"Время. Сельская школа". Развитие поисково-исследовательских навыков в воспитании конкурентоспособной личности среди учащихся начальных классов

Разделы: Начальная школа


Сегодня, когда в области просвещения происходят значительные и последовательные перемены, качественное образование имеет большое значение. Ибо оно обеспечивает интеллектуальное, творческое, профессиональное развитие учащихся. Качество образования и конкурентоспособная личность являются решающим фактором качественного жизнеобеспечения. Время ставит перед нами новые сложные и масштабные задачи. В наше время, пожалуй, недостаточно иметь глубокие знания, быть широко информированным, но также нужно уметь на практике использовать эти знания. И все это возлагает на нас большую ответственность. И в связи с этим возрастает необходимость в высококвалифицированных кадрах.

Начальная школа должна не только готовить учащихся к успешному обучению в средних и старших классах, но и воспитывать в них личность, приспособленную к современным условиям. Данный вопрос поднимается на различных конференциях, семинарах, на страницах периодической печати. Однако системе обучения, обеспечивающей саморазвитие учащегося, пока не уделяется должного внимания.

Важно понять, что в ходе учебно-воспитательного процесса развитие учащегося не должно ограничиваться лишь возможностью познавать, он прежде всего должен воспринимать себя как субъект своей деятельности. Вот на такой методике необходимо заострить внимание.

Учитель отвечает за качество обучения, образовательный и воспитательный уровень учащихся. Поэтому в процессе своей работы учитель постоянно должен держать в поле зрения результаты усвоения учащимися научных знаний, сложившееся на этой основе их мировоззрение, творческую силу и способности личности.

Опираясь на свой 20-летний педагогический опыт, я хочу поделиться некоторыми своими мнениями. За этот период мне пришлось увидеть различные стороны педагогической деятельности. Но на моем пути всегда встречались сильные педагоги, любознательные дети, а также педагогические коллективы, где всегда царили взаимопонимание и взаимоуважение. Поэтому моя педагогическая деятельность все расширялась и углублялась.

Как живет сегодня сельская школа? Как решаются там вопросы обучения и воспитания учащихся? Какие проблемы существуют?

Педагог, работающий в сельской школе, должен быть и учителем, и воспитателем, и умелым психологом, и талантливым артистом, и адвокатом. К сожалению, студентам высших педагогических учебных заведений в достаточной степени не преподаются особенности работы в сельской школе. Это создает большие трудности и для самого педагога, и для школы.

Учителя начальных классов учат детей, организуют различную диагностическую работу, сами учатся, стараются правильно и с пользой провести внешкольное время. Но только этого недостаточно.

А ведь сельская школа не только образовательное учреждение, она – образ жизни страны, республики, стратегический резерв государства.

В настоящее время среди выпускников сельских школ наблюдается уменьшение численности поступающих в высшие учебные заведения. А с низким уровнем образования человек не может стать грамотным специалистом, умеющим работать творчески.

И какой напрашивается вывод из всего этого? Еще в начальной школе качество образования и воспитание конкурентоспособной личности должны стать одним из важнейших направлений.

Вы спросите: “Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать образованным?”.

Прежде всего должна быть заинтересованность. Естественно, в какой-то степени и упорство. Нужны и способности. Я бы сказала, что и компетентность (в последнее время это слово вошло в наш обиход).

В последнее время мы стали говорить, что образованная, грамотная личность – это опора, основа нашей современности. Считается, что необходимо уже в малом возрасте распознавать и развивать способности ребенка.

Наша педагогическая деятельность направлена на решение следующих двух основных задач:

  • выявление конкурентоспособной личности;
  • предоставление ребенку возможности проявить свои творческие способности в выбранном им предметном направлении.

В первую очередь, каждый учащийся должен почувствовать себя неповторимой личностью, понять и оценить свои возможности, поступки и дела. Только тогда одноклассники и учитель будут уважать его как личность.

В настоящее время среди учащихся наблюдается большая заинтересованность в поисково-исследовательской деятельности.

С чего же начать поиск и организацию этого вида деятельности? Конечно же, с программы, где намечены цели и задачи. Лично я составила поисково-исследовательскую программу для 1-4 классов, которую назвала “Шаг за шагом” (Приложение)

Цели программы заключаются в следующем:

  • создание условий для развития творческого начала в деятельности ребенка;
  • формирование положительной мотивации к учебному труду;
  • получение практических навыков работы учителя.

Задачами данной программы являются:

  • организация продуктивного обучения детей;
  • раскрытие творческих способностей детей;
  • обмен опытом работы между педагогами школы.

Развитие поисково-исследовательских навыков у учащихся начальных классов осуществляется с учетом следующих результатов:

  • заинтересованность детей в проектной деятельности и дальнейшее ее практическое применение;
  • выявление творческих способностей детей;
  • получение эмоциональной и содержательной поддержки, которая дает возможность ребенку утвердиться в себе;
  • улучшение контакта между детьми;
  • применение учителями в своей работе подобных видов деятельности.

В проектной деятельности заложено пять основных идей:

  1. Обучение осуществляется в диалоге, так как он пробуждает мысль и развивает “внутреннюю речь”.
  2. Процесс обучения основывается на “педагогике удивления”, путь ребенка к усвоению знаний лежит через удивление, фантазию, любознательность.
  3. Главным в работе ученика над проектом является ответ не только на вопрос “как мы это делаем?”, но и “зачем (почему) мы это делаем?”, “что я лично могу сделать для решения этой проблемы?”.
  4. Для проектной деятельности очень важна и возможность его публично представить.
  5. В работе над проектом ребенок выступает в роли исследователя, а учитель - в роли консультанта.

Алгоритм проектной мастерской состоит из следующих этапов:

  • 1 этап. Представление темы проекта.

Темы детских проектных работ выбираются из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. На этом этапе выявляются знания детей, которые определяют возможность выполнения проекта, идет ознакомление школьников с необходимыми понятиями и терминами.

  • 2 этап. Избрание темы.

На этом этапе дети ищут ответы на вопросы: “Что мы хотим узнать?”, “Важны ли для нас эти вопросы?”. Идет формулировка проблем и выбор главной среди них. Определяются цели исследовательской деятельности.

  • 3 этап. Формулировка подтем (мелких проблем).

Ученикам можно задать такие вопросы: “Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?”, “Где еще вы сможете впоследствии применять такие умения?”.

  • 4 этап. Планирование работы.

Определяются пути поиска необходимой информации. Принимается решение: в какой форме будет представлен проект.

  • 5 этап. Осуществление проекта.

Самостоятельная работа учащегося под наблюдением учителя (сбор информации, исследование проблемы, выбор вариантов решения, оформление работ).

  • 6 этап. Представление проекта (защита).

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. (Демонстрация результатов исследовательской деятельности. Предложения по разрешению проблем. Презентация результата, готового к внедрению).

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, и почувствовали атмосферу праздника от того, что они доставили радость людям.

  • 7 этап. Оценка проекта.

Анализ и оценка каждого этапа деятельности. Самооценка. Определение уровня знания предмета. Нужно выявить успехи и неудачи каждого учащегося начальных классов, принимавшего участие в выполнении проекта. Можно отметить дипломами или памятными подарками. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый проект “победил” в какой-нибудь номинации. Например, могут быть следующие номинации: “Познавательный проект”, “Нужный проект”, “Памятный проект”, “Красочный проект”, “Веселый проект”, “Оригинальный проект”, “Дружный проект” и др.

Развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов, формирование первоначального опыта поисково-исследовательской деятельности дает возможность накопить как можно больше знаний по сравнению со стандартным образованием. Учитывая это, наше методическое объединение ведет целенаправленную работу по теме “Воспитание конкурентоспособных учащихся через технологии, направленные на личность”. Мы, учителя начальных классов, и воспитатели детского сада, работаем по принципу взаимовыручки и взаимопонимания. Одно из школьных заседаний прошло на тему “Воспитание конкурентоспособной личности с применением инновационных методов обучения”. В ходе классных часов за круглым столом прошли беседы о воспитании конкурентоспособной личности, о том, что последовательное изучение языка является одним из важнейших условий в области воспитания конкурентоспособной личности, состоялся обмен опытом.

Мы стараемся создавать каждому ребенку условия для проявления его творческой деятельности, проводим мероприятия, которые предоставляют возможность раскрытия его способностей в близком ему цикле (эстетика, филология, математика, эстетика, спорт и т.д.). Каждый год среди учащихся начальных классов проводится конкурс на самого сообразительного ученика, в котором участвуют учащиеся четвертого класса. Мы стараемся оценивать успехи учащихся в различных номинациях.

В сегодняшней конференции принимает участие учащаяся 4-го класса Хусаинова Рузиля. По всем предметам она успевает на “5”. Она – активная участница всех школьных мероприятий. В ней заложен талант поисково-исследовательской деятельности. Рузиля заняла первое место в районной предметной олимпиаде, а в конкурсе “Юный программист” - третье место за создание сайта о своей родной деревне Деушево.

Свое выступление я хочу закончить словами великого просветителя Ризаэддина Фахреддина: “Обучайте своих детей для другого времени, ибо они рождены жить в ином мире, который намного отличается от вашего”.