Задачи:
- Научить детей различать эмоциональные ощущения, определять их характер (хорошо, радостно, неприятно);
- Познакомить их с разными способами выражения эмоций;
- Тренировать в детях умение выражать эмоции в мимике.
Материалы:
Раскраски для каждого ребенка, цветные карандаши или фломастеры, Аудиокассета с записью песни “Вместе весело шагать…”, тексты этюдов.
Ход занятия
Игра “Заколдованный принц”
Ребята давайте вспомним сказки, в которых герои были заколдованы злой колдуньей. Что это за сказки? Сейчас мы перенесемся в сказку, где действуют заколдованные герои и добрый волшебник. Распределитесь по парам. Один игрок из пары заколдованный принц, который превращен в неподвижную статую, лишенную всяких эмоций злой колдуньей. Другой игрок добрый волшебник, который может снять чары с заколдованного. Его задача сделать так, чтобы заколдованный засмеялся. При этом волшебнику запрещено прикасаться к принцу.
Психолог следит за соблюдением правил игры. После того как один игрок расколдован, игроки меняются ролями.
После игры организуется обсуждение наилучших способов “расколдовывания”.
Раскраски
Сейчас вы получаете раскраски, на которых изображены рыбка испытывающие различные эмоции. (Приложение 1). Вам необходимо с помощью цветных карандашей или фломастеров раскрасить эти картинки.
Затем дети вмести рассматривают рисунки, обсуждают, как они раскрашены. Важно, чтобы они пришли к выводу: когда человеку плохо, то все вокруг кажется мрачным, темным неприятным, а когда хорошо – все изменяется, светлеет, словно оживает.
“Наши эмоции”
А сейчас мы узнаем, какие эмоции есть в Королевстве Внутреннего мира каждого из нас. Пусть встанут те, кто чувствует себя в данный момент очень счастливым… (грустным, сердитым, смешливым, обиженным, довольным, виноватым, радостным, испуганным, удивленным).
Задание “Этюды”
В данном задании вам необходимо разделиться на группы, подготовиться и показать сценку, где герои испытывают разные эмоции. После показа сценки зрители будут угадывать эти эмоции.
Дети получают тексты с описанием сценок, необходимо помочь детям распределить роли и дать режиссерские подсказки.
Это задание лучше устроить в виде состязания: показ сценки командой, называние показанных эмоций участниками других команд, называние правильного ответа и присвоение баллов. В случае, если эмоции героев будут угаданы, верно, то по одному баллу за каждую эмоцию получает та команда, которая угадала, так и та команда, которая показала.
Этюды для разгадывания.
“Два ежика”
Два друга – ежика шли по лесу и вдруг услышали, что в траве что-то тикает. Сначала они испугались, а потом испуганно подошли ближе и с любопытством начали рассматривать незнакомый предмет. (Заданы страх и любопытство.)
“Медведь и еж”
Косолапый медведь случайно задел ежа и уколол себе лапу. Медведь обижается на ежа, а тот чувствует себя виноватым. (Загаданы обида и вина)
“Волк и заяц”
Волк гнался за зайцем, но заяц быстро убежал и скрылся. Волк его не догнал, остался голодным и горюет, а заяц радуется. (Заданы страдания и радость)
“Гадкий утенок на птичьем дворе”
Гусь с призрением, свысока относится к Гадкому утенку, а утенок очень грустит из-за этого. Только цыпленок жалеет его. (Загаданы презрение, грусть, жалость.)
“Лев и птичка”
Грозный лев, царь зверей, рассердился на птичку-невеличку. А она сильно испугалась его рычания. (Загаданы гнев \ злость, испуг.)
В завершении занятия детям предлагается встать в хоровод и вместе порадоваться хорошей песне “Вместе весело шагать…”.