Реализация принципов развивающей педагогики оздоровления в логопедической работе

Разделы: Работа с дошкольниками


Важнейшая социально-педагогическая перспектива оздоровительной работы в современных дошкольных образовательных учреждениях связана с развивающей педагогикой оздоровления. Это направление возникло на стыке возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. Автор его – доктор психологических наук, директор Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО В.Т. Кудрявцев.

Вот основные черты, характеризующие развивающую педагогику оздоровления:

  1. Здоровый ребенок понимается как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
  2. Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
  3. Оздоровление – это не комплекс лечебно-профилактических мер, а форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, “охрана здоровья” утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
  4. Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами, эффективность их применения возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
  5. Ключевой принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.

Исходя из данных характеристик, здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма могут и должны стать точкой приложения усилий не только медицинских работников, но и педагогов, психологов, то есть предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние здоровья или нездоровья ребенка, как это часто происходит в дошкольных учреждениях. Оздоровительно-коррекционные средства становятся средствами расширения и обогащения телесно-психических возможностей ребенка. Формирование самой телесности человека – разумного существа, всего ансамбля специфически человеческих органов, их физиологических функций во многом (но, конечно, не во всем) является производной его психического развития, душевного и духовного роста.

Начиная работу с детьми, я опиралась на медицинские показатели их здоровья. Так, из 10 детей, входящих в подгруппу, 6 человек часто болели простудными заболеваниями, острыми инфекциями верхних дыхательных путей. Работу с ними я построила, руководствуясь следующими принципами программы В.Т. Кудрявцева, которая органично входит в программу оздоровительной работы нашего детского сада:

  • Первый принцип оздоровительно-развивающей работы с детьми – это развитие творческого воображения – главного психологического завоевания дошкольного возраста.

Развитие воображения – необходимое внутреннее условие при построении и проведении оздоровительной работы с дошкольниками. Недостаток существующих медико-педагогических практик состоит в попытках получения непосредственного оздоровительного эффекта. При этом ребенок предстает лишь объектом тех или иных медицинских и педагогических воздействий. Однако, связь между этими воздействиями, состоянием здоровья и уровнем физического развития в принципе не может быть прямой и однозначной, она всегда носит опосредованный характер. И опосредствует эту связь развивающаяся психика ребенка, ядром которой служит воображение.

Для развития воображения на занятиях я применяю следующие формы двигательной активности детей, имеющие оздоровительную направленность:

  1. Во время физминутки я предлагаю ребенку стать деревом. Имитируя дерево, ребенок преображается. Не надо объяснять ему как напрячь или расслабить те или иные мышцы. Его образная память воспроизводит образ дерева. Образ дерева преломляется сквозь призму детского воображения, и вот уже ребенок напрягает мышцы спины, рук, пальцев, имитируя ствол и ветви, а затем расслабляет их, пластично изгибает, когда “дерево” гнется под порывами ветра. В этот момент включаются все биоактивные точки и зоны, расположенные на локтях и пальцах.
  2. Перед началом подгруппового занятия предлагаю детям поиграть в доктора. Эта игра способствует повышению общего психофизиологического тонуса детей, возникновению положительного эмоционального настроя, формированию элементарных умений самокоррекции работы функциональных систем организма. Роль доктора дети играют поочередно, таким образом, каждый ребенок входит в образ целителя, которому все подвластно. Доктор лечит “пассами” над головой, поглаживанием, сочувствием. Он приказывает различным органам:

- Язычок, будь гибким, послушным, правильно произноси звуки!

- Пальчики, будьте ловкими, быстрыми!

- Ушки, слушайте внимательно!

  • Второй принцип оздоровительно-развивающей работы – это формирование осмысленной моторики.

Выдающийся ученый А.В.Запорожец в своих исследованиях показал, что движение может стать произвольным, управляемым только в том случае, если оно будет ощущаемым и осмысленным.

На занятиях этот принцип я реализую в упражнениях на выработку правильного, рационального речевого дыхания. Осмысленная моторика связана с работой детского воображения. Поэтому особую ценность имеют дыхательные упражнения, выполнение которых предполагает его активизацию: “рисование” дыханием в воздухе воображаемых фигур, дыхание в контрастном ритме с изображением различных объектов и ситуаций (короткие и прерывистые вдохи и выдохи – “паровозик”, медленные и размеренные –“океанский лайнер” и др.)

Принцип осмысленной моторики реализуется и в упражнениях на развитие мелких мышц лица и мимики, которые тоже участвуют в звукопроизношении. Это упражнения: “машинист”, “рыбки”. Их цель: развивать воображение, выразительные движения лицевых мышц и всего тела. Выполняются они под музыкально-текстовое сопровождение.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. В связи с этим в структуру каждого логопедического занятия обязательно включается пальчиковая гимнастика, которая тоже позволяет реализовать принцип осмысленной моторики. Гимнастика включает упражнения:

  1. “Мытье рук”. Имитируем процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача – вызвать у детей ощущение контраста.
  2. “Рисование в воздухе кистями и пальцами рук”. Ценность этого упражнения в том, что поскольку ребенок не сталкивается с необходимостью отчетливо фиксировать заданный образ на бумаге со всеми вытекающими отсюда проблемами и трудностями, перед ним можно поставить более сложные “изобразительные” задачи, например: “рисовать” целые “картины”. Это задание способствует расширению творческих изобразительных возможностей.
  • Во время пальчиковой гимнастики реализуется и третий принцип оздоровительной работы – создание и закрепление целостного позитивного психосоматического состояния при выполнении различных видов деятельности.

Это – игровое упражнение “Лепим умелую и уверенную руку”. Ребенку предлагаю побывать в роли скульптора, который воплощает в материале свои представления о таких человеческих качествах, как умелость и уверенность. “Материалом” является рука самого ребенка. Другая рука выполняет “ваятельские” функции. “Скульптор” разминает глину, добиваясь пластичности “материала”. Затем, работая с каждым пальцем (разминая, разглаживая его), он придает ему особый “характер”. Большой палец должен быть сильным, добрым (это – “папа”). Указательный палец – строгий, следящий за порядком, контролирующий (это –“мама”). Средний палец – главный помощник родителей – “старший брат”. Безымянный палец – скромная, но очень трудолюбивая “сестричка”. Только такая крепкая семья может решать сложные задачи, уверенно преодолевать трудности. После того, как “скульптор” поработал с пальчиками, он оценивает свое “творение” в целом (ощупывает, поглаживает не только пальцы, но и ладошку, тыльную сторону руки).

Данное упражнение одновременно способствует развитию осмысленной моторики мелких мыщц руки, воображения, уверенности в себе в ходе решения каких-либо новых задач, созданию положительного эмоционального настроя, сопереживания, чувства психологической защищенности (благодаря актуализации “семейного контекста”) и вместе с тем – активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке, путем ее своеобразного самомассажа, психомоторной релаксации и т.д.

  • Наконец, четвертый принцип – формирование у детей способности к содействию иесопереживанию находит свое воплощение в таких упражнениях, как:
  1. Взаимомассаж, когда дети по очереди массируют, похлопывают, пощипывают ладошки друг друга. Делая массаж друг другу, дети обмениваются “тактильными посланиями”. Массаж становится своеобразной формой невербального общения детей, где каждое прикосновение, каждое движение носит смысл адресованного обращения одного ребенка другому. Через тактильный контакт ребенок выражает свое внутреннее состояние, отношение к товарищу и рассчитывает получить “ответ” на свое обращение. Комплекс упражнений для взаимомассажа разработан мной с учетом основных требований и принципов проведения массажных процедур и очень нравится детям. В него входят такие приемы, как поглаживание (фото 1), похлопывание (фото 2), пощипывание (фото 3), покалывание (фото 4), растирание (фото 5) и разминание (фото 6).

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Фото 5

Фото 6

Воспитательно-оздоровительные задачи взаимомассажа:

  • развитие осмысленности, эмоциональной регуляции и произвольности движений и действий ребенка;

  • обогащение творческого потенциала детей, прежде всего их воображения;

  • создание и закрепление целостного позитивного психологического состояния при выполнении различных видов деятельности;

  • культивирование у детей ценностного отношения к своим и чужим психическим и физическим возможностям, формирование осознания их значимости и уникальности.

  1. Упражнение на развитие здоровой осанки “Скульптор и глина” - один ребенок создает “скульптуру” из первоначально неоформленной “глины”, которую изображает другой ребенок, помогая ему формировать или корригировать осанку.

Систематическое использование принципов развивающей педагогики оздоровления в логопедической работе в течение двух лет позволило достичь следующих результатов:

  • В медицинском аспекте прослеживается тенденция к снижению заболеваемости острыми респираторными заболеваниями и заболеваниями верхних дыхательных путей (за 2 года она снизилась на 12-15%).
  • Эта работа способствует повышению общего психофизиологического тонуса детей, улучшает эмоциональный фон общения в группе, учит детей сопереживанию, взаимопомощи.
  • Результаты собственно логопедической работы повышают состояние успешности у ребенка, позволяют ему стать увереннее, комфортнее ощущать себя в группе сверстников.

Я считаю, что реализация в логопедической работе принципов развивающей педагогики оздоровления способствует эффективности работы педагога и оздоровлению детей.