Методическое обоснование курса "Военная психология"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


При моделировании учебно-воспитательной  системы важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.

Существовавшая в России система обучения в кадетских корпусах готовила патриотов своего Отечества, наиболее образованных и активных его членов  в областях военной, науки, искусства. Об этом говорят имена кадетов, оставивших заметный след в истории Отечества: писатели Карамзин Н.М., Лесков Н.С., главнокомандующий Кутузов М.И., композитор Римский-Корсаков Н.А. Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей. 

За 200-летний период военная педагогика России сложилась в законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. В основу обучения и воспитания легли идеи и опыт И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других.

В настоящее время одной из главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего поколения, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.

Пройдя обучение в кадетском корпусе, многие  юноши уже четко могут решить для себя,  посвятить ли свою профессиональную жизнь армии или нет.

Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, мы пришли к выводу, что необходимо создать обучающий курс, дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями. Работа психолога оказывается  эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ребенку будет предоставлена возможность изучить себя как личность,  определиться в выборе будущей профессии, найти  свое место в жизни и мире.

Двадцатый век актуализировал проблему изучения закономерностей внутреннего мира человека, его психики. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии давно существует такая отрасль как военная психология.

Интенсивное развитие военной психологии напрямую связано с военной активностью различных государств в двадцатом веке, обернувшейся двумя мировыми войнами, множеством локальных войн и конфликтов. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время — вот лишь небольшая часть тех вопросов, которые решает военная психология.

В отечественной психологии военное направление было сильно развито как до революции 1917 года, так и в советское время. Многие представители военно-психологической школы составляли в свое время гордость советской психологии. Среди них можно назвать Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкина, Л.А. Кандыбовича, К.К. Платонова, Н.Ф. Феденко и многих других.

       В условиях кадетского корпуса  возможно введение курса “Военная психология” в 10-11 классах для тех юношей, которые решили посвятить себя военному делу.

Курс “Военная психология” позволит: 

  • пополнить и расширить знания в области военной психологии.
  • изучить дисциплины психолого-педагогического цикла.
  • познакомить со спецификой работы военного психолога.

Курс “Военная психология”  охватывает следующие пять групп военно-психологических проблем:

  • психология воинской деятельности и морально-психологическое обеспечение воинской деятельности;
  • психология воинского коллектива и взаимоотношений военнослужащих,
  • особенности переживания ими стрессовых и кризисных состояний;
  • психология современного боя и боевые психические травмы;
  • методы и приемы психологической войны.
  • развитие морально-психологических качеств, общей культуры личности, готовности к служению Отечеству на военном поприще.

Цели и задачи.

Для  курса “Военная психология”  были выработаны следующие цели и задачи:

  • Познакомить кадет с психологией воинской деятельности.
  • Создать условия для познания себя как личности и своего характера. Помочь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей и профессиональной направленности.
  • Обеспечить психологическую готовность к служению в профессиональной армии на благо своей Родины и защите Отечества.
  • Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему нашей Родины, интереса к истории и роли гражданина-патриота в этой истории.
  • Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток смог познать себя, окончательно определиться с выбором профессии военного и быть психологически готов к трудностям в  работе военного в мирных или военных условиях.

Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (личность, характер, стресс, психопрофилактика и т.д.),  семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа   личности  человека и ситуации,  диагностики личностных  свойств и качеств, а также тренинговых  занятий.

Курс “Военная психология” насчитан на 34 (35) академических часа.

Требования к уровню усвоения содержанию курса

При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ  из художественной литературы и фильмов, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях. 

По окончании курса  учащимся предлагается провести исследование своей личности,обосновать  свой профессиональный выбор.

Также предлагается написать сочинение на тему: “Я выбираю профессию военного”, “Мой долг - служение Отечеству”.

Знания, умения и навыки

По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:

Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, умение владеть собой в стрессовых и кризисных  ситуациях, умение сознательно  делать выбор в пользу своей Родины России.

Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с методами психической саморегуляции, психологической профилактики и реабилитации.

Базовые категории курса

В процессе обучения по программе курса “Военная психология”, кадеты усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, характер, характерологический тип,  направленность личности, эмоции, чувства, стресс, адаптация, конфликт, коллектив,  социально-психологическая профилактика, , психогигиена, стрессовые и кризисные состояния, психологические последствия, реабилитация.

Учащиеся должны овладеть:

  • способами сбора информации,
  • методами экспертных оценок и изучения  деятельности,
  • умение создать психологический портрет личности,
  • раскрыть его внутренний мир,
  • способами психической саморегуляции, 
  • умение дать психологическую характеристику взаимоотношений в коллективе,
  • умение  разрешать конфликты, 
  • быть морально-психологически  стойким в любых ситуациях.

Содержание курса

Курс состоит из следующих разделов:

  • Психология воинской деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
  • Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
  • Психологическая профилактика и реабилитация в военной среде.
  • Психология современного боя. Боевые психотравмы.

Программа курса “Военная психология”

Введение  (1 час). Предмет изучения  военной психологии.

Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время.

Тема 1 (5час) Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.

Психологические особенности военной деятельности. Адаптация к условиям военной деятельности. Психологическое обеспечение боевой подготовки. Пути повышения эффективности морально-психологическое в войсках. Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы.

Тема 2 (8час). Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.

Психология военного коллектива. Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. Психология воинской дисциплины. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений.

Тема 3 (5час). Психологическая профилактика и реабилитация в войсках.

Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика. Рекомендации по работе с военнослужащими, переживающими стрессовые и кризисные ситуации. Групповая психотерапия военнослужащих. Методы психической саморегуляции военнослужащих.

Тема 4 (4 часа). Психология современного боя. Боевые психотравмы.

Современный бой и его влияние на психику воинов. Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя. Боевой стресс и его психологические последствия. Психологическая реабилитация военнослужащих в боевой обстановке. 

Учебно-тематический план

№ урока

№ раздела

Название темы

Кол-во часов

1

первый

Предмет изучения  военной психологии.

Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время.

1

2

 

Диагностика личностных качеств.

1

3

 

Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.

Психологические особенности военной деятельности.

1

4

 

Адаптация к условиям военной деятельности.

1

5

 

Психологическое обеспечение боевой подготовки.

1

6

 

Пути повышения эффективности морально-психологического климата в войсках.

1

7

 

Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы.

1

8

 

Тренинг морально-психологической готовности к воинской деятельности.

1

9

второй

Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.

Психология военного коллектива.

1

10

 

Диагностика межличностных отношений.

1

11

 

Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе.

1

12

 

Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения.

1

13

 

Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах.

1

14

 

Характерно-личностные особенности человека. Классификация характеров М.Е. Бурно.

1

15

 

Диагностика характеров по методике М.Е. Бурно.

1

16

 

Тренинг “Познай себя и других”

1

17

 

Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений.

1

18

 

Тренинг взаимодействия в стрессовых ситуациях

1

19

третий

Психологическая профилактика и реабилитация в войсках.
Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России.

1

20

 

Диагностика профессиональной направленности

1

21

 

Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика.

1

22

 

Рекомендации по работе с военнослужащими, переживающими стрессовые и кризисные ситуации.

1

23

 

Групповая психотерапия военнослужащих.

1

24

 

Методы психической саморегуляции военнослужащих.

1

25

 

Тренинг управления.

1

26

Четвертый

Психология современного боя. Боевые психотравмы.

Современный бой и его влияние на психику воинов.

1

27

 

Диагностика личностных качеств

1

28

 

Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя.

1

29

 

Боевой стресс и его психологические последствия.

1

30

 

Психологическая реабилитация военнослужащих в боевой обстановке.

1

31

 

Диагностика личностной готовности к служению на военном поприще и готовности к деятельности в напряженных ситуациях.

1

32

 

Тренинг профилактики неуставных взаимоотношений

1

33

 

Тренинг по повышению эффективности боевого дежурства

1

34

 

Тренинг  психической саморугуляции

1

35

 

Тренинг информационно-психологического противоборства в современных условиях.

 1

 

 

 

Итого 35 час

Литература

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподават. И аспирантов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 304 с.
  2. Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
  3. Военная профессиология. /Под ред. Караяни А.Г., Сулимова Ю.Г. М.: ВУ. – 2004.
  4. Военная психология. Учебник в 3-х ч./ Под ред. А.Г. Караяни. М.: ВУ.-2004.
  5. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. М.: ВУ,1998
  6. Военная психология и педагогика: Учебное пособие/ под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского/ М.: Изд-во "Совершенство", 1998.
  7. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ “Перспектива”. Вып. 2 /Под ред. Пилипко Н.В. - М.: УЦ “Перспектива”, 2000. - 112 с.
  8. Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках “Психология в музыке” // Психотерапия, 2006. - № 12
  9. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, Издательство “Феникс”, 1996. - 448 с.
  10. Калюжный А.С. Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера Военно-морского флота: Учеб. пос. -Н.Новгород: НГТУ, 2004. –39 с.
  11. Караяни. А.Г., В.И. Марченков, И.В. Сыромятников. Психологическая работа в ВС РФ: теория и технология организации и проведения. М.:. – 2004.
  12. Курс военной психологии (под ред. Железняка, Съедина, Феденко) ч.1. М: ГА ВС, 1993
  13. Курс практической психологии, или как научиться и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала/ Автор-сост. Р.Р. Кашапов. - Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 1996. - 448 с.: ил
  14. Лопань А.В.Психологические аспекты военной службы. Учебное пособие - Москва: МАИ, 2004.- 120 с.
  15. Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.
  16. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996. - 352 с.
  17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000. - 448 с.
  18. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуминит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Ч.2. Психология общения: 11 кл. - 192 с. - (Б-ка школьного психолога).
  19. Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1.
  20. Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с. - (Воспитание и доп. образование детей).
  21. Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. М.К.Тутушкиной. - СПб.: Издательство “Дидактика Плюс”, 2000. - 350 с.
  22. Рейнуотер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: Прогресс, 1993.
  23. Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология 8-11 класс. Учебник. - СПб.: Издательство “Питер”, 2000. - 224 с.: ил.
  24. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа ”Прогресс”, “Универс”, 1994.
  25. Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11-х специализированных классов (гуманитарных и психологических). -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000. - 384 с. (Серия “Библиотека психолога”).