Модульный урок "Различение частицы НЕ и приставки НЕ"

Разделы: Русский язык


Модуль 0 (М 0)
Модуль 1 (М 1)
Модуль 2 (М 2)
Модуль 3 (М 3)

М 0 – комплексная дидактическая цель.
М 1 – Различение на письме частиц НЕ и НИ
М 2 – Различение на письме частицы НЕ и приставки НЕ
М 3 – Различение на письме частицы НИ, и союза НИ-НИ и приставки НИ

МО – комплексная дидактическая цель:

  • познакомиться с отрицательными частицами и их ролью в языке,
  • уметь отличать их от союза НИ-НИ и приставок,
  • уметь грамотно использовать отрицательные частицы в своей речи.

Учебный элемент (УЭ)

УЭ 0 – интегрирующая цель
УЭ 1 – входной контроль
УЭ 2 – теоретические сведения о правописании частицы НЕ и приставки НЕ
УЭ 3 – практическая работа по различению частицы НЕ и приставки НЕ
УЭ 4 – работа по стилистике
УЭ 5 – резюме
УЭ 6 – выходной контроль
УЭ 7 – анализ работы
УЭ 8 – домашнее задание

Знакомство с памяткой для работы по модулю.

  1. Помните, что работу с учебным элементом необходимо начинать с осознанного восприятия цели, иметь её в в виду во время работы над УЭ и возвращаться к ней в конце каждого УЭ.
  2. У вас есть право на получение консультации в любом из учебников, по которым вы работаете на уроке, а также у учителя. Используйте это право!
  3. Работа по модулю требует взаимоуважения, внимания друг к другу, самодисциплины. Не забывайте об этом! (записывается на доске).

УЭ 0

Интегрирующая цель: привести в систему свои знания о правописании частицы НЕ и приставки НЕ с различными частями речи

УЭ 1

С целью формирования предстоящей деятельности учащихся и осуществления входного контроля целесообразно в начале провести фронтальную беседу по вопросам:

  1. Назовите отрицательные частицы.
  2. Какую роль они выполняют в предложении?
  3. В чем трудность написания частицы НЕ с разными частями речи?

Учащиеся работают с учебником, по сборнику (справочным материалам). Таблицу учащиеся сверяют с эталоном (отпечатан для каждого ученика), а формулировку вопроса показывают учителю для осуществления промежуточного контроля.

УЭ 2

Цель: проверить свою готовность к практической работе по написанию НЕ с различными частями речи, а для этого:

  1. Повторить все правила написания частицы НЕ и приставки НЕ с различными частями речи. (20-25 минут).
  2. Рассмотрите опорную таблицу и заполните её
  Написание  
Слитное   Раздельное
  Существительное 1 балл  
  Прилагательное 1 балл  
  Наречие 1 балл  
  Глагол 1 балл  
  Местоимение 1 балл  
  1. Сформулируйте и запишите: Чтобы правильно написать НЕ с разными словами, надо прежде всего задать себе вопрос : …………?
  2. Контроль: Сверьте вашу таблицу с эталоном (эталон находится у учителя), оцените свою работу по пятибалльной системе.

Рекомендации к составлению опорной таблицы (ОТ):

  1. Познакомиться с материалами темы, по которой составляется ОТ. Используй прежде всего учебник, а также дополнительную литературу.
  2. Подбери к основным орфограммам опорные графические сигналы (ОГС).
  3. Составь ОТ по отдельным блокам ( в данном случае по написанию не с разными частями речи).
  4. Сведи блоки в одну ОТ, учитывая логические взаимосвязи.
  5. Критически осмысли ОТ, определи ее достоинства и недостатки.
  6. Проработай над улучшением ОТ.
  7. Проверь свои знания по самостоятельно составленной ОТ.

ЭТАЛОН к УЭ 2

Существительное
Прилагательное
Наречие

Слитно Раздельно
1. Если слово не употребляется без

НЕ

НЕРЯХА (ОГС)

2. Может быть заменено синонимами или близкими по значению выражениями

НЕДОБРЫЙ = ЗЛОЙ

1. В предложении есть

Противопоставление с союзом

А.

НЕ ПРАВДА,А ЛОЖЬ (ОГС)

2. К прилагательному или наречиюотносятся слова

ДАЛЕКО, ВОВСЕ, ОТНЮДЬ, НИЧУТЬ, НИСКОЛЬКО, ВОВСЕ НЕ ДАЛЕКО

3. С наречиями не на-О (-Е)

НЕ ПО-ТОВАРИЩЕСКИ

Глагол

1. Если слово не употребляется без

НЕ НЕГОДИТСЯ

1. Во всех остальных случаях

НЕ ПРИШЕЛ

Местоимение

1. Если нет предлога

НЕЧЕГО
НЕКЕМ

1. Если после НЕ есть предлог

НЕ ОТ ЧЕГО
НЕ С КЕМ

УЭ 3

Цель: отработать навык написания НЕ с разными частями речи (в случае затруднения обращайтесь к опорной таблице

Рекомендации учителя: работайте самостоятельно 25-30 минут.

1. Выполните письменно упражнения по данной теме.

Упражнение. В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может заинтересовать твоего собеседника. (Не)стоит рассказывать, что было у тебя сегодня на обед или какой прыщ выскочил у тебя на шее. Вряд ли это кому-нибудь интересно.

Поменьше говори о себе. Есть такие самовлюбленные болтуны, которые готовы перебить любой рассказ о крупном событии или о случившемся с кем-нибудь (не)счастье фразой “А вот я, а вот у меня…”, будто больше всего людей должна интересовать их важная персона.

(Не)смейся искусственно, если тебе совсем (не)смешно, (не)делай вид, что удивлен, если этого в действительности нет. (Не)хохочи слишком громко, веди себя естественно. Всякое кривляние выглядит смешным и (не)уместным и производит на окружающих (не)приятное впечатление. (Не)вежливо говорить о присутствующих “он” или “она”. В разговоре надо называть того, о ком идет речь, только по имени.

Упражнение

Звеньевому (не)зачем было бы давать еще одно поручение.
Разве тебе (не)с чем выступить на районном смотре самодеятельности?
Удивляюсь, как это (не)которым ребятам бывает (не)чего делать.
Почему тебе (не)когда заниматься в спортивной секции?
( Не)ужели (не) у кого было спросить, что было задано на дом?

2. Сверьте свою работу с эталоном (эталон находится у учителя), оцени себя по следующим критериям:

Нет ошибок
1–2 ошибки
3–4 ошибки
5 и более ошибок
– “5”
– “4”
– “3”
– “2”

3. Выполни работу над ошибками (алгоритм работы над ошибками отпечатан для каждого ученика).

УЭ 4

Цель: сформулируйте для себя (устно) ответ на вопрос, какова роль отрицательных частиц в предложении (работа займет примерно 15 минут).

1. Запишите предложенные пословицы и поговорки.

  • Без труда (не)вытащить и рыбку из пруда.
  • Упрямого и …чем (не)убедишь.
  • Лучше умереть, чем (не)правду терпеть.
  • Ученый знает, а все-таки спросит, а (не)вежда (не)знает и (не)спрашивает.
  • (Не)верный друг – опасный враг.
  • (Не)кирпич, а человек города строит.

2. Дополните список поговорок собственными примерами.

Вопрос: …………… с какой целью используется отрицание в речи?

Помни план рассуждения:

  • Мысль
  • Доказательство
  • Вывод.

3. Проверьте в парах задание, обсудите, пусть товарищ оценит тебя. ( Если возникает спор, будут сомнения, обратитесь за помощью к учителю.)

УЭ 5 Резюме

Прочитайте еще раз цели, которые стояли перед вами в начале работы. Самостоятельно оцените, достигли ли вы их, для этого поставьте средний балл, сложив все баллы, полученные за отдельные элементы, и разделив их на количество заданий.

ЛИСТ самоконтроля (5 минут)

УЭ 2
УЭ 3
УЭ 4
УЭ 5 “итог”
УЭ 6 (ученик)
УЭ 7 (учитель)

УЭ 6 Выходной контроль

Контрольный диктант

Тих и ласков теплые летний вечер. Ни зноя, ни духоты в спокойной воздухе. Еще не спустились на землю сумерки, а в небе уже одна за другой незаметно появляются бледные заезды, еще не успевшие разгореться. Легкий ветерок изредка прошумит над землей, повеет в лицо неожиданной прохладой. Тогда поднимается неясный шелест в Литве деревьев. Наклоняясь друг к другу, о чем-то зашепчутся они между собой и снова затихнут.

Куда ни кинешь взор, все радостно встречает вечернюю прохладу. Сумерки становятся как-то гуще, заметнее. На темном небе непрерывно вспыхивают неяркие звезды и манят к себе. Как хотелось бы полететь к звездам в эту необъятную высь! Есть ли там жизнь? Смотришь на звезды и мечтаешь о том чудесном времени, когда весь звездный мир будет освоен человеком. (120 слов)

УЭ 7

Анализ выходного контроля:

  1. Найди слово, в котором учитель обнаружил ошибку (ошибка подчеркнута учителем).
  2. Выполни морфологический разбор слова.
  3. В какой части слова ошибка? Примени правило (если затрудняешься, обратись за консультацией к учителю).
  4. Исправь ошибку.
  5. Обрати особое внимание на ошибки в написании НЕ с разными частями речи.
  6. Оцени себя, сравни с оценкой, поставленной учителем.

УЭ 8

Учащиеся получают индивидуальные домашние задания (в зависимости от результатов написания диктанта).