Цели урока:
- знать о жизни и творчестве В.Осеевой;
- уметь отличать настоящую дружбу, преодолевать отрицательные проявления в дружбе – корысть, себялюбие, зависть, черствость;
- воспитывать бережное отношение к окружающим людям, бескорыстную заботу о товарищах и стремиться предотвращать – бездушие, бессердечность.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приложение 1 (слайд 1).
– Как вы понимаете смысл пословицы, которая стала темой нашего урока: “Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось”?
II. Постановка темы и целей урока.
Хорошо, когда есть друзья и товарищи, С ними чувствуешь себя увереннее. Ведь общими силами можно совершить любое, самое трудное дело.
Таким друзьям на свете
Не страшно ничего:
Один за всех в ответе
И все за одного!
– Так поется в песне на слова С.В. Михалкова.
III. Работа по теме урока.
1) Вступительная беседа о дружбе.
– Что такое настоящая дружба? (Ответы детей.)
– Как проверяется она? (Ответы детей.)
– Кого человек в праве назвать своим другом? (Ответы детей.)
Однозначных ответов на эти вопросы не существует. Но задумываться над ними должен, я уверена, каждый.
Если мы заглянем в толковый словарь С.И.Ожегова, то найдем, что:
Приложение 1 (слайд 2).
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
– Как вы понимаете:
взаимном доверии – (нет никаких тайн друг от друга);
привязанности – (преданность, симпатия);
общность интересов – (одни и те же интересы).
Но сегодня на уроке мы будем говорить не только о настоящей дружбе, но и ее противоположности – эгоизме.
Приложение 1 (слайд 3)
Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих интересов интересам других.
– Как вы понимаете “себялюбие”?
Себялюбие – (любящий только себя).
2) Инсценировка стихотворения А. Барто “Требуется друг”.
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат!
Бант у Кати расписной,
Красные колготки
И характер кроткий.
Я шепчу.
– Дружи со мной...
Мы же одногодки,
Как сестрички мы почти.
Мы как две голубки
Из одной скорлупки.
Я шепчу:
– Но ты учти –
Ты во всем должна идти
Другу на уступки.Предлагаю Ильиной:
– Ты дружи со мной одной:
– Есть разряд у Ильиной,
И спортивный свитер,
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной,
Стану знаменита.
Все пятерки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу:
– А ты со мной
Подружись хоть на день
Мы с тобой поладим:
Будешь ты меня спасать
– Дашь контрольную списать.
А девчонки на дыбы!
Говорят:
– Молчала бы!
Не вставать же на колени.
Уговаривать подруг…
Напишу я объявленье;
Срочно требуется друг!
Приложение 1 (показ слайдов 4 )
– Почему героиня никак не могла себе найти друга?
Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что тебе близки его интересы, взгляды, внутренний мир.
Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга “за красивые глазки”, как героиня этого стихотворения.
3) Знакомство с жизнью и творчеством В.Осеевой.
Многих детских писателей интересовали взаимоотношения между детьми. Одна из них Валентина Осеева.
Приложение 1 (слайд 5 – портрет и биографические данные). Приложение 3
Валентина Александровна Осеева-Хмелева – одна из самых известных детских писателей, которая пыталась разгадать волшебную силу не только слов, но и поступков маленьких героев.
Она родилась 15 апреля 1902 году в г. Киеве. В юные годы мечтала стать актрисой. Работала в трудовой коммуне для беспризорных детей и малолетних преступников (1923–1939). В свободное время сочиняла сказки, писала пьесы, ставила их вместе с детьми, любили придумывать игры, увлекаясь ими не меньше самих ребят.
Так В.Осеева говорила о том, почему стала писать.
Приложение 1 (слайд 6 со звуковым сопровождением). Приложение 2
“Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых.
Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?
Я ответила:
– Не знаю. Я о нем не думала.
Мама очень огорчилась:
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала мама.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда о своих собственных”.
В.Осеева
Это очень помогло ей в жизни. Она написала для вac много коротких рассказов, чтобы вам было легче научиться читать и думать.
Приложение 1 (слайд 7)
Сборники: “Рыжий кот”, “Волшебное слово”, “Мой товарищ”, “Простое дело”, “Синие листья”.
Трилогия: “Васек Трубачев и его товарищи”.
Повести: “Динка”, “Динка пропрется с детством”
4) Анализ рассказов В.Осеевой.
В ее книгах дети сопереживают товарищам в их бедах и разделяют с ними радость, готовы в любой момент помочь друг другу.
– Какие рассказы о настоящей дружбе В.Осеевой вы почитали. (“Случай”, “Время”, “Три товарища” и т.д.)
– Чему учит он нас? (Ответы детей.)
Но, увы, не все могут радоваться чужим победам. В этом человеке появляется зависть. Желание, чтобы “друг” потерпел неудачу, случилась неприятность.
Зависть – чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого.
– Есть ли у В. Осеевой рассказы, в которых друг поступает не по-дружески. (“Синие листья”, “На катке”, “Навестила” и т.д.)
– А как бы вы поступили на его (ее) месте? (Ответы детей.)
5) Составление законов дружбы.
Сегодня мы с вами много говорили о дружбе, преданности.
Так давайте составим “Законы дружбы”
Приложение 1 (слайды 8–11)
- Не оставляй друга в беде.
- Радуйся победам другого.
- Бескорыстно заботься о друге.
- Не предавай друзей.
IV. Подведение итогов урока.
Я надеюсь, что наш урок прошел не напрасно. Вы усвоили основные законы дружбы, знаете теперь, как надо дружить по-настоящему – взаимопомощь в общем деле, общие занятия и увлечения, взаимопонимание, уважение друг к другу.
Приложение 1 (слайд 12)
Надеюсь, что эта пословица станет девизом для настоящих друзей:
“Друга ищи, а найдешь – береги”.
V. Исполнение песни о дружбе.