Урок по корригирующей гимнастике для учащихся 2-го класса и их родителей. Тема: "Правильная осанка"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Тема: Правильная осанка.

Задачи:

1. Закрепить понятие о правильной осанке.
2. Привлечь родителей к совместной деятельности по сохранению здоровья детей (нарушение осанки, плоскостопие).

Оборудование и инвентарь: мультимедийный проектор, коврики гимнастические, фломастеры, бумага (листы А4), «шарфики», массажные мячи, мелкий раздаточный материал (крышки от капр. бутылок, от фломастеров и т.п.), музыкальный центр, кубики.

Ход урока

Урок сопровождается показом компьютерной презентации. (Приложение)

Действие учителя

Действие учеников и родителей

Слайды

Методические отметки

1 часть. Вводная

- Здравствуйте уважаемые родители и ребята.

Сегодня мы с вами проведём совместный урок по корригирующей гимнастике.

Родители и дети усаживаются на приготовленные для них стулья: родители напротив детей.

Родители располагаются напротив детей, для того чтобы они могли видеть друг друга, так как на уроке предполагается совместная деятельность.

 П.О. (Предполагаемый ответ.)

Во вводной части урока родители и дети повторяют понятие о правильной осанке, вспоминают причины её нарушения, способы предотвращения нарушений в опорно-двигательном аппарате и их коррекции.

Тема нашего урока: «Правильная осанка»

Значит, и говорить мы будем о чём? Как вы думаете?

П.О. – Об осанке.

- А все ли знают что такое осанка?

Сначала отвечают родители, затем дети дополняют.

П.О.- Осанка – это привычное положение тела, когда человек сидит, стоит или передвигается.

- Молодцы! Теперь мы все вспомнили, что такое осанка. А кто знает, как можно проверить осанку?

П.О. – Встать к ровной стене желательно без плинтуса и прижаться спиной, пятками, головой.

- Сколько должно быть касаний?

П.О. – Пять (затылок, плечи, ягодицы, икры и пятки).

- Мы на каждом уроке проверяем осанку, давайте дети покажут родителям, как они это делают.

Дети встают у стены, проверяют осанку. Садятся на место.

- А теперь родители пусть проверят свою осанку.

Родители проверяют осанку. Садятся на место.

- Мы проверили осанку, теперь наша задача в течении урока сохранить такую осанку, а дома каждое утро начинать с проверки осанки и в течении дня контролировать это положение.

- Давайте посмотрим на следующий слайд. На нём два мальчика: Петя и Коля. Скажите, чем отличается их осанка?

П.О. – У Пети опущена голова, сведены плечи, круглая спина, ноги полусогнуты (неправильная осанка).

Коля держит голову прямо, спина у него прямая, плечи расправлены и находятся на одном уровне (правильная осанка).

Используется метод сравнения, анализ.>

- Как вы думаете, что может быть причиной нарушения осанки?

П. О. – Неправильное положение за рабочим столом, при просмотре телевизора и т. д., сидеть нужно ровно, не наклоняться сильно при письме, чтении и т. д.

- Школьная сумка не должна быть перегружена, лучше всего с двумя лямками (рюкзак), если на одном плече, то менять чаще положение и т. д.

- Спать нужно на жёстком матраце и плоской подушке, засыпать приучаться на спине.

Дети и родители отвечают по одному, остальные дополняют или исправляют.

- А плоскостопие является причиной нарушения осанки?

П. О. – Да. При плоскостопии изменяется походка, начинают болеть ноги, голова, из-за этого портится самочувствие, настроение. Человек начинает сутулиться.

- Для того чтобы у нас не было этих нарушений, мы что делаем на уроках корригирующей гимнастики?

- Правильно! А чтобы эффект был лучше, мы должны выполнять эти упражнения и дома. Сейчас мы с вами, дети и уважаемые родители, разучим несколько упражнений, которые вы сможете вместе выполнять дома.

П. О. – Выполняем специальные физические упражнения.

- Прошу занять места на ковриках. Располагаются на гимнастических ковриках.

2 часть. Основная

Упражнения для укрепления мышц живота

 

Дозировка и темп выполнения всех упражнений индивидуальны.

1. И. п. – Лёжа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые, носки натянуты.

1 – Обе прямые ноги поднимаем на 450.
2 – И. п.
3–4 – то же.

Выполняют упражнения, обращая внимание на методические рекомендации.

1. Упражнение укрепляет мышцы верхней части живота. Стараться стопы и таз от пола не отрывать.

2. И. п. – Лёжа на спине, руки прямые вверх, ноги согнуты на ширине плеч.

1 – Поднимаемся в сед -  руки перед собой, ноги согнуты.
2 – И. п.
3–4 – то же.

 

 

2. Упражнение укрепляет мышцы верхней части живота. Ноги и таз от пола не отрывать, ноги не сгибать, спина прямая.

3. И. п. – Лёжа на спине, руки за головой, ноги согнуты.

1 – Поднимаем таз, опора на плечи и руки.
2 – И. п.
3–4 – то же.

 

3. Упражнение укрепляет прямые мышцы живота. Таз поднимать как можно выше, локти от пола не отрывать.

4. И. п. – Лёжа на спине, руки прямые вверх, ноги вместе прямые, носки натянуты.

1 – Поднимаем туловище, руки прямые вверху, принимаем положение седа.
2 – И. п.
3–4 – то же.

   

4. Упражнение укрепляет мышцы верхней части живота. Ноги и таз от пола не отрывать, ноги не сгибать, спина прямая.>

5. И. п. – как в упражнении №4.

1 – Приподнимаем туловище, правая нога лежит на коврике, левая поднимается, обеими руками тянемся к левой ноге в районе щиколотки.
2 – И. п.
3–4 – то же с другой ноги.

   

5. Упражнение укрепляет все мышцы живота, ноги прямые носки натянуты, стараемся головой коснуться ноги.

Упражнения для укрепления мышц спины

Поворачиваются на живот.

 

1. И. п. – Лёжа на животе, руки под подбородком, ноги прямые на полу, слегка разведены.

1 – Поднимаем прямые ноги.
2 – И. п.
3 – 4 – то же.

 

1. Упражнение укрепляет мышцы нижней части спины. Ноги не сгибать, носки натянуты.

2. И. п. – Лёжа на животе, руки прямые вверху, ноги прямые вместе, носки натянуты.

1 – Поднимаем одновременно прямые ноги и руки.
2 – И. п.
3–4 – то же.

   

2. Упражнение укрепляет прямые мышцы спины. Руки и ноги поднимать одновременно, не сгибать.

3. И. п. – то же.

1 – то же, только руки и ноги разводим в стороны.
2. - И. п.

   

 

4. И. п. – Лёжа на животе, руки за спиной в замок.

1 – Поднимаем туловище, руки поднимаем не расцепляя.
2 – И. п.
3–4 – то же.

   

4. Упражнение укрепляет прямые мышцы спины. Руки и ноги поднимать одновременно, не сгибать.

Упражнения для коррекции и профилактики плоскостопия

Встают на коврики.

Все упражнения направлены на укрепление различных мышц стопы, голени, икр.

1. И. п. – Стоя, ноги вместе, руки на поясе.

1 – Разводим пятки в стороны.
2 – И. п.
3–4 – то же.

 

1. Спина прямая, носки остаются вместе. При отведении пяток их нужно приподнимать.

2. И. п. – то же.

1 – Разводим носки в стороны.
2 – И. п.
3 – 4 - то же.

   

2. Пятки вместе, при отведении носки приподнимаем.

3. И. п. – Сидя или стоя. Катание мяча с шипами. Правой и левой ногой.

 

3. Слегка нажимаем на мяч, катаем мяч медленно.

4. И. п. – Сидя на полу или на стуле.

Рисуем ногами.

   

4. Карандаш или фломастер зажимается между большим и вторым пальцем ноги. Рисуем или пишем на листе бумаги поочерёдно правой и левой ногой.

5. И. п. – Сидя или стоя. Перекладывание мелких предметов при помощи пальцев ног.

   

5. Спину держим прямо, рассыпанные предметы собираем в коробочку, перемещая их пальцами ног.

6. И. п. – Сидя или стоя. Собирание в «гармошку» ткани, пальцами ног.

   

6. Перебирая пальцами ног, собираем в «гармошку» ткань, можно газету и т. д. Можно усложнить, поставив на край груз, засечь время.

7. И. п. – Лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1 – Поднимаем обе ноги.
2 – Носок одной ноги натянуть на себя, другой от себя.
3 – Как 2 только наоборот.
4 – И. п.

Ложатся на спину.

 

7. Ноги прямые, стопы отводим до конца.

8. И. п. – Лёжа на спине, руки под головой.

1 – 2 – Поглаживаем стопой правой ноги левую ногу вверх и вниз.
3 – 4 – то же другой ногой.

 

 

8. Локти прижаты к полу.

- Мы с вами выполнили специальные упражнения. Какие? Для чего они нам нужны?

П. о. – Для укрепления мышц живота, спины, стоп. Они нам нужны для того, чтобы у нас была правильная осанка.

Как вы думаете, плохое зрение может быть причиной нарушения осанки?

П. о. – Да, потому что когда человек плохо видит, он начинает приглядываться, наклоняться вперёд или низко опускать голову при письме или чтении.

Существуют различные гимнастики для глаз, одну мы сейчас с вами выполним.

Поворачиваются к экрану. Перемещая взгляд, выполняют задания.

Голова находится в одном положении, перемещается только взгляд.

Упражнения способствуют укреплению мышц глаз.

- Сосчитайте сколько тарелочек на экране?

- Пять.

- Сколько красных кружков?

- Четыре.

- В скольких тарелочках нет белого кружка?

- В трёх.

- В скольких тарелочках есть розовый цвет?

- В трёх.

- Сколько синих кружков?

- Четыре.

- А сейчас сильно зажмурили глаза, расслабили и так 3 раза.

А теперь мы с вами поиграем в игру: «Бездомный заяц».

Встают возле кубиков «домиков», когда играет музыка – все бегают спокойным, лёгким бегом по игровой площадке. Когда музыка останавливается – все встают возле домиков в положении правильной осанки.

 

Бег спокойный, никто не толкается. На кубики не наступать, а вставать рядом. Кому не хватило кубика, тот «бездомный заяц». Если кто - то стоит не в положении правильной осанки, его можно «выселить», при этом не толкаясь и объяснив причину. Снова играет музыка, игра начинается снова. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз останется без «домика».

После физических упражнений необходимо восстановить наш организм и настроить его на дальнейшую деятельность. Для этого необходимо немного отдохнуть. Произносится текст: Ложатся на коврики. На спину.  

Лежать прямо, руки вдоль туловища.

Релаксация способствует восстановлению после физических нагрузок. Успокаивает, восстанавливает нервную систему.

Упражнение выполняется под приятную спокойную музыку.

После физических упражнений необходимо восстановить наш организм и настроить его на дальнейшую деятельность. Для этого необходимо немного отдохнуть. Произносится текст:

Я ресницы опускаю…
Глаза плавно закрываю…
Я спокойно отдыхаю,
Сном волшебным засыпаю…
Я дышу легко, плавно, глубоко…

Мои руки отдыхают,
Мои руки засыпают…
Я дышу легко, ровно, глубоко…

Мои ноги отдыхают,
Мои ноги засыпают…
Я дышу легко, ровно, глубоко…

Я спокойно отдыхаю
Сном волшебным засыпаю…

(Длительная пауза – музыка.)

Я спокойно отдыхал,
Сном волшебным засыпал.

Хорошо мне отдыхать,
Но теперь пора вставать.
Крепче кулачки сожму,
Руки вверх я подниму

Потянусь…
Всем улыбнусь…
И проснусь.

В соответствии с текстом, руки сжимают в кулаки, поднимают руки, потягиваются, улыбаются и спокойно встают.

Садятся на свои стулья.

 

 

3. Заключительная часть

Наш урок заканчивается, и я хочу, чтобы вы вспомнили всё, о чём мы сегодня говорили, что делали. Посмотрите, пожалуйста, на экран и продолжите фразы.

П. О. – Я научился выполнять упражнения для укрепления мышц живота, спины, стопы.

- Я понял, что важно следить за своей осанкой, выполнять специальные упражнения и т. д.

- Было интересно совместное участие детей и родителей в выполнении упражнений, в игре и т. д.

Используется рефлексия для подведения итогов урока, решены ли поставленные задачи, определяется эмоциональный фон.

А сейчас урок наш закончен, большое спасибо всем за активное участие в нём.

Я вам раздам брошюры с рекомендациями, которых вы должны придерживаться каждый день.

До свидания, будьте здоровы!

 

 

В брошюрах указываются основные моменты, на которые нужно обратить внимание для формирования правильной осанки.