Девиз турнира
Физика! Какая ёмкость слова!
Физика для нас не просто звук!
Физика – опора и основа
Всех без исключения наук!
Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, способные к постоянному обновлению и повышению уровня своих знаний.
Цели турнира:
- развитие познавательного интереса учащихся к физике,
- умение применять полученные знания в различных жизненных ситуациях,
- развитие познавательных и творческих способностей,
- умение проводить эксперимент и самостоятельно пополнять знания,
- выявление интеллектуально одаренных учащихся
Правила турнира.
Число участников – 5. Это наиболее знающие физику учащиеся. Турнир состоит из 5туров для участников и тура для болельщиков. Между турами рекламные паузы, которые представляют собой занимательные опыты, выполненные болельщиками.
Ведущие:
Почему торжественно вокруг
Слышите, как быстро смокла речь?
Это об открытиях наук
Начинаем мы сегодня речь.
Физика, даешь ты нам
Для победы трудностей закалку,
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Сядьте ровно, расправьте плечи,
Приготовьте ладони приветствовать нас,
Начинается встреча, долгожданная встреча,
Вот и настал турнира час!
Здравствуйте, дорогие друзья!
Мы рады приветствовать вас на нашем турнире.
Вас сегодня ожидает много интересного,
занимательного, курьезного.
Представление участников турнира:……
Представление жюри:……
Жюри ведет подсчет количества баллов каждого участника турнира.
Первый тур. Разминка
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Наука о природе | Физика |
2 | Какие физические приборы вы знаете? | Термометр, мензурка, секундомер |
3 | Изменение положения тела в пространстве относительно других тел с течением времени . | Механическое движение? |
4 | Воздушная оболочка Земли | Атмосфера |
5 | Прибор для измерения массы тела | Весы |
6 | Единица измерения силы. | Ньютон |
7 | Чем отличается равномерное движение от равноускоренного? | При равноускоренном скорость движения |
8 | Сколько мг в1кг? | 1кг=1000.000мг |
9 | Что называется силой тяжести? | Сила притяжения тела к Земле |
10 | Численное значение первой космической скорости | 7,9 км/с |
11 | Номер кабинета физики. | 13 |
12 | Адрес школы. | Ул. Шершнева. 26 |
13 | Фамилия директора школы. | Маслова |
14 | С какого класса вы изучаете физику? | 7 класс |
15 | Сколько раз в неделю у вас бывает физика? | 5 |
16 | Настольная книга ученика | учебник |
17 | Туман-какое состояние воды? | Газ |
18 | Электрический заряд электрона | -1.6 • 10-19Кл |
19 | Атом состоит из | Ядра и электронов |
20 | Чему равна скорость света | 300.000км/с |
21 | Астрономическая единица | 150 млн. км |
22 | Автор теории относительности | Эйнштейн |
23 | Выполните действие 10: 0.1 | 100 |
24 | Плотность воды | 1000кг/м3 или 1г/см3 |
25 | Чему равна частота переменного тока? | 50 Гц |
Второй тур. Научный
№ | Вопрос | Ответ |
1 | Закон сохранения механической энергии | |
2 | Закон Кулона | |
3 | Закон всемирного тяготения | |
4 | Закон Ома | |
5 | Закон Архимеда | |
6 | Прибор для измерения силы тока | амперметр |
7 | Что такое ускорение? | Изменение скорости в единицу времени |
8 | Чему равно напряжение в сети? | 220В |
9 | Какой энергией обладает летящий самолет? | Ек и Еп |
10 | Конденсатор–это… | Два проводника, разделенных диэлектриком |
11 | Магнитная индукция измеряется в …. | Тл (Тесла) |
12 | Какие частицы создают электрический ток в металлах? | Электроны |
13 | Работа какой силы всегда отрицательна? | Силы трения |
14 | В каком случае кинетическая энергия равна 0? | Скорость =0 |
15 | Какая физическая величина измеряется в Генри | Индуктивность |
16 | Три резистора 2 Ом, 3 Ом, 4 Ом соединены параллельно. Каким должно быть общее сопротивление? ( не вычисляя) | Меньше, чем 2 Ом |
17 | При последовательном соединении какая величина остается одинаковой | Сила тока |
18 | Проволоку сопротивлением 10 Ом разрезали на 5 равных частей и соединили параллельно. Чему будет равно общее сопротивление? | 0,4 Ом |
19 | Сколько джоулей содержится в 1 кВт? час | 3,6 • 106Дж |
20 | Напряжение увеличилось в 2 раза. Как изменилось сопротивление? | Сопротивление не изменилось, т к оно не зависит от напряжения |
21 | Как изменяется потенциальная энергия мяча, брошенного вертикально вверх? | Увеличивается |
22 | Какую физическую величину измеряют в диоптриях? | Оптическую силу линзы. |
23 | С помощью каких линз исправляют близорукость? | Рассеивающих. |
24 | Какой угол называют углом падения? | Угол между падающим лучом и перпендикуляром к поверхности. |
25 | Какой ученый обнаружил силу, действующую на проводник с током в магнитном поле? | Ампер |
Третий тур. Экспериментальный
“Знания без применения – тучи без дождя”
Таджикская народная пословица
Каждому участнику даны: источник тока, ключ, амперметр, вольтметр, лампочка, провода.
Составьте электрическую цепь и определите:
- силу тока
- напряжение
- сопротивление
- мощность
- работу тока за 1 минуту
Четвертый тур. Физический аукцион
Всем вам, наверняка, известна телеигра “Устами младенца”. Малыши рассуждают обо всем, даже о неизвестных им величинах. Специально для вас ребята разных возрастов попытались объяснить некоторые физические понятия. Давайте посмотрим, что у них получилось. Я буду зачитывать по 3 определения на каждое понятие.
За правильный ответ | с первой подсказки – 3 балла; со второй подсказки- 2 балла с третьей подсказки – 1 балл |
– Начнем!
Градус:
- Они нужны, чтобы знать холодно или тепло
- Бывают по Цельсию и Кельвину
- Примерно 57 штук = 1 радиану
Весы:
- Есть в школе и в магазине
- Созвездие
- Измеряют массу
Волна:
- На нее настраивается радио
- Есть на море
- Бывают механические и электромагнитные
Луч:
- Посылает солнце
- Часть света в темном царстве
- Часть прямой, ограниченной с одной стороны.
Ось:
- Есть у Земли.
- Бывает вращения
- Элемент симметрии.
Поворот:
- Бывает крутой.
- У “Машины времени” новый.
- Есть такое движение.
Дуга:
- Цветная радуга…
- Есть Курская…
- Часть окружности.
Вольт:
- Итальянский ученый
- Есть столб
- Единица измерения напряжения
Сопротивление:
- Бывает в воде и в электрической цепи
- Французское движение
- Измеряют в Омах
Магнит:
- Есть такой магазин
- У него 2 полюса.
- Притягивает железо.
Пятый тур. Смекалка
“Книга книгой, а своим умом двигай”
Русская народная пословица
Вопрос | Ответ | |
1 | Что зимой в комнате мерзнет, а на улице нет? | окно |
2 | В воде не тонет, в огне не горит | лёд |
3 | Ты за ней, она от тебя. Ты от нее, она за тобой | тень |
4 | Что в сундуке запереть нельзя? | свет |
5 | Видно, нет у ней ума: ест она себя сама. | свеча |
** | Перед нами вверх ногами, перед тобой вверх головой. | Отражение в воде |
1 | Нарушится ли равновесие, если один конец проволоки согнуть. | |
2 | Как с помощью льда зажечь огонь? | |
3 | Сделать так, чтобы стаканы пустой и с водой чередовались. Брать в руки можно только один стакан. | |
4 | Найти центр тяжести указки. Если ее разрезать через центр тяжести, равные ли по массе будут части? | |
5 | Вытащить шарик из рюмки | |
*** | Вытащить ключ из бутылки |
Рекламные паузы. Занимательные опыты.
.[1]1. Яйцо в бутылке.
Для опыта сварите вкрутую яйцо. очистите от скорлупы. Лист бумаги (80?80мм) сверните гармошкой и подожгите, затем опустите горящую бумагу в бутылку из под кефира. Горение бумаги прекращается, яйцо начинает втягиваться в бутылку. Объясните наблюдаемое явление.
2. Гиря на стакане.
На граненый стакан положите фанерную доску с гирей массой 10кг. Предложите ученику разбить стакан ударами молотка по гире. Почему стакан не бьется?
3. Водяной подсвечник.
Возьмите стеариновую свечу, на нижнем конце закрепите небольшой грузик и опустите в стеклянный сосуд с водой. Как долго будет гореть свеча?
4. Электрический огурец.
К клеммам гальванометра присоедините медные провода. К концу одного из них прикрепите железный гвоздь или алюминиевую вилку. Воткните провод и гвоздь в соленый огурец – стрелка гальванометра отклоняется. Почему?
5. Линейка электроскоп.
Уравновесьте линейку на лампе и вы получите простейший электроскоп. Приблизьте к концу линейки заряженную палочку, линейка придет в движение. Объясните результат.
6. Магнитная спичка.
Спичку подвесьте на тонкой нити длиной 50–60 см. Поднесите к головке спички магнит, она почти не притягивается. Сожгите серную головку спички и вновь поднесите магнит. Головка спички притягивается к магниту. Почему притягивается головка спички к магниту?
Игра со зрителями
“Ученику – удача, учителю радость” Русская народная пословица
Вопрос | Ответ | |
1 | Можно ли поднять тело, прилагая силу равную силе тяжести. | F должнабыть > Fт |
2 | Сто маленьких братьев меж собой равны, угадай кто они? | См |
3 | С земли ребенок поднимает, а через забор и силач не перекинет? | Пушинка |
4 | Что идет, не двигаясь с места | Время |
5 | Что растет вниз головой? | сосулька |
6 | Проверь свой глазомер: какая фигура больше | одинаковые |
7 | Разгадай ребус. | |
8 | Найдите центр тяжести швабры | |
9 | Назовите физиков лауреатов нобелевской премии | |
10 | Что сделать с пустым спичечным коробком, чтобы при ударе по нему кулаком, он уцелел. | |
11 | Как из полного стакана отлить половину? | |
12 | Объясните: сухая ложка рот дерёт. | |
13 | Как с гуся вода | |
14 | Пальцы в рот не клади | |
15 | Ложка дёгтя портит бочку меда | |
16 | Идет как по маслу | |
17 | Ежа голыми руками не возьмешь | |
18 | Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь | |
19 | Кабы знал где упасть и соломку б подстелил | |
20 | Как аукнется, так и откликнется | |
21 | Отгадайте. В воде купался , а сух остался | |
22 | Стоит на крыше всех труб выше | |
23 | Что растет вниз головой? | |
24 | Днём окно разбито, на ночь вставлено | |
25 | Под стеклом сижу, во все стороны гляжу В лес со мною соберешься с пути не собьешься |
|
26 | Две сестрицы качались правды
добивались , а когда добились, то остановились |
|
27 | В корзине3 яблока. Можно ли поделить эти яблоки между 3-мя братьями, чтобы в корзине осталось 1яблоко (не резать) |
Подведение итогов
- Самый эрудированный
- Лучший знаток физики
- Лучший экспериментатор
- Самый сообразительный.
- Самый находчивый.
Литература
- Горев Л.А. Занимательные опыты по физике. .М “Просвещение” 1985.
- Ланина И.Я. Внеклассная работа по физике.
- Гальперштейн Л. Занимательная физика М. “ Росмэн” 2000