Цель: систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека.
Оборудование:
- таблица “Органы пищеварения”,
- предметные картинки.
Ход урока
I. Проверка усвоения предыдущей темы.( На доске картинки с изображением различных продуктов питания.)
- Как можно разделить эти продукты питания на группы?
Дети могут предложить несколько вариантов.(растительного и животного происхождения; по содержанию белков, жиров и углеводов; по содержанию витаминов А, В, С.)
- Для чего мы едим?
II. Изучение нового материала.1. Сообщение темы и задач урока.
- Как же все эти полезные вещества, содержащиеся в продуктах питания, попадут в мозг, мышцы и другие органы? (ответы детей)
- Давайте совершим “путешествие” по нашему организму и узнаем, какой путь проходит в нем пища, как питательные вещества попадают во все органы нашего тела.
2. Практика под руководством учителя.- На каком транспорте лучше всего совершить путешествие, чтобы внимательно все рассмотреть? (ответы детей)
- Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем будем путешествовать мы:
Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все,
По проспектам и шоссе. (Автобус)
- Прежде чем отправляться в путешествие, надо оформить документы. Откройте тетради и запишите название маршрута - “Органы пищеварения”. (Дети записывают тему урока)
- Выберем кондуктора, который будет объявлять остановки.
- Как вы думаете, с какой остановки отправимся в путь? Куда пища попадает в самом начале?
остановка “Ротовая полость”
Опыт.
- Перед путешествием желательно подкрепиться. (Детям предлагается взять в рот кусочек ржаного хлеба и тщательно его пожевать, не проглатывая.)
- Что вы заметили?
- Уже в ротовой полости пища начинает не только измельчаться, но и смачивается слюной, а слюна начинает подготавливать пищу к переработке.
- Наш автобус набирает скорость и мы “оказываемся” в пищеводе.
остановка “Пищевод”
- Посмотрите на название остановки. (Обращается внимание детей на состав слова) Как вы думаете, какую работу выполняет этот орган?(ответы детей)
- При поступлении пищевого комка в пищевод, происходит сокращение его мышц, и пища проталкивается дальше.
- Едем дальше. Посмотрите вокруг. Мы с вами оказались в каком-то мешке.
- Как вы думаете где?
остановка “Желудок”
- Что происходит с пищей в желудке? (ответы детей)
- Откройте наш “путеводитель” (учебник Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир”) на странице 82 и прочитайте в нем об этой достопримечательности нашего организма.
- Что узнали?
- В путь! Мы оказались на самой длинной дороге, сделаем на ней остановку.
остановка “Кишечник”
- Попросим нашего экскурсовода рассказать о нем. (выступление ребенка с индивидуальным сообщением)
- Весь путь пищевые массы совершают у здорового человека за 1-2 суток, а мы за один урок. Пора возвращаться назад.
- Стоп. Контрольный пункт.
остановка “Печень”
- Печень является очень строгим контролером. Здесь идет разделение питательных веществ, которые всосались через кишки, разложение жиров. В ней уничтожаются вредные вещества, попавшие в кровь, обезвреживаются вредные отходы. В печени самый большой склад углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со склада.
остановка “Конечная”
- Кондуктор выдаст вам “контрольные листы путешественника”. ( выполняют задания в тетрадях, с.31 №66, работают в парах)
-Какие системы органов обеспечивают необходимыми веществами все клетки организма?
III. Итог урока.-Что вы узнали на уроке?
- Для чего мы изучаем свой организм?