Работа классного кукольного театра

Разделы: Внеклассная работа


Приходилось ли кому-либо из взрослых встречать ребёнка, который не любил бы смотреть спектакль? Этот вид искусства любят все дети мира, потому что он доступен им своей конкретностью и наглядностью художественных образов. Учителю приходится заботиться не столько о том, чтобы вызвать интерес к этому виду искусства, сколько о том, чтобы педагогически правильно использовать его для целей воспитания. Ведь задача театра, как говорил К. С. Станиславский, состоит в том, чтобы воспитывать зрителей, а не забавлять, чтобы раскрывать человеку глаза на высокие идеалы, делать его чище, умнее, полезнее обществу.

Успешное эстетическое воспитание школьников нельзя представить себе без творческой деятельности, стремление к которой появляется у детей с ранних лет. Творческая деятельность, которая посильна детям, очень многообразна, а поэтому дает возможность всесторонне воспитывать художественные способности школьников. Танцуя, школьники развивают чувство ритма,  пластичность, грациозность. Занимаясь пением, играя на баяне, они совершенствуют свой слух, учатся глубже понимать музыкальное произведение. Инсценируя сказки, учащиеся развивают свою речь, вкус, обогащают память, учатся давать правильную оценку событиям.

Искрящиеся счастьем глаза детей после просмотра кукольного спектакля говорят о том, что малыши очень любят кукольный театр. Яркие, красочные и динамичные куклы вызывают интерес у ребят.

Но куклы в городском  кукольном театре – это одно, а кукольный театр в классе на уроке – это совсем другое. Наш классный кукольный театр появился не случайно. К празднику 8 Марта первоклассники приготовили своим мамам и бабушкам немудреные поделки – подарки и большой концерт в двух отделениях, где исполняли сценки из школьной жизни, песни, танцы, читали стихи.

В конце выступила мама  одной из учениц с искренней благодарностью и подарила от имени всех сидящих в зале ящичек с куклами. Радости детей не было конца!

Для работы классного кукольного театра был составлен план, записаны участники. Желающих было много, но спектакли ставились маленькие, включали они только двух – трёх человек. Как тут быть? Посоветовались с родителями и классным родительским комитетом. Решили организовать всё как в настоящем театре. Для этого пришлось провести большую работу, так как для абсолютного большинства ребят многие слова и понятия были новы. На каждом занятии дети знакомились с театральной лексикой, с профессиями тех людей, которые работают в театре. Например, детям было рассказано о профессии режиссера.

-Режиссер- это человек, отвечающий за спектакль. Он многое умеет и многое знает, обо всём заботится. Ничто без него в театре не делается, и за всё, что делается в театре, он отвечает. Режиссер – очень трудная профессия. Без него не может быть и спектакля.

Кроме режиссера, в театре есть еще актеры, зрители. Зритель – это главная сила в театре. Зритель творит спектакль. Как он это делает? Силу зрителя актёры чувствуют на сцене. Что это за сила такая? Тишина. Смех. Аплодисменты. Удача или провал. Всё это создаёт зритель. Если вам нравится спектакль, вы сидите тихо, затаив дыхание и ловите каждое слово. Если же вам неинтересно, в зале создаётся шум, возня. Аплодисменты и смех – признаки того, что всё идёт так, как задумано режиссером. Спектакль готовится многими людьми.

Далее учитель сообщает детям, чем занимаются художники – декораторы, для чего нужны в театре осветители, бутафоры, костюмеры, билетёры, директор театра, администратор.

В нашем кукольном театре всем нашлось дело по душе. Почти месяц учились дети работать с куклами, двигаться за ширмой. После ряда упражнений ребята освоили постановку рук. И вскоре поставили маленький спектакль «Незнайка на улице».

Действующие лица – Незнайка, девочка Маша, милиционер и пёс Бобик.

Декорация – перекрёсток городской улицы. Вверху, в глубине сцены, висит светофор, а внизу стоит будка для милиционера – регулировщика. За сценой раздаётся свисток. Слышен голос: «Да, это я тебе свистел! Иди сюда, мальчик!».

Выходят милиционер и мальчик Незнайка.

Незнайка со своим другом пёсиком Бобиком знакомятся  со светофором, с правилами дорожного движения. В этом активное участие принимают зрители.

Они вместе с милиционером, Незнайкой, Машей и пёсиком Бобиком, попадая в различные сложные ситуации, разрешают трудные задачи дорожного движения, заучивают при этом стихи и песенки.

Декорации помогали готовить родители, а малыши – художники раскрашивали их. Музыкальное оформление взяли на себя два мальчика: подобрали на баянах нужную мелодию.

Спектакль вначале был показан в классе, а потом его смотрели все учащиеся 1 – 4 классов и родителей.

Ученики начальных классов довольно впечатлительны и легко перевоплощаются, поэтому работа над пьесами не представляет для них больших трудностей, участвуют они в постановке спектаклей с большим удовольствием.

Младший школьный возраст – это период, когда у ребят формируется интерес и отношение к окружающему миру. Очень важно через работу над ролью учить ребят правдивости, хорошей, крепкой дружбе, отзывчивости, смелости, трудолюбию.

Так, работая над пьесой А.Медведева «Репка», дети приходят к выводу, что любая работа по плечу хорошему, дружному  коллективу.

После просмотра я спросила у ребят, что же объединило столь разных персонажей в сказке. Вот какие были их ответы:

- Наверное, общее дело.

- Труд объединил их. Ведь все репку растили вместе и дружно её вытащили.

- Работали и мышка с кошкой. А для этого нужно быть очень дружным коллективом.

Кукольный театр воздействует на школьника целым комплексом средств: художественными образами – персонажами, оформлением, словом и музыкой. Всё это, вместе взятое, в силу конкретно – образного мышления школьника помогает ему легче, лучше и правильнее понять содержание спектакля.

У нас стало традицией, что на любом торжестве присутствуют куклы. Всегда найдётся место интересной сценке, хорошему спектаклю – сказке.

Периодически я пользуюсь кукольным представлением и на уроках. Какое же место кукольный театр занимает на уроке?

Например, в провидении уроков – утренников или уроков – отчётов по литературному чтению можно инсценировать полюбившиеся произведения на кукольной сцене. Каждый такой урок формирует активность детей как будущих читателей и зрителей, повышает их общее развитие. Такой урок, как правило, готовится каждой группой.

Так, на уроке – отчёте по произведениям С.Маршака первая группа подготовила выставку прочитанных книг, вторая оформила иллюстрированную картотеку, третья составила викторину по произведениям С.Маршака, четвёртая и пятая – инсценировки «Сказки про козла».

Сказка идёт 7 минут, в двух картинах. Первая картина – действие в избе старика и старухи, вторая – действие в лесу.

Всю программу такого выступления ведёт Знайка. На его долю выпадает очень большая нагрузка и, главное, умение ориентироваться в любой ситуации: одного нужно похвалить при ответе, другому сказать «Подумай!».

Все роли поручаются нескольким ребятам. Каждая роль обсуждается сообща. При обсуждении дети высказывают своё мнение, помогают тем, у кого роль не получается.

Участие в спектакле всесторонне развивает каждого ребёнка, он учится говорить, старается передать мысли и поступки персонажа, у него вырабатывается правильное дыхание, хорошая дикция. Всё это даёт толчок развитию творчества, фантазии ребёнка.

Иногда с маленького спектакля, предварительно подготовленного, можно начать урок. Так был  начат урок чтения сказки «Лёгкий хлеб». В инсценировании  сказки участвовали четыре человека.

При последующем чтении (а читали по ролям) дети старались подражать, кого они услышали в спектакле.

Обсуждение сказки прошло живо, ярко, убедительно и, конечно, надолго оставило след в памяти ребят.

«Почему сказка названа «Лёгкий хлеб»?» - спросила я у них. И вот их ответы:

- Голодный волк попробовал селянский хлеб, и ему он понравился.

- Он хотел такой вкусный хлеб есть каждый день, но, чтобы есть хлеб, нужно очень много трудиться, пока хлеб попадает на стол.

Косарь рассказал волку, что вначале нужно поле вспахать, потом землю пробороновать, после этого поле засеять, подождать, пока рожь взойдёт, заколосится, поспеет. Её нужно сжать, в снопы связать, снопы в копны поставить. Снопы обмолотить. Муку замесить, подождать, пока взойдёт, потом в печь посадить, а уже потом вытащить из печи и есть.

- Волк был ленив и нетерпелив. Он решил, что это очень трудный хлеб, и стал искать лёгкого хлеба.

При чтении басен И.Крылова актёрами выступают все. Заранее объявляется конкурс на лучшего чтеца и постановщика басни. За это время дети продумывают всевозможные варианты постановки басни.

Так, при инсценировании басни Крылова «Ворона и Лисица» самый интересный вариант был такой.

Перед ширмой чтец. На дереве сидит Ворона, в руках – крыльях держит кусок сыра. Она толком и сама не знает, что это за штука: она нюхает сыр и, усевшись поудобнее, заталкивает его в открытый клюв. В это время появляется Лиса. Она мурлычет песенку и вдруг замирает, водит носом, и взгляд её падает на Ворону: «Голубушка, как хороша!». Во время слов «Ну что за шейка, что за глазки!» Ворона любуется пёрышками, вытягивая то одно, то другое крыло. Лиса смотрит на сыр, не спуская с него глаз. Наконец она вздыхает и делает вид, что уходит. Уходя, она случайно бросает взгляд на Ворону и восторженно говорит: «Какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик!». И, подняв передние лапки, дирижирует и считает нетерпеливо: «И раз, и два, и три!».

Тут Ворона каркает. Лисица хватает сыр, посылает Вороне воздушный поцелуй и исчезает.

Инсценирование на кукольной сцене басен Крылова вносит в урок разнообразие, помогает детям найти нужную интонацию, ярче представить себе всю направленность лети и корысти.

Урок планируется таким образов:

1) вводная беседа (во время беседы создаётся атмосфера заинтересованности текстом; тут же проводится словарная работа);

2) образцовое чтение (заранее готовится сценка или спектакль);

3) коллективное членение текста для отработки звучания отдельных слов и словосочетаний, определение эмоциональной окраски интонации (обсуждение возможных вариантов);

4) чтение учащимися текста про себя;

5) чтение на сцене с куклами (по желанию).

Классный кукольный театр развивает речь маленьких актёров, их фантазию, воображение, наблюдательность, творческую самодеятельность, обогащает их память, ведёт к поиску нужного звучания слова, «расковывает» детей, создавая тем самым непринуждённую обстановку.

В своем сочинении «Моё увлечение» ученица пишет: Меня куклы научили говорить. Я всегда очень стеснялась отвечать. Встану и всё забуду, а начну говорить, даже голоса своего не слышу. А когда стала участвовать в кукольном театре, ушло всё то, что не давало мне спокойно

отвечать. Мне всегда хочется играть хоть самую маленькую роль, хотя даже во сне я вижу у себя в руках главную куклу.

Не давали девочке говорить её стеснение и неправильное, малоэмоциональная речь. Сейчас она говорит громко, чётко, правильно. А главное – у неё появилось желание играть.

Кукольный театр создаёт атмосферу коллективного труда, занимает время детей хорошим, интересным делом, учит их быть нужными людям.

Вот что написал в своём сочинении ученик 6 – го класса:

Детство у меня ассоциируется с кукольным театром (как ни странно!). Я вспоминаю волшебный, неповторимый мир сказок. Мы все ждали эти уроки как приход какой – то необыкновенной светлой радости, потому что, кроме чтения книг, мы ещё смотрели и маленькие интересные сценки из того, что читали к уроку. Я до сих пор люблю наш театр, хотя в нём играют другие малыши. Мне кажется, что каждый человек на земле чуточку актёр.

Когда ведётся беседа – обсуждение спектакля, мнение ребят не выражается словами «понравилось» или «не понравилось». Ребёнок находит точные слова, чтобы описать свои чувства, своё настроение, вызванные спектаклем. Рассказать, о чём спектакль заставил задуматься, что удалось режиссёру, актёрам, насколько справились со своей задачей художники – декораторы, как реагировал зрительный зал на самые напряжённые моменты.

Работа с кукольным театром на уроке – это большой учительский труд, требующий много времени, сил, терпения. И, несмотря на многие трудности, классный кукольный театр необходим детям. Им интересно в нём. Они заняты нужным делом, они приходят в школу во внеурочное время, чтобы помочь учителю подготовить хороший урок. Они чувствуют свою нужность.