Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи младших школьников – задача важная, но очень непростая. Дети, с раннего возраста умеющие обращаться с компьютером, перестали обращать внимание на детские книги. Отсутствие интереса к чтению и желания читать самостоятельно приводит к обнищанию словарного запаса детей. А ведь образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального развития ребёнка.
Ещё К.Д.Ушинский считал необходимым введение фразеологизмов в школьные учебные книги, начиная с «Азбуки», с тем, чтобы ребёнок «взглянул на предметы зорким взглядом народа и выразился его метким словом». Ведь яркое эмоциональное слово превращает даже скучное, трудное занятие в игру.
Обогащение речи детей фразеологизмами, понимание их значения и особенностей употребления требуют целенаправленной работы учителя и чувства языка у детей. Традиционно, как раздел науки о языке, фразеология изучается в среднем звене школьного образования, но программа С.В.Иванова по русскому языку позволяет начать эту работу с начальных классов.
Учащиеся с интересом включаются в работу по исследованию фразеологизмов, их сравнению, начинают использовать фразеологизмы в своей речи, активно привлекают родителей к творческим работам. Главное не забывать работать над развитием речи с использованием богатств русской фразеологии не только на уроках, но и утренниках, КВНах, викторинах и в любой внеурочной деятельности при работе с детьми.
Цели:
- знакомство с фразеологизмами, как устойчивыми (постоянными)сочетаниями слов
- сравнение значений устойчивых и свободных сочетаний слов
- наблюдение за значением и использованием фразеологизмов
- отработать навыки орфографического письма
- расширить словарный запас учащихся.
Оборудование:
- учебник «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов
- карточки с фразеологизмами
- рисунки профессий людей
- карточки с тестами
- карточки с заболевшими фразеологизмами
( При выполнении ряда заданий можно использовать возможности мультимедийного оборудования)
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка учебной задачи:
- Мы должны узнать, что такое фразеологизм и чем он отличается от свободного сочетания слов.
- Находить и объяснять фразеологизмы.
- Учиться использовать их в своей речи.
IV. Новый материал:
А помогут нам в этом Рита и Оля. ( Девочки инсценируют сценку учебника стр.99)
Четырёхлетняя Светлана спросила у матери, скоро ли наступит лето.
-Скоро. Ты и оглянуться не успеешь.
Светлана стала как-то странно вертеться.
- Что с тобой? – спросила мама.
- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета всё нет…
Как вы думаете, почему Светлана не увидела лета? Что означает выражение оглянуться не успеешь ? Можно ли его заменить одним словом? Каким?
Знакомство с правилом. ( стр. 99) В русском языке есть устойчивые (постоянные) сочетания слов, которые называют ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ.
А живут они в стране Фразеологии.
Слово фразеология произошло путём сложения двух греческих слов
Phrasis + logo
Phrasis (фразис) – «выражение»
Logos (логос) – понятие, слово. Из этимологии этого слова следует, что оборот речи (несколько слов) выступает, как слово, имеющее единое значение.
Значение фразеологизма в целом отличается от суммы значения его частей. Смысл имеет только всё выражение в целом.
Значение фразеологизмов ты можешь узнать во фразеологическом словаре.
( Показать «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г Во время объяснения можно пользоваться учебником стр. 100 – 101, чтобы дети могли и прочитать новый материал )
V. Словарная работа.
Игра фотоглаз.
Учитель показывает карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только словарное слово в начальной форме. После написания и проверки ребята объясняют значение фразеологизмов, если ученикам неизвестно значение, то учитель предлагает свою помощь.
Ворона в павлиньих перьях |
---|
Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства
Прикусить язык |
---|
Это выражение употребляется в значении «помолчать»
Дом построить на песке |
---|
Выражение употребляется, когда говорится о чём – нибудь непрочном, необоснованном.
Ждать у моря погоды |
---|
Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.
Медвежья подруга |
---|
Неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.
- Ребята, обратите внимание на следующий фразеологизм и попытайтесь догадаться, какое из слов будет словарным.
Кормить завтраками |
---|
Так говорят, когда человек обещает, но не выполняет своего обещания в срок.
VI. Работа с учебником.
Упр. № 1 – наблюдение за значением фразеологизмов; расширение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. Обязательно обратить внимание учеников на эмоциональную окраску фразеологизмов.
Упр. 2 сравнение значений фразеологизмов и значений свободных сочетаний слов. Составление предложений и запись их с пояснением значения.
VII. Город мастеров.
Оказывается, у людей разных профессий возникали свои фразеологизмы. Давайте попробуем догадаться с какой профессией связаны данные группы фразеологических оборотов. (подбери рисунок профессии: столяр, портной, кузнец, повар, железнодорожник, доктор)
1)
- топорная работа;
- без сучка и без задоринки;
- снять стружку;
- разделать под орех. (Столяр)
2)
- на один покрой
- трещать по швам;
- семь раз отмерь, один отрежь;
- шито белыми нитками. (Портной)
3)
- доводить до белого каления;
- между молотом и наковальней ( Кузнец)
4)
- калачом не заманишь;
- заварить кашу;
- толочь воду в ступе;
- попасть как кур в ощип. (Повар)
5)
- ставить в тупик;
- зелёная улица;
- на всех парах (Железнодорожник)
6)
- подсластить пилюлю;
- как рукой сняло;
- затаить дыхание (Доктор)
Попробуйте сделать вывод. Откуда пришли в русский литературный язык очень многие фразеологизмы?
( из разговорно-бытовой речи, из речи людей разных профессий)
VIII. Физ. Минутка
IX. Закрепление.
Найди соответствие фразеологизма и его значения. ( Учебник. Упражнение № 3, стр.102 )
Проверить можно в игровой форме. Первый вариант читает фразеологизмы, а второй вариант называет подобранные значения.
Х. «Заболевшие» фразеологизмы.
Бывают случаи, когда дети употребляют фразеологизмы неправильно. Давайте поможем исправить ошибки, а с «вылеченными» фразеологизмами составим предложения.
- одержать победу
-клевать носом
- не в своей тарелке
Продолжить работу можно упражнением № 5 (стр. 103)
Вывод: Смысл фразеологизма разрушится, если в устойчивое сочетание слов ввести другие слова,
XI. Отгадай слово и восстанови фразеологизм.
1. Его вешают, приходя в уныние; задирают – зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело.
Нос – вешать нос; задирать нос; совать нос.
2. Не цветы, а вянут; не бельё, а развешивают.
Уши – уши вянут; уши развешивают.
3. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, куда бросают слова, деньги.
Ветер – ветер в голове; ищи ветер в поле; бросать слова на ветер.
XII. Итог урока:
Тест.
(отметь знаком + в нужной скобке правильный ответ)
1. Отметь фразеологизм:
- энциклопедия на полке [ ]
- лежачая энциклопедия [ ]
- ходячая энциклопедия [ ]
2. Фразеологизм «Светлая голова» обозначает:
- человек со светлым волосом на голове [ ]
- умный человек [ ]
- человек, голова которого находится на солнце [ ]
3. Укажи антоним к фразеологизму «спустя рукава»:
- опустив рукава [ ]
- засучив рукава [ ]
- отрезав рукава [ ]
XIII. Домашнее задание
Напишите мини-сочинение. Придумайте ситуацию, в описании которой можно употребить фразеологизмы
Используемая литература:
- «Фразеологический словарь русского языка» под ред. А.И.Молоткова. М., 1987г
- «Работа со словарными словами. Занимательные материалы» Т.М.Анохина
- «Учиться на пятёрки по русскому языку. Как?» С.Н.Костромина
- «Как научить Вашего ребёнка писать сочинения» С.А.Есенина
- Учебник «Русский язык 2 класс» С.В.Иванов
- «Комментарии к урокам 2 класс» С.В.Иванов, М.И. Кузнецова