Пояснительная записка
Развивающая программа по дополнительному образованию “Мастерская изящных искусств” имеет художественно-эстетическую направленность. В ней учтены направления и рекомендации государственных образовательных стандартов дополнительного образования и соответствующих требований к содержанию дополнительного образования; рекомендации методик трудового обучения “Основы дизайнобразования”, “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Культура быта”.
В основе концепции программы лежат духовное становление личности ребёнка, практическое освоение культурного и художественного наследия, воспитание любви к родной земле. Общение детей с произведениями народного искусства и их участие в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.
Вид образовательной деятельности: оригами, изонить, бисероплетение, тестоплатика, флористика.
Реализация программы предполагает годичное обучение или долгосрочное обучение школьников.
Возраст обучаемых дошкольник 5–7 лет, школьников с 1-го по 7-й класс. Программа рассчитана на 34/68 часа в год, занятия рекомендуется проводить для 1–2 кл. 1 час /2 раза в нед. (с предусмотренными переменками и физпаузами), 3–5 кл., 6–7 кл. по 2 ч. / в неделю с группой в 10–15 человек. В группах могут обучаться школьник разного возраста.
Цель программы
Развитие склонностей, способностей, творческой направленности и ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественны ремёсел и включение их в сферу ДПИ, дизайнобразования.
Задачи программы:
- Знакомство с новыми видами ДПИ и сохранение русского наследия в творчестве ребят и мастерстве
- Формирование готовности ребёнка к самостоятельному выполнению работ и продолжению обучения и овладения другими видами ДПИ
- Овладение приёмами и навыками практической работы в конкретном виде ДПИ
- Воспитание интереса к новым видам ДПИ и эстетического вкуса у детей.
Программа направлена на:
- Психосенсомоторное развитие ребёнка через моделирование предметной среды и познание отдельных законов внешнего мира и его объектов
- Активизацию и развитие центров памяти и речи
- Формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов
- Формирование у детей духовной культуры, через изучение исторических традиций и народной культуры
- Реализацию личностного потенциала.
Предполагаемые и ожидаемые результаты:
Уровень знаний и понятий о:
- вышивке, плетении
- видах и свойствах волокон и ниток, материалов, тканей, бисера, стекляруса
- цвете и дизайне
- строении иглы
- правилах работы: с циркулем, линейкой, шилом, иглой и ниткой и другими материалами
- работе разными техниками вышивки, плетения, вязания
- приёмах лепки из различных материалов: солёного теста, пластилина
- пластики и свойстве бумаги
- флристическом материале и его использование
Уровень навыков и умений:
Работа с циркулем и линейкой
- соотношение амплитуды движения по размеру геометрических фигур
- начертание геометрических фигур
Работа с шилом
- соотношение силы нажима с качеством бумаги
- равномерное распределение отверстий по геометрической фигуре
Работа с разными материалами
- нитки металлические, проволока, леска
- нитки х/б, лавсан, мулине, шерстенные
- рамки, картон, бумага
- ткани, канва
- бисер, стеклярус
- солёное тесто, пластилин
Работа с иглой и ниткой
- вдеть нитку в ушко иглы
- выполнить узелок
- выполнить закрепку
Работа в технике
- изонить
- флористика
- лепка
- квилинг, оригами
- вязание крючком
- скрутка проволоки и бисера
Итогом работы мастерской является участие в различных выставках, конкурсах любого уровня проведения и отчетная демонстрация, выставка работ. В течение учебного года по мере накопления работ рекомендуется проводить тематические мини – выставки. Такие мини – выставки являются анализаторами и развивают у детей творческое мышление и художественный вкус, так как они анализируют работы с точки зрения декоративности и технологической особенности. В своих заключительных инструктажах необходимо отмечать достоинства, а затем допущенные недостатки школьником при выполнении работы, давать оценку их умениям и навыкам, полученным в результате изучения курса.
Примерная схема интеграции школьников в период обучения по программе “Мастерская изящных искусств”
Каждая программа следующего курса состоит из разноуровневых разделов и тем, логично следующих одна за другой, с учётом накопленных знаний и навыков в области ранее изученных приемов и приобретения мастерства и художественного опыта.
Формы и методы проведения занятий.
В основе занятий положены принципы дизайна:
1 принцип:
композиционная целостность изделия – ФОРМА.
Один из аргументов необходимости дизайнобразования в школе – восстановить у детей природное чувство красоты, творчества, соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части к целому.
2 принцип:
Выявление всех возможностей материала, из
которого сделано изделие – материаловедение.
3 принцип:
Учёт декоративных, психологических,
физиологических возможностей цвета при
разработке изделия – цветоведение.
4 принцип:
Развитие меры и уместности украшений на предмет
– декор.
Тип занятий эмоционально-художественный с формирующими приёмами и навыками практической работы с демонстрацией и поэтапной обработкой конкретных практических действий.
Харкатер занятий репродуктивный с элементами творчества.
При объяснении материала используются методы – словесные, наглядные, практические. Для активизации творческой деятельности рекомендуется вводить декоративные паузы, посвятив их другим видам деятельности. Это позволяет дать возможность сопоставить и проанализировать старинное и современное видение – орнамента, техники.
При проведении первичного инструктажа делать нужно акцент на правильное применение и приёмам работы с инструментами и приспособлениями. На каждом занятии уделять внимание технике безопасности при выполнении работ, а также проводить фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность технических приёмов. Обязательное проведение индивидуального инструктажа, необходимого для предупреждения ошибок у отдельных учащихся и, чтобы не происходило формирования ошибочных навыков.
В процессе обучения используются инструкционные карточки, приложения и образцы, которые содержат требуемые технические сведения о предстоящей работе. При объяснении плетения, вышивки элемента используется изображение элемента или целого объекта в графическом изображении или фотографии. Все наглядные пособия, дидактический материал, раздаточный формируется в процессе изучения тем.
Каждую работу школьник старается читать как схему выполнения работы в определённой последовательности:
- определение геометрической формы
- анализ работы: найти направление работы, переходы от одного объекта к другому и последовательность их выполнения
- суметь увидеть будущий рисунок в схеме
- подобрать индивидуальную схему вышивки, плетения
- подобрать индивидуальную цветовую гамму.
Применяю метод творческого варьирования типовых композиций, который активно влияет на профессиональный рост учащихся. Декоративная пауза используется для быстрого переключения деятельности и разнообразия обучения.
Для формирования трудовых навыков и умений подобраны соответствующие упражнения с постепенным переходом от лёгких к более сложным упражнениям. Предыдущие упражнения являются подготовкой к выполнению последующих упражнений и в свою очередь, закрепляя и совершенствуя предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.
В занятия включены здоровье оберегающие технологии, т. е. упражнения для расслабления глаз, спины и рук.
Для обрабатывания техники работ предусмотрены многократные упражнения: посадка при выполнении вышивки, положение рук, движения, последовательность выполнения схем, физпаузы.
Приложение 1 “Учебно-тематическое планирование”
Изонить – как искусство и вид ДПИ достойно для возрождения.
Одной из особенностей раннего развития ребёнка является восприятия размера и пространственного объёма предметов. Для того чтобы эффективно определять форму, объём и размер предмета, ребёнок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи, так как эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребёнок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить.
Достоинство изонити в том, что она выполняется быстро и аккуратно с первого раза.
Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.
Техника изонити требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность.
Работа в техники изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности.
Основные технологические приёмы изонити:
- изонить можно выполнять нитками любой толщины, но лучше она смориться, если использовать тонкие.
- Вышивать лучше тонкой и с затуплённым концом иглой.
- Ники выбирайте контрастными к основе.
- Вышивать лучше на бархатной бумаге, поскольку ворс хорошо держит нить.
- Узелки можно по окончанию работы обрезать и приклеивать клеем ПВА на изнаночной стороне.
Приложение 1. “Учебно-тематическое планирование”
“Бисероплетение”
Бисер – один из самых волшебных, загадочных и чарующих материалов. История возникновения бисера увлекательна и полна тайн. Материал, формы изготовления бисера разнообразны до бесконечности, по видам бисера можно определять временные эпохи.
Разнообразие работ и приёмов работ с бисером можно разделить на группы:
- вещи сделанные из бисера (украшения, объёмные фигурки) – плетение;
- вещи сделанные с использованием бисера – вышивка, вязание;
- вещи с частичным использованием бисера – контурная вышивка, дизайн одежды..
Вышивка – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии мира, местным обычаям и традициям.
Приложение 1. “Учебно-тематическое планирование”
Хлебосол или лепка из солёного теста.
Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук
Лепка развивает не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.
Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.
Фигурки, картины, панно – все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством.
Приложение № 1 “Учебно-тематическое планирование”
Основные цели занятий по флористике:
- помочь правильному формированию личности ребенка;
- раскрыть ребенку мир прекрасного;
- научить его понимать красоту, а если это необходимо, защищать и беречь ее;
- развивать творческое начало ребенка, его способность наблюдать и любить природу.
Основные задачи:
- научить детей через общение с природным материалом узнавать растения, цветы, деревья;
- пробудить в детях интерес и любовь к природе, воспитать бережное отношение к ней;
- научить через общение с природой различать разнообразие форм и красок окружающего мира;
- развить у детей чувство прекрасного, художественный вкус.
Ожидаемый конечный результат:
- ребенок учится работать руками;
- выполняет тонкую, кропотливую работу;
- у ребенка вырабатываются терпение, усидчивость, трудолюбие;
- ребенок учится оценивать результат своего труда;
- учится видеть и понимать красоту во всех ее проявлениях.
Приложение 1 “Учебно-тематическое планирование”
Основная цель занятий по “Бумагапластике”:
является формирование у детей основ эстетической культуры, развитие творческих способностей и задатков путём включения их в освоение приёмов многократного складывания игрушек из бумаги в технике “оригами”, “квилинг”.
Задачи занятий:
– познакомить детей с историей возникновения искусства складывания бумаги в технике “оригами”, “Квилинг”,
– формирование специальных знаний и умений по технологии изготовления изделий из бумаги в технике “оригами” и “квилинг”,
– воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами,
– способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, эстетического восприятия окружающего мира.
Ожидаемые результаты:
будут знать и уметь:
– названия материалов и инструментов, приспособлений для работы и уметь ими пользоваться,
– правила безопасности и личной гигиены при работе с ножницами, бумагой и клеем,
– знать историю возникновения и развития искусства “оригами” и “Квилинг”,
– названия и приёмы складывания базовых форм, уметь их складывать и трансформировать
– решать художественно-творческие задачи на сочетание различных приёмов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительности художественного образа,
– у детей будут воспитаны аккуратность и бережливость.
Приложение 1 “Учебно-тематическое планирование”