Интегрированный урок в начальной школе по теме "Математика в гостях у К.Чуковского"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • отработка навыков сложения двузначных чисел с переходом через десяток;
  • умение решать задачи;
  • знакомство с творчеством и произведением К. Чуковского «Доктор Айболит»;
  • развитие грамотной, связанной речи учащихся;
  • развитие творческого воображения, образного мышления, эмоционально-чувствительного восприятия.

Оборудование:

  • портрет К. Чуковского,
  • выставка книг поэта,
  • математическое лото,
  • ТСО.

Ход урока

1. Сообщение темы и задачи урока.

2. Обзорная «экскурсия» по произведениям К. Чуковского.

3. Беседа по содержанию прочитанных книг К. Чуковского. (На  доску вывешиваются рисунки учащихся. Ребята делятся своими   впечатлениями   о прочитанном).

Рассказ учителя о творчестве К. Чуковского.

В одном из красивых уголков Подмосковья в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме жил высокий седой человек. С ним были знакомы все дети поселка, все дети Москвы и все дети нашей страны.

Малышам он казался великаном и волшебником из самой настоящей сказки. Они гордились дружбой с ним и называли великана ласково – Чукоша. Великан был писателем Корнеем Чуковским.

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал совершенно случайно. Вот как об этом вспоминает сам поэт. «Однажды, работая  в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета,  взял  девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!

Так и родился на свет «Мойдодыр».

4. Работа в тетрадях. (Ребята прописывают число 126, предварительно ответив на вопросы: Что это за число? Какое событие связано с этой датой?)

5. Математическая разминка. (Решив задания, ребята составляют портрет сказочного  героя Айболита. Задания записаны на карточках. При правильном выполнении данного задания, карточка переворачивается и появляется фрагмент портрета сказочного героя. Задания выполняются устно).

А). Найдите сумму удобным способом:

1+2+3+4+5+6+7+8+9=

Б). Поставь пропущенное число и знак действия:

  • 17+8=30…?
  • 51-9=36…?

В). Что такое периметр?

Найдите периметр прямоугольника, если а=5см, в=3см

Г). Назовите состав числа 14.

Д). Решите задачу.

Витя сложил картинку из 15 частей, а Сережа – из 10. На сколько больше частей в картинке у Вити?

Е). Сравните:

  • 1дм 6 см ….61 см
  • 42 см …. 3 дм 2 см
  • 5о см ….5 дм

Чей портрет мы составили? Кто он такой?

7. Чтение учащимися начало сказки «Айболит» К. Чуковского.

8. Работа с учебником Гейдман Б.П. «Математика 2»

Стр. 12 № 1. Определите в каком порядке Айболит лечил зверей. (Учащиеся выполняют задание в тетрадях).

9. Рассказ учителя.

Сочиняя свое произведение, К. Чуковский исписал мелким почерком две школьные тетрадки. Вот такие двустишия сочинял Чуковский.

«И пришла к Айболиту коза:
«У меня заболели глаза».

Прилетела к нему сова:
«Ой, болит у меня голова!»

И влетела к нему канарейка:
«У меня исцарапана шейка».

А еще к Айболиту прилетел мотылек.

10. Просмотр видеосюжета. Мультфильмы по сказкам К. Чуковского.

11. Работа с текстом и видеосюжетом.

Куда доктор отправляется в сказке? Почему?

Каким был его путь? Как он добирался? (Свои  ответы учащиеся подтверждают чтением отрывков из текста. Находят текст к видеосюжету).

12. Работа с учебником «Математики 2», решение задач №4, №5

Задача №4. Доктор Айболит отправился в Африку спасать больных обезьян. Ему осталось пройти 6 км пешком, 19 км пролететь на орле и 37 км проплыть на ките. Путь какой длины осталось проделать доктору Айболиту?

(Учащиеся решают задачу в тетради самостоятельно).

Чем закончилась эта история?

В Африке у доктора Айболита было день рождения и все звери не могли не поздравить своего любимого спасателя. Они приготовили ему подарок, а мартышки….

Задача №5.  В день рождения доктора Айболита мартышки испекли 26 миндальных пирожных, а песочных на 9 меньше. Сколько всего пирожных испекли мартышки?

(Учащиеся разбирают задачу коллективно, решают по действиям с пояснением).

13. Итог урока.

У кого сегодня математика была в гостях?

Какое произведение украсило наш урок?

Что нового узнали? Чему научились?

14 Домашнее задание.

Прочитать сказку Чуковского «Айболит», решить уравнения №7 стр.14, придумать задачу по тексту сказки.