При моделировании учебно-воспитательной системы важно предусмотреть в ней такие компоненты, которые будут способствовать формированию у обучающихся ценностных ориентаций, присущих гражданину-патриоту.
Существовавшая в России система обучения в кадетских корпусах готовила патриотов своего Отечества, наиболее образованных и активных его членов в областях военной, науки, искусства. Об этом говорят имена кадетов, оставивших заметный след в истории Отечества: писатели Карамзин Н.М., Лесков Н.С., главнокомандующий Кутузов М.И., композитор Римский-Корсаков Н.А. Кадетский корпус имел двойное назначение: готовить как будущих офицеров, так и гражданских специалистов-чиновников, дипломатов, судей.
За 200-летний период военная педагогика России сложилась в законченную и стройную систему взглядов и методов воспитания. В основу обучения и воспитания легли идеи и опыт И.Г. Песталоцци, Дж. Ланкастера, П.Ф. Лесгафта, К.Д. Ушинского, Ф.Ф. Эрисмана и других.
В настоящее время одной из главных задач государства является социальное обеспечение подрастающего поколения, снижение роста детской преступности и воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.
Пройдя обучение в кадетском корпусе, многие юноши уже четко могут решить для себя, посвятить ли свою профессиональную жизнь армии или нет.
Учитывая специфику обучения и воспитания в кадетском корпусе, мы пришли к выводу, что необходимо создать обучающий курс, дающий возможность всем кадетам познакомиться со своей индивидуальностью, возрастными особенностями, с познанием своего характера, способностями. Работа психолога оказывается эффективной и плодотворной тогда, когда каждому ребенку будет предоставлена возможность изучить себя как личность, определиться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни и мире.
Двадцатый век актуализировал проблему изучения закономерностей внутреннего мира человека, его психики. Как в зарубежной, так и в отечественной психологии давно существует такая отрасль как военная психология.
Интенсивное развитие военной психологии напрямую связано с военной активностью различных государств в двадцатом веке, обернувшейся двумя мировыми войнами, множеством локальных войн и конфликтов. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время — вот лишь небольшая часть тех вопросов, которые решает военная психология.
В отечественной психологии военное направление было сильно развито как до революции 1917 года, так и в советское время. Многие представители военно-психологической школы составляли в свое время гордость советской психологии. Среди них можно назвать Б.Ц. Бадмаева, А.В. Барабанщикова, М.И. Дьяченко, А.Д. Глоточкина, Л.А. Кандыбовича, К.К. Платонова, Н.Ф. Феденко и многих других.
В условиях кадетского корпуса возможно введение курса “Военная психология” в 10-11 классах для тех юношей, которые решили посвятить себя военному делу.
Курс “Военная психология” позволит:
- пополнить и расширить знания в области военной психологии.
- изучить дисциплины психолого-педагогического цикла.
- познакомить со спецификой работы военного психолога.
Курс “Военная психология” охватывает следующие пять групп военно-психологических проблем:
Цели и задачи.
Для курса “Военная психология” были выработаны следующие цели и задачи:- Познакомить кадет с психологией воинской деятельности.
- Создать условия для познания себя как личности и своего характера. Помочь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей и профессиональной направленности.
- Обеспечить психологическую готовность к служению в профессиональной армии на благо своей Родины и защите Отечества.
- Формирование чувства гордости, уважения к прошлому и настоящему нашей Родины, интереса к истории и роли гражданина-патриота в этой истории.
- Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток смог познать себя, окончательно определиться с выбором профессии военного и быть психологически готов к трудностям в работе военного в мирных или военных условиях.
Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (личность, характер, стресс, психопрофилактика и т.д.), семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа личности человека и ситуации, диагностики личностных свойств и качеств, а также тренинговых занятий.
Курс “Военная психология” насчитан на 34 (35) академических часа.
Требования к уровню усвоения содержанию курса
При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ из художественной литературы и фильмов, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях.
По окончании курса учащимся предлагается провести исследование своей личности,обосновать свой профессиональный выбор.
Также предлагается написать сочинение на тему: “Я выбираю профессию военного”, “Мой долг - служение Отечеству”.
Знания, умения и навыки
По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, умение владеть собой в стрессовых и кризисных ситуациях, умение сознательно делать выбор в пользу своей Родины России.
Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с методами психической саморегуляции, психологической профилактики и реабилитации.
Базовые категории курса
В процессе обучения по программе курса “Военная психология”, кадеты усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, характер, характерологический тип, направленность личности, эмоции, чувства, стресс, адаптация, конфликт, коллектив, социально-психологическая профилактика, , психогигиена, стрессовые и кризисные состояния, психологические последствия, реабилитация.
Учащиеся должны овладеть:
- способами сбора информации,
- методами экспертных оценок и изучения деятельности,
- умение создать психологический портрет личности,
- раскрыть его внутренний мир,
- способами психической саморегуляции,
- умение дать психологическую характеристику взаимоотношений в коллективе,
- умение разрешать конфликты,
- быть морально-психологически стойким в любых ситуациях.
Содержание курса
Курс состоит из следующих разделов:
- Психология воинской деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
- Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
- Психологическая профилактика и реабилитация в военной среде.
- Психология современного боя. Боевые психотравмы.
Программа курса “Военная психология”
Введение (1 час). Предмет изучения военной психологии.Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время.
Тема 1 (5час) Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение.
Психологические особенности военной деятельности. Адаптация к условиям военной деятельности. Психологическое обеспечение боевой подготовки. Пути повышения эффективности морально-психологическое в войсках. Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы.
Тема 2 (8час). Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты.
Психология военного коллектива. Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. Психологические особенности профессиональной деятельности военнослужащих женщин. Психология воинской дисциплины. Деятельность органов военного управления по поддержанию и укреплению воинской дисциплины. Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений.
Тема 3 (5час). Психологическая профилактика и реабилитация в войсках.
Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России. Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика. Рекомендации по работе с военнослужащими, переживающими стрессовые и кризисные ситуации. Групповая психотерапия военнослужащих. Методы психической саморегуляции военнослужащих.
Тема 4 (4 часа). Психология современного боя. Боевые психотравмы.
Современный бой и его влияние на психику воинов. Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя. Боевой стресс и его психологические последствия. Психологическая реабилитация военнослужащих в боевой обстановке.
Учебно-тематический план
№ урока |
№ раздела |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
первый |
Предмет изучения военной психологии. Индивидуальность, личность, деятельность. Военная деятельность. Что происходит с человеком в условиях угрозы для его жизни, какие стратегии поведения он выбирает в бою, как сохранить психическое здоровье военнослужащих в условиях воздействия боевого стресса, как повысить эффективность боевой подготовки войск в мирное время. |
1 |
2 |
|
Диагностика личностных качеств. |
1 |
3 |
|
Психология военной деятельности и ее морально-психологическое обеспечение. Психологические особенности военной деятельности. |
1 |
4 |
|
Адаптация к условиям военной деятельности. |
1 |
5 |
|
Психологическое обеспечение боевой подготовки. |
1 |
6 |
|
Пути повышения эффективности морально-психологического климата в войсках. |
1 |
7 |
|
Престиж армии: практические основы организации рекламы воинской службы. |
1 |
8 |
|
Тренинг морально-психологической готовности к воинской деятельности. |
1 |
9 |
второй |
Воинский коллектив: дисциплина, межличностные отношения, конфликты. Психология военного коллектива. |
1 |
10 |
|
Диагностика межличностных отношений. |
1 |
11 |
|
Психологическая характеристика взаимоотношений в воинском коллективе. |
1 |
12 |
|
Конфликты в воинских коллективах и пути их разрешения. |
1 |
13 |
|
Изучение и формирование сплоченности в малых военных коллективах. |
1 |
14 |
|
Характерно-личностные особенности человека. Классификация характеров М.Е. Бурно. |
1 |
15 |
|
Диагностика характеров по методике М.Е. Бурно. |
1 |
16 |
|
Тренинг “Познай себя и других” |
1 |
17 |
|
Социально-психологическая профилактика неуставных взаимоотношений. |
1 |
18 |
|
Тренинг взаимодействия в стрессовых ситуациях |
1 |
19 |
третий |
Психологическая профилактика и реабилитация в войсках. Организация психогигиены и психопрофилактики в Вооруженных Силах России. |
1 |
20 |
|
Диагностика профессиональной направленности |
1 |
21 |
|
Психологические особенности суицидального поведения военнослужащих и его профилактика. |
1 |
22 |
|
Рекомендации по работе с военнослужащими, переживающими стрессовые и кризисные ситуации. |
1 |
23 |
|
Групповая психотерапия военнослужащих. |
1 |
24 |
|
Методы психической саморегуляции военнослужащих. |
1 |
25 |
|
Тренинг управления. |
1 |
26 |
Четвертый |
Психология современного боя. Боевые психотравмы. Современный бой и его влияние на психику воинов. |
1 |
27 |
|
Диагностика личностных качеств |
1 |
28 |
|
Психологические особенности боевых действий воинов в различных видах и условиях боя. |
1 |
29 |
|
Боевой стресс и его психологические последствия. |
1 |
30 |
|
Психологическая реабилитация военнослужащих в боевой обстановке. |
1 |
31 |
|
Диагностика личностной готовности к служению на военном поприще и готовности к деятельности в напряженных ситуациях. |
1 |
32 |
|
Тренинг профилактики неуставных взаимоотношений |
1 |
33 |
|
Тренинг по повышению эффективности боевого дежурства |
1 |
34 |
|
Тренинг психической саморугуляции |
1 |
35 |
|
Тренинг информационно-психологического противоборства в современных условиях. |
1 |
|
|
|
Итого 35 час |
Литература
- Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. Пособие для преподават. И аспирантов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 304 с.
- Бурно М. Е. О характерах людей (психотерапевтическая книга). М.: Академический Проект, 2005. 608 с. (Психологические технологии).
- Военная профессиология . /Под ред. Караяни А.Г., Сулимова Ю.Г. М.: ВУ. – 2004.
- Военная психология . Учебник в 3-х ч./ Под ред. А.Г. Караяни. М.: ВУ.-2004.
- Военная психология : методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. В 2-х ч. М.: ВУ,1998
- Военная психология и педагогика : Учебное пособие/ под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского/ М.: Изд-во "Совершенство", 1998.
- Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ “Перспектива”. Вып. 2 /Под ред. Пилипко Н.В. - М.: УЦ “Перспектива”, 2000. - 112 с.
- Галеева Н. И. Модифицированный вариант Терапии творческим самовыражением М. Е. Бурно на интегрированных уроках “Психология в музыке” // Психотерапия, 2006. - № 12
- Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов-на-Дону, Издательство “Феникс”, 1996. - 448 с.
- Калюжный А.С . Военная психология и педагогика в профессиональной деятельности офицера Военно-морского флота: Учеб. пос. -Н.Новгород: НГТУ, 2004. –39 с.
- Караяни . А.Г., В.И. Марченков, И.В. Сыромятников. Психологическая работа в ВС РФ: теория и технология организации и проведения. М.:. – 2004.
- Курс военной психологии ( под ред. Железняка, Съедина, Феденко) ч.1. М: ГА ВС, 1993
- Курс практической психологии, или как научиться и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленческого персонала/ Автор-сост. Р.Р. Кашапов. - Ижевск.: Изд-во Удм. Ун-та, 1996. - 448 с.: ил
- Лопань А.В.Психологические аспекты военной службы. Учебное пособие - Москва: МАИ, 2004.- 120 с.
- Образцов П. И., Косухин В. М. Дидактика высшей военной школы: Учебное пособие. – Орел: Академия Спецсвязи России, 2004 . – 317 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. - 2-е изд., дораб. - М.: “Просвещение”, “Учебная литература”, 1996. - 352 с.
- Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ “Сфера”, 2000. - 448 с.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: В 2 ч. - М.: Гуминит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. - Ч.2. Психология общения: 11 кл. - 192 с. - (Б-ка школьного психолога).
- Пономаренко Л.П ., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1.
- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учеб.-метод. Пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 288 с. - (Воспитание и доп. образование детей).
- Практическая психология для педагогов и родителей / Под ред. М.К.Тутушкиной. - СПб.: Издательство “Дидактика Плюс”, 2000. - 350 с.
- Рейнуотер Дж . Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: Прогресс, 1993.
- Реан А.А., Гатанов Ю.Б., Баранов А.А. Психология 8-11 класс. Учебник. - СПб.: Издательство “Питер”, 2000. - 224 с.: ил.
- Роджерс К . Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа ”Прогресс”, “Универс”, 1994.
- Хозиев В.Б. Психология. Учебное пособие для 10-11-х специализированных классов (гуманитарных и психологических). -М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2000. - 384 с. (Серия “Библиотека психолога”).