Что?! Ключик золотой?
А вот и нет! На этот раз
Принес я Азбуку для вас!
Раскрывает воображаемую книгу и в этот момент на экране появляются стройные ряды букв алфавита. Алфавит (Слайд 2)
Буратино. Буквы построены на прощальную линейку, потому что сегодня «Прощание с Азбукой»! Праздник такой – позабудешь покой: линейка, поздравления, выступления, шутки и смех, а печали ни грамма – вот такая программа. Ой, что-то я заговорился с вами. Ведь праздник не может состояться без ... кого бы вы думали? Клоунов? Нет! Без конфет? О вот и нет! Без Бабы-яги? Отважные вы люди, но ее не будет. Без подарков? Что же, может, чуть попозже!
Праздник прощания с Азбукой не бывает без той, что все знает, умеет – без доброй волшебницы Феи! Встречайте: Фея Азбука!
Фея Азбука: Дорогие первоклассники, здравствуйте! Поздравляю с чудесным праздником. Я благодарю за хорошие слова обо мне, фее Азбуке. Но ты, Буратино, преувеличиваешь мои возможности. Феи бывают разные: Математики и Литературы, Дождя и Цветов, Улыбки и Слез, даже есть Фея Хорошего Аппетита. Есть Фея Теорема. Словом, у каждой из нас своя отдельная тема и волшебная власть. Моя волшебная власть сильна только в первом классе, когда школьники учатся читать и писать.
Буратино: Я слышал, до Руси буквы добрались более тысячи лет назад. Русские люди многим буквам дали свои названия. «А» из алефа стала «аз», «Б» - «буки», «В» - «веди», «Г» - «глаголь», «Д» - «добро». Из древнего названия первых двух букв нашей азбуки «аз» и «буки» получилось знакомое всем слово «азбука».
Фея Азбука: Ребята заканчивают первый класс, прощаются с азбукой, а значит, и со мной!
Научились вы читать –
Важнее нет науки.
Тот, кто умеет сам читать,
Совсем не знает скуки!
Буратино:
Прощание с Азбукой у ребят,
А они совсем не грустят:
Азбуку прочли до корки,
Заработали четверки и пятерки
И теперь без передышки
Прочитают все-все книжки!
Фея Азбука: Я тоже уверена в том, что ребята любят читать, стараются красиво писать. А пока вернемся к нашей прощальной линейке. Первоклассники, вместе называем буквы по порядку:
Алфавит без буквы Ш (Слайд 3)
А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О Р С Т У Ф Х Ц Ч, а дальше Щ Э Ю Ы Я, знаки тоже здесь. Буратино, а где буква «Ш»? Я ее что-то не вижу.
Буратино: Была эта буква. И здесь, и на экране. Я видел. (Заглядывает за экран) А теперь нет!
Фея Азбука: Прощальная линейка не состоится, если не хватает буквы.
Буратино: Что же делать? Что делать?! Линейка отменяется! Все! Все кончено.
Фея Азбука: Буратино, успокойся. Надо выяснить, где буква «Ш», что случилось, пока мы тут беседовали.
Буратино: А как?
Фея Азбука: Не забывай, я все-таки Фея! У меня есть волшебная палочка!
Буратино: У тебя в руках обыкновенная ручка.
Фея Азбука: Это не обыкновенная ручка, а волшебная!
Фея Азбука: (взмахивает палочкой-ручкой)
Волшебной ручкой не спеша
Я запишу вопрос:
Слайд 4 (Постепенно пишется на экране вопрос)
Что случилось с буквой «Ш»?
Кто ее унес?
Буратино: (Восхищается). Вот это пропись! Какой красивый почерк!
Фея Азбука: Тише, Буратино. Время пришло – сию минуту мы узнаем, что произошло!
(Звучит музыка. Фея и Буратино уходят, появляется мальчик Алеша с прописью в руках)
Алеша:
Сколько букв у Алфавита –
Мучайся тут с каждой.
33 родных сестрицы –
Закорючки важные.
Буквы я пишу, читаю,
Их запомнить нужно все.
А живут они, конечно,
На страницах в букваре …
Зачем писать мне палочки,
Черточки и галочки?
Ставить по порядку
В противную тетрадку …
А буковки не слушают,
Стоят, ну как попало.
Закорюки, закорюки,
Опять за вас попало! (Слайд 5)
А, Б, В! Ц, Ч, Ш! Шшша-а-а! Лапша! Буква «Ш» мне особенно не нравится! И вообще этих букв слишком много. Кто их придумал? Какой-нибудь злой дядька. Вот если бы я их придумывал, то придумал бы штук 5, самое большое – 10. И тогда не было бы злой буквы «Ш»! Целых три палочки и три хвостика! Не буду ее писать! Не буду! И пусть буквы этой не будет.
(Раздается грохот, хихиканье, шушуканье.)
Алеша: … то это? Я спра…иваю …то это? Ой, …то со мной?
(Появляются Буквамориха и Закорюка, хихикают, кривляются, потирают руки)
Буквамориха: (Передразнивает) …то со мной! …то со мной! Не понял?
Закорюка: Не понял! Не понял! Поздравляю! Отныне ты не говоришь букву «Ш»!
Буквамориха: Тебе эта буква не нужна. Ты сам так решил. Букву «Ш» ты не будешь слышать, видеть, а главное – произносить!
Закорюка: Мальчик, скажи, как тебя зовут?
Алеша: Але…а…и…кин. Ой, мамочки!
Буквамориха: Вот чудной. Исполнилось его желание, буквы «Ш» нет, а он ревет.
Алеша: Кто вы такие? Я… Я бабу..ку позову.
Закорюка: Да хоть дедушку, хоть соседушку. Я – вредная Закорюка. К-а-а-к зыркну на твою руку – станет крюкой, т-а-а-кие закорюки нацарапаешь – никто не разберет! Никогда!
Буквамориха: А я – Буквамориха! Поморю, погублю все буквы, тогда никто не только не сможет читать и писать, но и разговаривать!
Закорюка: А ты – молоток! Букву «Ш» помог погубить.
Буквамориха: Рассчитываем на дальнейшую дружбу не только с тобой, мальчик, но и с другими ребятами.
Поют свою песенку на мелодию песни «Кабы не было зимы»
Кабы буквы загубить в букварях и книжках,
Не учились бы тогда девчонки и мальчишки.
Убежали бы от них, как от страшной жабы, -
Вот хороший был бы миг, кабы, кабы, кабы!
Вот хороший был бы миг, кабы, кабы, кабы!
Кабы буквы загубить – в этом нет секрета,
Как легко бы стало жить, всем понятно это.
Пропустил бы ты урок, ну разок хотя бы,
И звенел бы зря звонок, кабы, кабы, кабы!
И звенел бы зря звонок, кабы, кабы, кабы!
Закорюка с Букваморихой убегают, унося букву, спрятав в мешок.
Производится затемнение. Выходят Фея и Буратино.
Буратино: Теперь мы знаем, что произошло с буквой! Надо скорее догнать Буквамориху и Закорюку! (Порывается бежать)
Фея Азбука: (Останавливая его). Подожди. Я думаю, они сами еще вернутся сюда. За другими буквами. А нам надо пойти к Алеше, чтобы ему помочь.
Буратино: Как? Он провинился, а ему еще и помогать?!
Фея Азбука: Понимаешь, надо изменить его отношение к букве, к урокам, к учебе. Хорошее отношение может все изменить к лучшему.
Буратино: Ну, тогда идем…
Фея Азбука и Буратино направляются к Алеше.
Буратино: Здравствуй, мальчик.
Алеша: Буратино?.. здравствуй… здравствуйте.
Фея Азбука: А я – Фея Азбука. Мы здесь для того, чтобы выручить пропавшую букву. Без нее не состоится прощальная линей и праздник.
Буратино: И тебе мы помочь готовы. Ты вот букву «Ш» не говоришь. Временно, конечно. У меня совет: замени ее на другую!
Алеша: Как это?
Буратино: Назови свое имя и фамилию.
Алеша: Але…а…и…кин.
Буратино: «Алеа Икин!» Это никуда не годится. Попробуй вместо «Ш» сказать букву «С»!
Алеша: Алеса Сыскин.
Буратино: Ну вот, уже ничего. А если… букву «Ф»?!
Алеша: Алефа Фыфкин.
Буратино: Тоже ничего. Как будто молочный зуб выпал и все. А если букву...
Фея Азбука: Буратино, остановись, пожалуйста. Алеша, припомни, как похитили букву.
Алеша: Закорюка и Буквамориха спрятали ее в красный ме…ок и крепко-накрепко ме…ок завязали.
Буратино: Чего завязали? Ме…ок? А-а-а, то есть мешок.
Фея Азбука: Мешок… Пожалуй, снова воспользуемся моей волшебной ручкой.
Волшебной ручкой не спеша
Запишу я слово
Пишется слово мешок (Слайд 6)
«Мешок» - такой с буквой «Ш».
И вот он здесь! Готово!
Грохот
Буратино: Ух, ты! А повторить можно?
Фея Азбука: Можно. И даже всем вместе. Ребята, возьмите в правую руку воображаемую ручку и приготовьтесь написать слово «мешок» вместе со мной.
Главное, надо писать старательно и красиво.
Волшебной ручкой не спеша
Мы запишем слово
«Мешок» - такой, как с буквой «Ш». (Слайд 7)
И вот он здесь! Готово!
Буратино: Еще будем писать? У кого рука не устала?
Фея Азбука: Я думаю, нам хватит этого количества, чтобы…
Буратино: перехитрить Буквамориху и Закорюку! Раскидаем мешочки, а сами спрячемся, как в засаде.
(На сцене появляются Буквамориха и Закорюка)
Буквамориха: (Трясет головой). Что такое? У меня двоится в глазах!
Закорюка: У меня тоже.
Буквамориха: В котором из мешков буква? Закорюка, давай посмотрим?
Буквамориха: Развяжем. Поглядим.
(Заглядывают в первый мешок, достают пустую карточку.)
Голос Буратино:
Гляди-смотри хоть тыщу лет,
Здесь буквы не было и нет!
Закорюка: Это бред!
Буквамориха: Это вред! Отдавайте мешок! Буратино – известный мошенник. А то-то, еще фе-е-я называется…
Закорюка: У-у-у-у, как скрутило меня, Закорюку из древнего рода Помаркиных-Небрежных.
Буквамориха: Не горюй, подруга. Я – простая Буквомориха и за нас постоять сумею!
Закорюка: Ну что, постояла?
Буквамориха: Еще как! Пусть-ка они на мешке попробуют узел развязать. Этот мешок – он что в наших руках, что в их…, без границы! Букву-то все равно не увидеть, не услышать, а кое-кому и не сказать!
(Буратино пробует развязать мешок)
Буратино: Крепкий узел! Будто железный.
Фея Азбука: (Подзывает Буратино, Алешу, что-то шепчет им). Вы согласны?
Буратино: Согласен…
Буквамориха: Эй, когда больше двух – говорят вслух…
Фея Азбука: Буквамориха, Закорюка…
Буквамориха: Надо говорить: «Уважаемая Буквамориха!»
Закорюка: И «Ваше Кривейшество, Закорюка!»
Фея Азбука: Уважаемые, мы готовы отдать вам любую букву алфавита.
Закорюка: Вау! Любую?
Фея Азбука: Любую. При условии, что вы ответите на мои вопросы.
Закорюка: А ну как заковыряемся?
Буквамориха: А если не ответим?
Фея Азбука: Если не сможете ответить на вопросы, то развяжете узел на мешке.
Буквамориха: Целый узел за одну букву?! Да еще вопросы!! Ишь, чего захотели.
Закорюка: Узел- за алфавит! И без вопросов!
Буквамориха: И чтоб никаких правил, грамматики и тому подобных ученостей!
Закорюка: И чтоб без буквы «Ш»!
Фея Азбука: Все?
Буквамориха и Закорюка: (вместе). Все!
Фея Азбука: Ребята давайте поиграем в игру «Буквы заблудились». И посмотрим, смогут ли Буквамориха и Закорюк найти ошибки в словах. (Слайды 8-14)
Фея Азбука: Вы не правильно отвечали! А вот ребята и Алеша справились с заданием (Взмахивает ручкой-палочкой).
Теперь нам узел развязать угодно,
Чтоб буква «Ш» была свободна!
Буратино: Заковыристый узел! Все равно не поддается!
Буквамориха: Не надейтесь. И мальчик, потерявший имя, наш! Где он, там и мы.
Закорюка: Покуда мы здесь, не бывать вашей распрощальной линейке! (Буквам) Ишь ты, выстроились ровные да прописанные. Никокой свободы! Неинтересно. То ли дело закорюки да заковыки. Нацарапаешь такими кривушками и получается… тайна.
Буквамориха: Нипочем не открыть. Даже золотым ключиком.
Фея Азбука: Если уж заговорили о тайнах, то есть одна, которую надо обязательно открыть. Потому что, буквы рассыпались как горох и нужно из них составить слово. И если Алеша с ребятами их составит правильно, то мешок откроется. (Слайды 15-18)
Алеша: А мне… мне кто поможет?
Буратино: Эх,еще бы чуть-чуть – и развязался бы! А пока все еще хитро закручен…
Буквамориха:
Эй, глупые вы человеки,
Мы прицепились к вам навеки!
Закорюка:
Того мы называем умницей,
Кто пишет, будто лапой курица!
Буквы этот безымянный мальчик пишет так, что выходят настоящие законченные закорюки-заморочки. А букву «Ш» никогда не скажет и не напишет!
Буквамориха: И никто ее не увидит!
Буратино: Вот прицепились! Алеша, да скажи ты громко: «Ша» - и все тут.
Алеша: Не получается…
Буратино: Скажи: «Маша ела кашу!»
Алеша: Маа ела кау…
Буратино: Школа! Шашки! Повтори.
Алеша: Кола… Аки… повтори…
Буратино: Может, логопеда пригласить? Алеша! Может, логопеда пригласить…
Фея Азбука: Друзья! Когда Алеша правильно, красво напишет букву, тогда ее и скажет! Для этого надо упражняться, тренироваться писать, чтобы она получилась красивой.
Буратино: Возьми мою ручку и напиши букву «Ш».
Пишет букву (Слайд 19)
Фея Азбука: Ребята, помогите нашему другу. Возьмите ручки –воображаемые, конечно, - и напишите буквы – красивые. Все вместе пишем.
Все пишут
Алеша: Они ушли? Шумели, шушукали, шкодничали, а теперь ушли!
Буратино: Исчезли! Ура!
Фея Азбука: А еще вы что-нибудь заметили?
Буратино и Алеша: Что?
Фея Азбука: Подумайте. Может, ребята подскажут.
Дети сообщают, что Алеша снова произносит букву «Ш»
Фея Азбука: Совершенно верно.
Буратино: Алеша, скажи «шишка»!
Алеша: Шишка! Шина! Шура! Шкура!
Хороша буква «Ш»!
Буратино: Ого! Узел тоже исчез!
Я так рад, что мне захотелось тоже с вами поиграть. У меня есть много сказок и мне бы хотелось, чтобы вы вместе со мной их вспомнили.
Идут слайды сказок (Слайды 20-25)
Фея Азбука:
Было букве страшно, тесно.
Но все кончается чудесно,
Когда друзья спасать идут,
А сестрицы букву ждут.
Буратино: Буквы на линейке в полном составе. (Слайд 26)
Фея Азбука:
Он зовется «алфавит»,
Всюду путь ему открыт,
Буквы разуму верны,
И за это им даны
Высочайшие права
Образовывать слова!
Игра «Кроссворд» (Слайды 27-32)
Фея Азбука: Дружите со всеми буквами, ведь из них получаются замечательные слова, чудесные фразы и очень интересные книги! Нам пора к другим ребятам на праздник.
(Слайд 33)
Поют финальную песню
I куплет
Свежий ветер навевает
Давних странствий голоса,
Он страницы раздувает,
Словно чудо-паруса!
Но, читая дни и ночи
И плывя по морю строчек,
Курса верного держись.
Припев:
И тогда откроют строчки,
И тогда откроют строчки,
Замечательную жизнь!
II куплет
Посреди любой страницы
Оживают чудеса.
Не смыкаются ресницы,
Разбегаются глаза!
Припев:
III куплет
Много нового узнаешь,
Обойдешь весь белый свет.
На пути тебе желаю
Откровений и побед.
Припев.