Развивающая программа по ДО "Мастерская изящных искусств"

Разделы: Технология, Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Развивающая программа по дополнительному образованию “Мастерская изящных искусств” имеет художественно-эстетическую направленность. В ней учтены направления и рекомендации государственных образовательных стандартов дополнительного образования и соответствующих требований к содержанию дополнительного образования; рекомендации методик трудового обучения “Основы дизайнобразования”, “Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ “Культура быта”.

В основе концепции программы лежат духовное становление личности ребёнка, практическое освоение культурного и художественного наследия, воспитание любви к родной земле. Общение детей с произведениями народного искусства и их участие в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для их общего художественного развития, воспитания у них нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Вид образовательной деятельности: оригами, изонить, бисероплетение, тестоплатика, флористика.

Реализация программы предполагает годичное обучение или долгосрочное обучение школьников.

Возраст обучаемых дошкольник 5–7 лет, школьников с 1-го по 7-й класс. Программа рассчитана на 34/68 часа в год, занятия рекомендуется проводить для 1–2 кл. 1 час /2 раза в нед. (с предусмотренными переменками и физпаузами), 3–5 кл., 6–7 кл. по 2 ч. / в неделю с группой в 10–15 человек. В группах могут обучаться школьник разного возраста.

Цель программы

Развитие склонностей, способностей, творческой направленности и ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественны ремёсел и включение их в сферу ДПИ, дизайнобразования.

Задачи программы:

  • Знакомство с новыми видами ДПИ и сохранение русского наследия в творчестве ребят и мастерстве
  • Формирование готовности ребёнка к самостоятельному выполнению работ и продолжению обучения и овладения другими видами ДПИ
  • Овладение приёмами и навыками практической работы в конкретном виде ДПИ
  • Воспитание интереса к новым видам ДПИ и эстетического вкуса у детей.

Программа направлена на:

  • Психосенсомоторное развитие ребёнка через моделирование предметной среды и познание отдельных законов внешнего мира и его объектов
  • Активизацию и развитие центров памяти и речи
  • Формирование у детей сенсорного опыта в построении более сложных познавательных процессов
  • Формирование у детей духовной культуры, через изучение исторических традиций и народной культуры
  • Реализацию личностного потенциала.

Предполагаемые и ожидаемые результаты:

Уровень знаний и понятий о:

  • вышивке, плетении
  • видах и свойствах волокон и ниток, материалов, тканей, бисера, стекляруса
  • цвете и дизайне
  • строении иглы
  • правилах работы: с циркулем, линейкой, шилом, иглой и ниткой и другими материалами
  • работе разными техниками вышивки, плетения, вязания
  • приёмах лепки из различных материалов: солёного теста, пластилина
  • пластики и свойстве бумаги
  • флристическом материале и его использование

Уровень навыков и умений:

Работа с циркулем и линейкой

  • соотношение амплитуды движения по размеру геометрических фигур
  • начертание геометрических фигур

Работа с шилом

  • соотношение силы нажима с качеством бумаги
  • равномерное распределение отверстий по геометрической фигуре

Работа с разными материалами

  • нитки металлические, проволока, леска
  • нитки х/б, лавсан, мулине, шерстенные
  • рамки, картон, бумага
  • ткани, канва
  • бисер, стеклярус
  • солёное тесто, пластилин

Работа с иглой и ниткой

  • вдеть нитку в ушко иглы
  • выполнить узелок
  • выполнить закрепку

Работа в технике

  • изонить
  • флористика
  • лепка
  • квилинг, оригами
  • вязание крючком
  • скрутка проволоки и бисера

Итогом работы мастерской является участие в различных выставках, конкурсах любого уровня проведения и отчетная демонстрация, выставка работ. В течение учебного года по мере накопления работ рекомендуется проводить тематические мини – выставки. Такие мини – выставки являются анализаторами и развивают у детей творческое мышление и художественный вкус, так как они анализируют работы с точки зрения декоративности и технологической особенности. В своих заключительных инструктажах необходимо отмечать достоинства, а затем допущенные недостатки школьником при выполнении работы, давать оценку их умениям и навыкам, полученным в результате изучения курса.

 Примерная схема интеграции школьников в период обучения по программе “Мастерская изящных искусств”

Приложение 2

Каждая программа следующего курса состоит из разноуровневых разделов и тем, логично следующих одна за другой, с учётом накопленных знаний и навыков в области ранее изученных приемов и приобретения мастерства и художественного опыта.

Формы и методы проведения занятий.
В основе занятий положены принципы дизайна:

1 принцип:
композиционная целостность изделия – ФОРМА.

Один из аргументов необходимости дизайнобразования в школе – восстановить у детей природное чувство красоты, творчества, соответствие отдельных частей друг другу и соответствие части к целому.

2 принцип:
Выявление всех возможностей материала, из которого сделано изделие – материаловедение.

3 принцип:
Учёт декоративных, психологических, физиологических возможностей цвета при разработке изделия – цветоведение.

4 принцип:
Развитие меры и уместности украшений на предмет – декор.

Тип занятий эмоционально-художественный с формирующими приёмами и навыками практической работы с демонстрацией и поэтапной обработкой конкретных практических действий.

Харкатер занятий репродуктивный с элементами творчества.

При объяснении материала используются методы – словесные, наглядные, практические. Для активизации творческой деятельности рекомендуется вводить декоративные паузы, посвятив их другим видам деятельности. Это позволяет дать возможность сопоставить и проанализировать старинное и современное видение – орнамента, техники.

При проведении первичного инструктажа делать нужно акцент на правильное применение и приёмам работы с инструментами и приспособлениями. На каждом занятии уделять внимание технике безопасности при выполнении работ, а также проводить фронтальный инструктаж, в процессе которого всей группе демонстрируется последовательность технических приёмов. Обязательное проведение индивидуального инструктажа, необходимого для предупреждения ошибок у отдельных учащихся и, чтобы не происходило формирования ошибочных навыков.

В процессе обучения используются инструкционные карточки, приложения и образцы, которые содержат требуемые технические сведения о предстоящей работе. При объяснении плетения, вышивки элемента используется изображение элемента или целого объекта в графическом изображении или фотографии. Все наглядные пособия, дидактический материал, раздаточный формируется в процессе изучения тем.

Каждую работу школьник старается читать как схему выполнения работы в определённой последовательности:

  1. определение геометрической формы
  2. анализ работы: найти направление работы, переходы от одного объекта к другому и последовательность их выполнения
  3. суметь увидеть будущий рисунок в схеме
  4. подобрать индивидуальную схему вышивки, плетения
  5. подобрать индивидуальную цветовую гамму.

Применяю метод творческого варьирования типовых композиций, который активно влияет на профессиональный рост учащихся. Декоративная пауза используется для быстрого переключения деятельности и разнообразия обучения.

Для формирования трудовых навыков и умений подобраны соответствующие упражнения с постепенным переходом от лёгких к более сложным упражнениям. Предыдущие упражнения являются подготовкой к выполнению последующих упражнений и в свою очередь, закрепляя и совершенствуя предыдущие. Повторяемость упражнений служит основой для перехода умений в прочные навыки.

В занятия включены здоровье оберегающие технологии, т. е. упражнения для расслабления глаз, спины и рук.

Для обрабатывания техники работ предусмотрены многократные упражнения: посадка при выполнении вышивки, положение рук, движения, последовательность выполнения схем, физпаузы.

Приложение 1 “Учебно-тематическое планирование”

Изонить – как искусство и вид ДПИ достойно для возрождения.

Одной из особенностей раннего развития ребёнка является восприятия размера и пространственного объёма предметов. Для того чтобы эффективно определять форму, объём и размер предмета, ребёнок должен иметь хорошо развитые скоординированные движения мышц обеих рук, мышц глаз и мышц шеи, так как эти три группы мышц обеспечивают функцию восприятия. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи. Чем лучше ребёнок двигается (точно, координировано), тем лучше он будет говорить.

Достоинство изонити в том, что она выполняется быстро и аккуратно с первого раза.

Изонить расширяет представление детей об окружающем мире, учит их внимательно вглядываться в различные предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия при создании геометрического узора.

Техника изонити требует от ребёнка ловких действий, в процессе систематического труда рука приобретает уверенность и точность.

Работа в техники изонити формирует такие качества, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, воспитывает аккуратность, усидчивость, то есть способствует развитию личности.

Основные технологические приёмы изонити:

  • изонить можно выполнять нитками любой толщины, но лучше она смориться, если использовать тонкие.
  • Вышивать лучше тонкой и с затуплённым концом иглой.
  • Ники выбирайте контрастными к основе.
  • Вышивать лучше на бархатной бумаге, поскольку ворс хорошо держит нить.
  • Узелки можно по окончанию работы обрезать и приклеивать клеем ПВА на изнаночной стороне.

Приложение 1. “Учебно-тематическое планирование”

“Бисероплетение”

Бисер – один из самых волшебных, загадочных и чарующих материалов. История возникновения бисера увлекательна и полна тайн. Материал, формы изготовления бисера разнообразны до бесконечности, по видам бисера можно определять временные эпохи.

Разнообразие работ и приёмов работ с бисером можно разделить на группы:

  1. вещи сделанные из бисера (украшения, объёмные фигурки) – плетение;
  2. вещи сделанные с использованием бисера – вышивка, вязание;
  3. вещи с частичным использованием бисера – контурная вышивка, дизайн одежды..

Вышивка – выдающееся явление художественной культуры. Она была известна всем народам мира и развивалась соответственно представлениям о красоте и гармонии мира, местным обычаям и традициям.

Приложение 1. “Учебно-тематическое планирование”

Хлебосол или лепка из солёного теста.

Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук

Лепка развивает не только речь, художественные способности, но и абстрактное и логическое мышление, воображение.

Соленое тесто обладает удивительными свойствами: мягкостью, пластичностью, простотой использования, доступностью и дешевизной. К тому же некрашеное соленое тесто не пачкает одежду и руки ребенка.

Фигурки, картины, панно – все можно сделать из соленого теста. Нужны только фантазия, художественный вкус да умелые руки. Малыши способны вылепить грибочек, ежика, овощи и фрукты, а ребята постарше могут составить композиции из сказок или натюрморт. Взрослые люди, попробовав эту детскую забаву, не остаются к ней равнодушными. Работы из соленого теста вызывают восхищение и желание немедленно заняться этим творчеством.

Приложение № 1 “Учебно-тематическое планирование”

Основные цели занятий по флористике:

  • помочь правильному формированию личности ребенка;
  • раскрыть ребенку мир прекрасного;
  • научить его понимать красоту, а если это необходимо, защищать и беречь ее;
  • развивать творческое начало ребенка, его способность наблюдать и любить природу.

Основные задачи:

  • научить детей через общение с природным материалом узнавать растения, цветы, деревья;
  • пробудить в детях интерес и любовь к природе, воспитать бережное отношение к ней;
  • научить через общение с природой различать разнообразие форм и красок окружающего мира;
  • развить у детей чувство прекрасного, художественный вкус.

Ожидаемый конечный результат:

  • ребенок учится работать руками;
  • выполняет тонкую, кропотливую работу;
  • у ребенка вырабатываются терпение, усидчивость, трудолюбие;
  • ребенок учится оценивать результат своего труда;
  • учится видеть и понимать красоту во всех ее проявлениях.

Приложение 1 “Учебно-тематическое планирование”

Основная цель занятий по “Бумагапластике”:

является формирование у детей основ эстетической культуры, развитие творческих способностей и задатков путём включения их в освоение приёмов многократного складывания игрушек из бумаги в технике “оригами”, “квилинг”.

Задачи занятий:

– познакомить детей с историей возникновения искусства складывания бумаги в технике “оригами”, “Квилинг”,

– формирование специальных знаний и умений по технологии изготовления изделий из бумаги в технике “оригами” и “квилинг”,

– воспитание бережливости и аккуратности при работе с материалами и инструментами,

– способствовать развитию художественного вкуса, творческого воображения, эстетического восприятия окружающего мира.

Ожидаемые результаты:

будут знать и уметь:

– названия материалов и инструментов, приспособлений для работы и уметь ими пользоваться,

– правила безопасности и личной гигиены при работе с ножницами, бумагой и клеем,

– знать историю возникновения и развития искусства “оригами” и “Квилинг”,

– названия и приёмы складывания базовых форм, уметь их складывать и трансформировать

– решать художественно-творческие задачи на сочетание различных приёмов аппликации (обрывание, вырезание) для достижения выразительности художественного образа,

– у детей будут воспитаны аккуратность и бережливость.

Приложение 1 “Учебно-тематическое планирование”

Приложение 2