Пояснительная записка
Математика уже давно стала основным аппаратом физики и техники. Последние годы математические методы все настойчивее проникают в различные науки. Современная жизнь требует от человека гибкости и скорости нахождения решений, основанных на рациональности. Данный элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, желающих повысить уровень своих математических умений, а также усвоить дополнительные сведения при построении графиков, выражения которых содержат знак абсолютной величины. Практика решения таких задач полезна для развития и укрепления способности к самостоятельному логическому мышлению, для обогащения математической и графической культуры и может быть использована для графического решения уравнений и неравенств с модулем.
Цели обучения:
- создание условий для обоснованного выбора профиля обучения в старшей школе через оценку собственных возможностей в усвоении математического материала при построении графиков с модулем;
- оказание помощи учащимся в поиске и приобретении индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии индивидуальных, познавательных процессов и интересов.
Учащиеся должны знать:
- графики основных функций школьной программы.
Учащиеся должны уметь:
- строить графики основных функций школьной программы.
Тематическое планирование учебного материала
Тема |
Количество часов |
Вид деятельности |
Вводное занятие |
1 |
Беседа, тестирование |
График функции |
1 |
Беседа, практикум |
График функции |
1 |
Беседа, практикум |
График функции |
1 |
Беседа, практикум |
График функции |
1 |
Беседа, практикум |
График функции |
1 |
Беседа, практикум |
Графики некоторых простейших функций, заданных явно. |
2 |
Беседа, практикум, семинар |
Занятие 1. Вводное занятие
Цель: установление владения базовыми умениями в области построения графиков элементарных функций.
Ход занятия
1. Вводная беседа
На практике мы часто встречаемся с зависимостями между различными величинами не только в математике, но и в других сферах деятельности. С помощью графиков наиболее естественно отражаются функциональные зависимости одних величин от других. Преобразование графиков, построение кусочно заданной функции, а особенно графики, содержащие переменную под знаком модуля, позволяют передать красоту математики.
С помощью таблицы повторим графики основных функций (Рисунок 1), изученных вами.
Проверку базовых знаний осуществляется за счет тестирования. (Приложение 1)
Занятие 2. График функции ![]()
Цель: научиться строить график функции
.
Ход занятия
I. Беседа
Определение: Абсолютной величиной (модулем) действительного числа а называется неотрицательное число.

Нетрудно показать, что функция
является четной.
В самом деле, так как
, то
.
Следовательно, график этой функции симметричен относительно оси ОУ. Отсюда следует, что достаточно построить график функции у = f (х) для х > 0, а затем достроить его левую часть, симметричную правой относительно оси ОУ.
Давайте запишем алгоритм построения такого графика.
Алгоритм:
- Построить график функции у = f (х), для х > 0.
- Достроить симметричный ему относительно оси ОУ.
Примеры.
1) Построить график функции ![]()
а) Строим график функции у = х для х > 0
б) Строим для x < 0 часть графика, симметричную построенной относительно оси ОУ. (Рисунок 2)

Рисунок 2
2)
, здесь
.
а) Для х > 0 строим график функции
.
Известно, что это парабола, ветви которой направлены вверх. Ось ОУ она пересекает в точке (0; –3). Ось ОХ пересекает в точках (–2; 0) и (6; 0), что следует из уравнения
. Вершина параболы находится в точке (2; –4).
б) Достраиваем для x < 0 часть графика (левую половину), симметричную построенной (правой части) относительно оси ОУ. (Рисунок 3)

Рисунок 3
II. Практическая часть
Задание: из предложенного списка функций выбрать по желанию и построить графики двух:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
.
Решение см. Рисунок 4.

Рисунок 4
Занятие 3. График функции ![]()
Цель: научиться строить график функции
.
Ход занятия
I. Беседа
Под абсолютной величиной функции f (х) (т. е. под записью
принято понимать функцию вида:
.
Отсюда вытекает практическое правило построения графика функции.
Алгоритм:
- Строим график функции у = f (х).
- На участках, где график расположен в нижней полуплоскости, т. е. где f (х) <0, строим кривые, симметричные построенным относительно оси ОХ.
Пример.
Построить график функции
.
а) Строим график функции у = х - 2.
б) График нижней полуплоскости преобразовываем вверх симметрично оси ОХ. (Рисунок 5) Ломаная АBC является графиком данной функции.

Рисунок 5
II. Практическая часть
Задание: из предложенного списка функций выбрать по желанию и построить графики двух:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
.
Решение см. Рисунок 6.

Рисунок 6
Занятие 4. График функции
Цель: научиться строить график функции
.
Ход занятия
I. Лекция
Так как функция совмещает двойное применение модуля, то график данной функции может быть построен в следующем порядке.
Алгоритм:
1. Строим график функции у =f (х), для х ≥ 0.
2. Строим график функции y=f (–х), для х < 0 (или строим кривую графика, симметричную построенной относительно оси ОУ, так как данная функция четная).
3. Участки графика, расположенные в нижней полуплоскости, преобразовываем на верхнюю полуплоскость симметрично оси ОХ.
Пример.
Построить график функции
. Рисунок 7

Рисунок 7
II. Практическая часть
Задание: из предложенного списка функций выбрать по желанию и построить графики двух:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
.
Решение см. Рисунок 8.

Рисунок 8
Занятие 5. График функции
где ![]()
Цель: научиться строить графики функции вида
где
.
Ход занятия
I. Беседа
По определению абсолютной величины будем иметь:
, где
.
Следовательно, данная функция является двузначной, а график ее будет симметричен относительно оси ОХ.
Областью определения данной функции являются промежутки значений аргумента х, на которых функция у = f (х) неотрицательна.
Алгоритм:
- Установить область определения функции из условия:
. - На промежутках определения функции построить график функции у = f (х).
- Построить кривые, симметричные построенному графику относительно оси ОХ.
Примеры.
1. Построить график функции
.
а) Область определения:
или
.
б) Для
строим график функции
.
в) Строим кривую, симметричную построенной, относительно оси ОХ. (Рисунок 9)

Рисунок 9
2. Построить график функции
.
а) Область определения:
или
и
.
б) По определению абсолютной величины, у - 2 = ± (х2 – 1), или у = 2 ± (х2 – 1), или
. (Рисунок 10)

Рисунок 10
II. Практическая часть
Задание: из предложенного списка функций выбрать по желанию и построить графики двух:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
.
Решение см. Рисунок 11.

Рисунок 11
Занятие 6. График функции
.
Цель: научиться строить графики функции вида
.
Ход занятия
I. Беседа
Алгоритм построения графика данной функции:
- Строим график функции
. - Строим график функции
. Он будет представлять собой кривую, симметричную графику функции
относительно оси ОХ.
Примеры.
1. Построить график функции
.
- Строим график функции
. - Достраиваем график функции
. (Рисунок 12)

Рисунок 12
2. Построить график функции
.
- Строим график функции
. - Достраиваем график функции
. (Рисунок 13)

Рисунок 13
II. Практическая часть
Задание: из предложенного списка функций выбрать по желанию и построить графики двух:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
.
Решение см. Рисунок 14.

Рисунок 14
Занятие 7. Графики некоторых простейших функций, заданных явно.
Цель: научиться строить графики функций, заданных явно; создание ситуации успеха в процессе оценки и самооценки знаний по темам курса.
Ход занятия
I. Беседа
Построим график функции
.
По определению абсолютной величины функции
.
Строим прямые на двух участках. (Рисунок 15)

Рисунок 15
Примеры.
1) Построим график функции
.

а) Строим график функции у = 2х – 4 для х ≥2.
б) Проводим ось симметрии: х = 2.
в) Достраиваем график: проводим прямую, симметричную первой относительно оси симметрии. (Рисунок 16)

Рисунок 16
Рассмотрим другой порядок построения· графиков подобных функций, который будет более удобным и общим для построения графиков в дальнейшем.
2) Построить график функции
.
а) Из условий
и
находим абсциссы точек перелома графика: хl = 1 и х2 = 3.
Следовательно, данную функцию следует рассматривать на трех промежутках:
, (1; 3] и
и на них по частям строить график.
б) На
.
На (1; 3]
.
На
,
т.е.
(Рисунок 17)

Рисунок 17
II. Практическая часть
Задание: из предложенного списка функций выбрать по желанию и построить графики двух:
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
;
е)
.
Решение см. Рисунок 18.

Рисунок 18
III. Презентация учащимися собственных графиков, созданных для портфолио
IV. Проверка построенных графиков через программу Advanced Grapher
Литература для учителя
- И.И. Гайдуков. Абсолютная величина. М.: Просвещение, 1968.
- Фальке Л.Я. Изучение сложных тем курса алгебры в средней школе. М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002.
- М.Е. Козина. Математика 8-9 классы. Выпуск 2. Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007
- А.В. Коркуев, Л.Д. Арестова. Построение графиков некоторых функций. Журнал «Математика в школе», №3-1995г.