Цели урока:
- отработка навыков сложения двузначных чисел с переходом через десяток;
- умение решать задачи;
- знакомство с творчеством и произведением К. Чуковского «Доктор Айболит»;
- развитие грамотной, связанной речи учащихся;
- развитие творческого воображения, образного мышления, эмоционально-чувствительного восприятия.
Оборудование:
- портрет К. Чуковского,
- выставка книг поэта,
- математическое лото,
- ТСО.
Ход урока
1. Сообщение темы и задачи урока.
2. Обзорная «экскурсия» по произведениям К. Чуковского.
3. Беседа по содержанию прочитанных книг К. Чуковского. (На доску вывешиваются рисунки учащихся. Ребята делятся своими впечатлениями о прочитанном).
Рассказ учителя о творчестве К. Чуковского.
В одном из красивых уголков Подмосковья в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме жил высокий седой человек. С ним были знакомы все дети поселка, все дети Москвы и все дети нашей страны.
Малышам он казался великаном и волшебником из самой настоящей сказки. Они гордились дружбой с ним и называли великана ласково – Чукоша. Великан был писателем Корнеем Чуковским.
Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал совершенно случайно. Вот как об этом вспоминает сам поэт. «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так и родился на свет «Мойдодыр».
4. Работа в тетрадях. (Ребята прописывают число 126, предварительно ответив на вопросы: Что это за число? Какое событие связано с этой датой?)
5. Математическая разминка. (Решив задания, ребята составляют портрет сказочного героя Айболита. Задания записаны на карточках. При правильном выполнении данного задания, карточка переворачивается и появляется фрагмент портрета сказочного героя. Задания выполняются устно).
А). Найдите сумму удобным способом:
1+2+3+4+5+6+7+8+9=
Б). Поставь пропущенное число и знак действия:
- 17+8=30…?
- 51-9=36…?
В). Что такое периметр?
Найдите периметр прямоугольника, если а=5см, в=3см
Г). Назовите состав числа 14.
Д). Решите задачу.
Витя сложил картинку из 15 частей, а Сережа – из 10. На сколько больше частей в картинке у Вити?
Е). Сравните:
- 1дм 6 см ….61 см
- 42 см …. 3 дм 2 см
- 5о см ….5 дм
Чей портрет мы составили? Кто он такой?
7. Чтение учащимися начало сказки «Айболит» К. Чуковского.
8. Работа с учебником Гейдман Б.П. «Математика 2»
Стр. 12 № 1. Определите в каком порядке Айболит лечил зверей. (Учащиеся выполняют задание в тетрадях).
9. Рассказ учителя.
Сочиняя свое произведение, К. Чуковский исписал мелким почерком две школьные тетрадки. Вот такие двустишия сочинял Чуковский.
«И пришла к Айболиту коза:
«У меня заболели глаза».Прилетела к нему сова:
«Ой, болит у меня голова!»И влетела к нему канарейка:
«У меня исцарапана шейка».
А еще к Айболиту прилетел мотылек.
10. Просмотр видеосюжета. Мультфильмы по сказкам К. Чуковского.
11. Работа с текстом и видеосюжетом.
Куда доктор отправляется в сказке? Почему?
Каким был его путь? Как он добирался? (Свои ответы учащиеся подтверждают чтением отрывков из текста. Находят текст к видеосюжету).
12. Работа с учебником «Математики 2», решение задач №4, №5
Задача №4. Доктор Айболит отправился в Африку спасать больных обезьян. Ему осталось пройти 6 км пешком, 19 км пролететь на орле и 37 км проплыть на ките. Путь какой длины осталось проделать доктору Айболиту?
(Учащиеся решают задачу в тетради самостоятельно).
Чем закончилась эта история?
В Африке у доктора Айболита было день рождения и все звери не могли не поздравить своего любимого спасателя. Они приготовили ему подарок, а мартышки….
Задача №5. В день рождения доктора Айболита мартышки испекли 26 миндальных пирожных, а песочных на 9 меньше. Сколько всего пирожных испекли мартышки?
(Учащиеся разбирают задачу коллективно, решают по действиям с пояснением).
13. Итог урока.
У кого сегодня математика была в гостях?
Какое произведение украсило наш урок?
Что нового узнали? Чему научились?
14 Домашнее задание.
Прочитать сказку Чуковского «Айболит», решить уравнения №7 стр.14, придумать задачу по тексту сказки.