Урок-путешествие по окружающему миру в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цель: систематизировать знания детей о пищеварительной системе и значении питания в жизни человека.

Оборудование:

  • таблица “Органы пищеварения”,
  • предметные картинки.

Ход урока

I. Проверка усвоения предыдущей темы.

( На доске картинки с изображением различных продуктов питания.)

- Как можно разделить эти продукты питания на группы?

Дети могут предложить несколько вариантов.(растительного и животного происхождения; по содержанию белков, жиров и углеводов; по содержанию витаминов А, В, С.)

- Для чего мы едим?

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и задач урока.

- Как же все эти полезные вещества, содержащиеся в продуктах питания, попадут в мозг, мышцы и другие органы? (ответы детей)

- Давайте совершим “путешествие” по нашему организму и узнаем, какой путь проходит в нем пища, как питательные вещества попадают во все органы нашего тела.

2. Практика под руководством учителя.

- На каком транспорте лучше всего совершить путешествие, чтобы внимательно все рассмотреть? (ответы детей)

- Отгадайте загадку и вы узнаете, на чем будем путешествовать мы:

Пассажиров мы катаем
По маршрутам тут и там,
А туристов доставляем
К историческим местам.
Едем к цели дружно все,
По проспектам и шоссе. (Автобус)

- Прежде чем отправляться в путешествие, надо оформить документы. Откройте тетради и запишите название маршрута - “Органы пищеварения”. (Дети записывают тему урока)

- Выберем кондуктора, который будет объявлять остановки.

- Как вы думаете, с какой остановки отправимся в путь? Куда пища попадает в самом начале?

остановка “Ротовая полость”

Опыт.

- Перед путешествием желательно подкрепиться. (Детям предлагается взять в рот кусочек ржаного хлеба и тщательно его пожевать, не проглатывая.)

- Что вы заметили?

- Уже в ротовой полости пища начинает не только измельчаться, но и смачивается слюной, а слюна начинает подготавливать пищу к переработке.

- Наш автобус набирает скорость и мы “оказываемся” в пищеводе.

остановка “Пищевод”

- Посмотрите на название остановки. (Обращается внимание детей на состав слова) Как вы думаете, какую работу выполняет этот орган?(ответы детей)

- При поступлении пищевого комка в пищевод, происходит сокращение его мышц, и пища проталкивается дальше.

- Едем дальше. Посмотрите вокруг. Мы с вами оказались в каком-то мешке.

- Как вы думаете где?

остановка “Желудок”

- Что происходит с пищей в желудке? (ответы детей)

- Откройте наш “путеводитель” (учебник Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков “Мы и окружающий мир”) на странице 82 и прочитайте в нем об этой достопримечательности нашего организма.

- Что узнали?

- В путь! Мы оказались на самой длинной дороге, сделаем на ней остановку.

остановка “Кишечник”

- Попросим нашего экскурсовода рассказать о нем. (выступление ребенка с индивидуальным сообщением)

- Весь путь пищевые массы совершают у здорового человека за 1-2 суток, а мы за один урок. Пора возвращаться назад.

- Стоп. Контрольный пункт.

остановка “Печень”

- Печень является очень строгим контролером. Здесь идет разделение питательных веществ, которые всосались через кишки, разложение жиров. В ней уничтожаются вредные вещества, попавшие в кровь, обезвреживаются вредные отходы. В печени самый большой склад углеводов. И если человек голодает, организм забирает их со склада.

остановка “Конечная”

- Кондуктор выдаст вам “контрольные листы путешественника”. ( выполняют задания в тетрадях, с.31 №66, работают в парах)

-Какие системы органов обеспечивают необходимыми веществами все клетки организма?

III. Итог урока.

-Что вы узнали на уроке?

- Для чего мы изучаем свой организм?