Внедрение инновационных технологий в учебный и воспитательный процесс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Все мы прекрасно знаем, что знания приходят только к заинтересованному человеку. “Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может” - говорит народная мудрость. И это действительно так. Но, к великому сожалению, в настоящее время у учеников среднего и старшего звена наблюдается слабая мотивация к учёбе, да и у детей младшего школьного возраста мы подчас отмечаем низкую заинтересованность в обучении. Но ведь, уже не раз подчёркивалось, что начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии в постиндустриальном обществе. Он должен уметь самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому учитель и ставит перед собой цель – обеспечить положительную мотивацию обучения; активизировать познавательную деятельность учащихся. А для достижения данной цели предопределяет определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. На мой взгляд, решить эту проблему можно через внедрение проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационных технологий.

Нам, учителям, нередко бывает трудно выбрать тему исследования или проблему для проекта, а ведь и темы, и проблемы эти можно брать из окружающей действительности, из жизни. Часто нам подсказывают дети. Так, например, на прогулке поздней осенью первоклассник Влад Л. с удивлением посмотрел на свои чёрные от сажи варежки и спросил: “А почему у меня всегда зимой рукавички чёрные, ведь повсюду лежит снег?!” Так родилась тема эмпирического исследования “Почему у меня зимой рукавички чёрные?”. Ребята активно работали над изучением данной проблемы. Побывали в котельной, в больнице. Провели соответствующие замеры и выяснили, что зимой загрязняют атмосферу посёлка вредные вещества, в частности сажа, образованные при сгорании некачественного угля. Результатом работы стала презентация исследования.

Наблюдая за ребятами во время исследования, я видела, что они выполняют эту работу не только ради конечного результата. Им интересен был сам процесс деятельности: наблюдения, опыты, эксперименты, сравнение результатов, то есть происходила творческая самореализация учащихся.

К юбилею Амурской области ребята решили узнать как можно больше о своих земляках - героях Великой Отечественной войны. Появилась новая тема теоретического исследования “Герои - амурцы”. Дети изучали текстовую и иллюстративную информацию об одном из воинов, анализировали, сопоставляли данные, выбирали главное, затем представили свою работу на “Уроке мужества”, где присутствовали не только ученики параллельного класса, но и администрация школы, учителя.

Не стоит забывать, что темы, предлагаемые в качестве исследовательских должны быть посильны пониманию ребёнка. Детское исследование начинается с одного какого-либо действия, а затем обрастает, как снежный ком, различными дополнительными действиями. В процессе исследовательской работы ученик старается решить проблему, выдвигает гипотезы, задаёт вопросы, учится наблюдать, классифицировать, проводить эксперименты, делать выводы, учится доказывать и защищать свои идеи. Вот тогда-то ребёнку действительно интересно познавать!

Наблюдения за учащимися показали, что они могут самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, способны при представлении результатов использовать графики, таблицы, диаграммы, подтверждать сказанное цитатами, аргументировано доказывать сказанное.

Проектирование учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует самостоятельность, целеустремлённость.

Так, на уроке внеклассного чтения в 4 классе мы читали стихи о войне. Юра К. возмутился: “На войне надо воевать, а не песни петь и стихи читать…” Так родилась идея проекта “Зачем стихи и песни на войне?”. Была поставлена проблема, определены задачи, составлен план работы, найдена необходимая информация, продумана презентация проекта. То есть, выполнены проекта. Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. (Приложение 1)

Ко дню рождения Февральска ребята создали альманах творческих работ, стихотворений и рисунков, посвящённых родному посёлку. Наш проект назывался “И просыпается поэзия во мне…” (Приложение2)

Результатами этих двух проектов стали не только альманахи творческих работ, но и величайший интерес к истории своей Родины, своего посёлка.

Итогом литературно-творческого проекта “Моя дружная семья” явилась семейная газета, созданная руками учащихся, а также - понимание ребёнком роли семьи в жизни каждого человека.

Очень важным, на мой взгляд, является то, что в исследовательской и проектной деятельности практически всегда устанавливаются межпредметные связи. Это вызывает большой интерес и энтузиазм у школьников, так как в одной работе они могут соединить разные, как им кажется, не связанные между собой предметы.

После выполнения проекта я предлагаю своим ребятам такую “мишень”, которая является оценкой успешности на данном этапе. Каждый ученик должен “выстрелить” в мишень 4 раза (в каждую четверть мишени), поставив оценку за тот или иной показатель. Учащиеся с удовольствием используют её для оценки своей работы.

Таким образом, ученики оценивают не только полезность данной деятельности, но и, занимаясь самонаблюдением, оценивают свою работу, что очень важно для формирования самооценки, самоконтроля, саморазвития учащихся.

Проектная деятельность помогает мне и во внеклассной деятельности с родителями. Несколько лет назад в классе был образован семейный клуб “РиР” - “Ребята и родители”, целью работы которого было - сплотить общими идеями, интересами, увлечениями детей и родителей в единый коллектив

Немало интересных совместных дел было проведено в нашем клубе, создавались и “клубовские” проекты. Так, например, проекты “Снежная фантазия” (Приложение 3 ) “Строим дом счастья” (Приложение 4 ) были направлены на активизацию творческих и коммуникативных способностей взрослых и детей.

Я считаю, что данная форма педагогического сотрудничества является одной из самых эффективных. Занимаясь в клубе, родители учатся видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, получают огромный эмоциональный заряд, приобретают опыт культуры взаимодействия с детьми. Дети становятся более активными, раскрепощёнными, у них формируется чувство собственной значимости, уважительное отношение к близким и окружающим их людям.

Работа семейного клуба “РиР” была признана одной из лучших в области. Мы стали победителями областного конкурса “Семейный калейдоскоп”.Итак, мы выяснили, что и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования, воспитания подрастающего поколения. Ведь данная деятельность

формирует поисковые (исследовательские) умения

  • способность самостоятельно детально исследовать вопросы выбранной ими темы,
  • самостоятельно принимать решения,
  • находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи

развивает коммуникативные навыки

  • умение работать в команде;
  • умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс

формирует навыки оценочной деятельности

развивает презентационные умения и навыки

  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держаться во время выступления;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на поставленные вопросы.

раскрывает индивидуальный потенциал учащихся.

Но не только исследование и проектирование ценны для современного образования С каждым годом всё большее значение в учебном процессе приобретают информационные технологии. Они позволяют:

  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • обеспечить положительную мотивацию обучения;
  • проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
  • обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
  • повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза;
  • усовершенствовать контроль знаний;
  • рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
  • формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
  • обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

Действительно, компьютер эффективно заменил классические средства воспроизведения аудио-и видеоматериалов. Это и прекрасные фильмы о звуках и буквах (творческое объединение “Маски”), “Математический конструктор”, благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки. Современная детская энциклопедия “Кирилла и Мефодия” помогает разнообразить урок применением интерактивных карт, игр, показом различных опытов и сюжетов, панорам природных зон. Дети с удовольствием выполняют все задания, легко усваивают изучаемый материал.

Если же возникает потребность аккумулировать необходимые учебные материалы, представить их в удобной на данный момент форме, то я использую программу создания электронных презентаций Microsoft Power Point. Работая в данном направлении, разработала несколько математических разминок, таких как “Хоккей”, “Футбол” (Приложение презентации); для работы над словарными словами – “Сундук Знаний” (Приложение презентации); а во время обучения грамоте применяю разминку “Найди звук” (Приложение презентации) , “Буква потерялась”. Интеллектуальные игры “Своя игра”, “Как стать отличником?” помогают при повторении изученного материала. Создаю “слайд – сказки”, с помощью которых не только проверяю вычислительные навыки, умение решать различные задачи, но и прививаю любовь к литературе, формирую чувство эмпатии.

Для отработки навыков грамотного письма и счёта учителями начальных классов были созданы учебные игры – тренажёры. Например, благодаря индивидуальной игре – тренажёру “Остров сокровищ” можно проверить знания и по русскому языку, и по математике, и по природоведению. Надо только внести данные в базу.

А игра - тренажёр “Посчитай-ка”, приглашает в путешествие по космическому пространству вместе Лунтиком. Во время увлекательного путешествия дети отрабатывают вычислительные навыки в решении примеров на сложение и вычитание в пределах 20. Готовясь к следующему уроку, учитель может внести другие данные в базу – получится новый тренажёр.

Для проверки усвоения знания по отдельным предметам использую, различные тесты: фронтальные и индивидуальные, которые создаю в программе Microsoft Excel.

В этом учебном году в школе появилась SMART - доска, которую дети называют “волшебной доской”, так как одним мановением руки ребята меняют цвет, форму, размер фигур. Легко перемещают предметы, увеличивая или уменьшая их количество, вставляют буквы в словарные слова, из цифр составляют различные числа. Благодаря использованию интерактивной доски активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается интерес к учению, развиваются творческие способности.

В каждом кабинете нашей школы есть компьютер, мы с удовольствием работаем с ним. Если есть необходимость провести урок, включая и фронтальную, и индивидуальную работу, то отправляемся на урок в один из двух компьютерных классов. Например, урок математики в 1 классе проводится по следующему плану:

  • Организационный момент. Повторение техники безопасности.
  • Устный счёт с помощью мультимедиа – фронтально (сказка)
  • Каллиграфическая минутка
  • Гимнастика для глаз
  • Работа по группам

1 группа работает с карточками на бумажном носителе ( по уровням)

2 группа работает индивидуально на компьютере (тренажёр “Остров сокровищ”)

10 мин
  • Физминутка
  • Группы меняются
  • Физминутка
  • Закрепление изученного материала
  • Итог урока

Во время урока учащиеся считали, решали задачи устно, помогли сказочному герою найти и спасти царевну – лягушку. Затем закрепили состав чисел, развивали навыки решения задач и примеров самостоятельно, письменно. Проверили свои умения и вычислительные навыки на тренажёре.

Конечно, есть в классе дети, которые пока трудно усваивают материал. Но, работая с индивидуальными карточками, данными с учётом их возможностей, а затем на тренажёре, они не замечали, что слабее других, радовались своим достижениям.

Ребята любят такие уроки, они очень активны, им всё интересно. Увеличивается объём выполняемой работы, эффективность урока. Такие уроки активизируют познавательный процесс, развивают внимание у учащихся, память; прививают самостоятельность, что немаловажно для учащихся начальной школы.

Таким образом, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной деятельности ребёнка.

Внедрение инновационных технологий - это не дань моде, это объективная необходимость. Прежде всего возрастает положительная мотиваця обучения. Диагностика мотивации учения учащихся 1 – 4 классов, по методике “Мотивация учения ребёнка в школе” (авт. Н.Г.Лусканова), показала динамику роста учебной мотивации.

Активизируется познавательная деятельность учащихся. Методика для определения умственного развития детей 7-9 лет авт. Э.Ф. Замбицявичене, проведённая во 2 – 4 классах наглядно показала рост уровня успешности обучения

Уровень успешности

 

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

2 класс – 24чел.

7 – 29%

10 – 42%

3 – 12%

4 – 17%

3 класс – 22 чел.

7 – 32%

10 – 45%

3 – 14%

2 – 9%

4 класс – 21 чел.

9 – 43%

10 – 48%

1 – 4, 5%

1– 4, 5%

Значит, данная работа эффективна, полезна. Таким образом, мы видим, что инновационные технологии, такие как проектная, исследовательская деятельность, информационно-коммуникационные технологии

  • повышают познавательный интерес учащихся, усиливают мотивацию учения;
  • развивают логическое и творческое мышление;
  • формируют умение самостоятельно планировать процесс собственной учебно-познавательной деятельности, анализировать и оценивать свою деятельность.

Литература:

  1. А.Гутников, В.Пронькин, Н.Элиасберг “Живое право” - Санкт –Петербург - 2001 год
  2. И.С.Сергеев “Как организовать проектную деятельность учащихся” Москва Издательство “АРКТИ” - 2004 год.
  3. Научно-практический журнал “Завуч начальной школы” № 6 -2007 г. Стр. 88 – 96.
  4. Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современной школе” - Москва “Сентябрь” 1996год.
  5. “Новые педагогические технологии в системе образования” Под редакцией доктора педагогических наук профессора Е.Е.Полат Москва АСАДЕМА, 2001г.
  6. Р.В.Овчарова “Практическая психология в начальной школе” Москва “Сфера” 2002г.
  7. А.И.Савенков “Методика исследовательского обучения младших школьников” Самара Изд-во “Учебная литература” 2007г.