Работу над творческими проектами можно охарактеризовать следующим образом:
- Этап 5 – 7 класс. Подготовительный этап. Ученики работают непосредственно под руководством учителя;
- Этап 8 - 9 класс. Индивидуальная работа учеников над проектами. Подготовка к итоговой аттестации;
- Этап 10 -11 класс. Профильный этап. Ученики используют проектный метод в профессиональном обучении
Содержание
- Введение
- Условия возникновения и становления опыта
- Противоречия и затруднения решаемые проектной деятельностью учащихся
- Проекты по техническому труду в 5-9 классах
- Этапы проектной деятельности
- Ведущая педагогическая идея
- Проектные работы на уроках технологии в 5 – 9 классах:
Введение
Построение рыночной экономики в нашей стране дает возможность для проявления инициативы, предприимчивости, творчества, добросовестного отношения к труду. Но одновременно возникают значительные сложности в трудоустройстве, необходимость смены не только места работы, но и профессии.
Основной целью трудового обучения в этих условиях является: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.
Задачи трудового обучения
- воспитание чувства ответственности за качественное выполнение технологических процессов изготовления изделия;
- формирование умений решать технические, технологические, экономические и другие задачи, способствующие развитию технико-технологического и экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессии;
- формирование базовых знаний и умений по обработке материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, технологических машин.
Условия возникновения и становления опыта
Решение задач, стоящих перед предметом “Технология” в рамках традиционного выполнения базовой программы по трудовому обучению, не способствует проявлению инициативы и самостоятельности в работе, не дает возможности ученику оценить полезность, необходимость и себестоимость изготовляемых изделий.
Перейдя на преподавание предмета “Технология”, я обнаружил оторванность данного предмета от остальных предметов. Учебная деятельность сводится только к приобретению трудовых навыков, знакомству с технологическими особенностям различных материалов.
Впервые столкнувшись с понятием “Проект”, я был заинтересован новой, необычной, творчески интересной формой работы с ребятами. Где со стороны ученика так же необходим творческий подход. Данная методика работы более сложная, чем базовая, стандартная методика работы с учениками на уроках технологии.
Вместе с тем открывается перспектива решения целого ряда разнообразных задач: укрепления межпредметных связей, дифференцировать деятельность учащихся, повысить интерес к предмету, прейти от репродуктивной к преобразующей деятельности во время выполнения различных технологических операций, полнее обеспечить выполнение современных требований к развитию учащихся.
Противоречия и затруднения решаемые проектной деятельностью учащихся:
- Стимулирует познавательную активность учащихся и способствует более полному и прочному усвоению ими жизненно необходимых общетрудовых знаний и умений.
- Способствует воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности.
- Формирует навыки бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.
- Разноуровневая вариативная подготовка направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности.
- Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются различные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проекта.
- Анализ факторов, влияющих на конструкцию, форму, дизайн и экономические параметры объектов труда стимулирует обращения внимания учащихся на связь с другими предметами.
- Предоставляется возможность в профессиональной пробе сил для принятия ими осознанного решения в выборе профессии.
Проекты по техническому труду в 5-9 классах
Выполнение творческих проектов занимает особое место в самостоятельной работе учащихся по труду. Проекты – это итоговые занятия, которые они выполняют при минимальном участии учителя индивидуально, попарно или бригадой (группой).
Логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования, включающего организационно-подготовительный, технологический и заключительный этапы. Для каждого из них характерно определенное содержание познавательно-трудовой деятельности учащихся и действий учителя.
Этапы проектной деятельности
Поисково-конструкторский
- Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта.
- Сбор, изучение и обработка необходимой информации.
- Планирование основных этапов проектной деятельности:
а) исследование вариантов конструкции объекта труда на основе требований дизайна, экономической оценки;
б) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления;
в) Экологическая экспертиза, проблема утилизации.
- Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический
- Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструмента, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
- Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций.
- Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
- Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
- Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный
- Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда).
- Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта труда), его защита.
- Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Для создания проекта со стороны ученика необходимы следующие умения:
- нахождение источников информации;
- их обработка;
- постановка целей и задач;
- разработка методов решения задачи;
- оценка качества выполненной работы.
Выработать эти умения в процессе работы и есть главная цель создания проекта.
Процесс работы над проектом является очень увлекательным и интересным как для учителя, так и для учеников.
Ведущая педагогическая идея
- Создание комфортных условий для всех учащихся на уроках “Технология”.
- Развитие творческих способностей.
- Обеспечить формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики и экологии современного производства.
- Воспитывать общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.
- Приобретение учениками опыта самостоятельной практической деятельности.
Возникает вопрос: почему учителя технологии не так охотно работают с проектом? Ответ на этот вопрос я много раз слышал от своих коллег:
- “Нет материальной базы по предмету, а тут еще какой-то проект”;
- “Несерьезно это: бумажки, расчеты”;
- “Нет времени на это в программе”, и так далее.
Основными причинами, я думаю, является следующее:
- Отсутствие четкой методической программы по проекту;
- Стереотипность мышления в методическом плане (легче работать по базовой программе по трудовому обучению);
- Нет опыта работы с источниками информации, в частности нежелание учителей различных предметов работать с вычислительной техникой.
Выступая на методических совещаниях учителей технологии Зонального района, я неоднократно призывал коллег перейти в своей деятельности к работе над проектами, делился опытом и информацией по работе над проектами.
Предлагаю свои методические разработки и предложения на введение проектных работ в предмет “Технология” в условиях сельской школы.
С 5 класса ученики начинают изучать курс “Технологии”, в который входят стандартные базовые знания и умения, кроме того необходимо познакомить их с основными этапами работы над проектом.
Из 68 часов учебного времени в 5 классе: 18 часов на сельхоз труд; 50 часов на технический труд по базовой программе.
Время на технический труд распределяю следующим образом:
6 часов - работа с конструктором
В этом разделе ученики знакомятся с основными элементами конструкций деталей, вырабатывают навыки работы с отверткой, ключами, а так же производят сборку простейших узлов различных конструкций.
2 часа – элементы машиноведения
Сведения об истории развития техники, знакомство с настольным сверлильным станком – устройство и управление.
18 часов – технология обработки древесины
Совместно с изучением основных понятий и выработки навыков работы с древесиной, знакомить учеников с основными этапами создания проекта.
18 часов – технология обработки металла
В данной теме выделить 4 часа на выполнение проекта под руководством учителя. Обратить внимание на формирование умения построения чертежей, постановку задачи, формулировку целей. Совместно с учениками провести анализ выполнения работы.
6 часов – электротехнические работы
Знакомство с основными понятиями электротехники, составление простых электрических цепей, вычерчивание схем. Самостоятельная сборка электрической цепи светофора.
Таким образом в 5 классе проект, как таковой, не выполняется. Ученики знакомятся с его основными этапами. Ребята готовятся к выполнению проектных работ в 6 классе.
Из 68 часов учебного времени в 6 классе: 18 часов на сельхоз труд; 50 часов на технический труд по базовой программе.
Время на технический труд распределяю следующим образом:
6 часов – устройство сельхозмашин
Знакомство с основными сельхозмашинами и орудиями.
Устройство и принцип действия сельхозмашин.
4 часа – элементы машиноведения
Устройство и принцип действия токарного станка по дереву.
16 часов – технология обработки древесины с выполнением проектной работы
По мере изучения технологии обработки древесины, ученики под руководством учителя выполняют первый проект, с тщательной проработкой каждого его этапа.
18 часов – технология обработки металла с выполнением проекта
Предоставляется ученикам больше самостоятельности при выполнении проекта, с обязательным контролем со стороны учителя этапов выполнения проекта и обсуждение результатов работы
6 часов – элементы электротехники
Знакомство с электромагнитами и электродвигателем
Итогом работы за 6 класс является защита проекта.
Из 68 часов учебного времени в 7 классе: 18 часов на сельхоз труд; 50 часов на технический труд по базовой программе.
Время на технический труд распределяю следующим образом:
6 часов - изучение сельхозмашин.
16 часов – технология обработки древесины с выполнением проектной работы
В данном разделе ученики под руководством учителя выбирают индивидуальные темы проектов.
Дети самостоятельно выполняют основные этапы проекта, учитель контролирует ход работы.
В конце темы защита проекта перед своими товарищами.
6 часов – элементы машиноведения
Устройство и работа токарно-винторезного станка, настольно-горизонтального фрезерного станка по обработке металлов.
16 часов – технология обработки металла с выполнением проектной работы
6 часов – электротехнические работы, элементы автоматики.
Таким образом в конце 7 класса ученики выполняют индивидуальные проектные работы самостоятельно.
Завершен 1 этап работы над проектами (5 -7 классы), на котором ученики знакомятся с проектом, учатся формулировать цели и задачи, прорабатывают все основные этапы его выполнения, пробуют защищать проект
Из 68 часов учебного времени в 8 классе: 12 часов предпрофильный курс на изучение сельскохозяйственных машин; 68 часов на технический труд по базовой программе.
В 8 классе начинается второй этап работы над проектом – самостоятельная работа по индивидуальным творческим проектам. В начале учебного года ученики выбирают, по согласованию с учителем, тему работы (однодетальные или простые многодетальные изделия), подбирают по ней информацию и работают над проектом в течении года. Для оформления проектов используется компьютер. В конце учебного года дети сдают свои работы с защитой на итоговой аттестации. В 2003/2004 учебном году 8 учеников выбрали “Технологию” в качестве пробного экзамена за 8 класс.
Из 68 часов учебного времени в 9 классе: 32 часа на изучение сельхоз машин; 36 часов на технический труд по базовой программе.
В 9 классе выбирается уже комплексный проект. Ученики могут выбирать защиту проекта в качестве экзамена по выбору, то есть предмет “Технологию” в качестве экзамена.
Такой подход к изучению “Технологии” в 8 -9 классах (второй этап) позволяет выполнить учебную программу, дать ученикам прочные умения и навыки, а самое главное они не только строгают, пилят, что-то точат или мастерят, а выполняют полный цикл создания конкретного изделия. При этом значительно повышается интерес мальчишек к предмету, они видят конечный продукт своего труда.
За последние три года по предмету технология не неуспевающих
|
Количество учащихся |
Учатся на “5” |
Учатся на “4” |
Учатся на “3” |
% успевающих на “4” и “5” |
2004/2005 |
51 |
21 |
25 |
5 |
90,2 |
2005/2006 |
63 |
27 |
33 |
3 |
95,2 |
2006/2007 |
50 |
24 |
23 |
3 |
94 |
ЛИТЕРАТУРА
- Андриянов П.Н. техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М,: Просвещение, 1987.
- Коваленко В.И. Дидактический материал по трудовому обучению: 5 -7 кл.: Технология обработки металлов: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2001, - 143 с.
- Мартенсон А. Научись мастерить из древесины. Книга для учащихся. – М,: Просвещение, 1975.
- Мигур П.Х., Рихвк Э.В. Обработка металла в школьных мастерских. – М,: Просвещение, 1991.
- Муравьев Е.М. Технология обработки металлов. 5 -9 классы – М,: Просвещение, 2001.
- Программно-методические материалы: Технология. 5-11 кл. Сост. А.В.Марченко.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.
- Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (Вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Графф”,2000. - 192 с.
- Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 6 класса (Вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Граф”,1998. - 168 с.
- Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса (Вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Граф”,2000. - 240 с.
- Симоненко В.Д. и др. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Графф, 2000. – 288 с.
- Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вента-Графф, 2001. – 192 с.: ил.
- Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Издательский центр “Вента-Графф”, 2000. – 176 с.
- Справочник по трудовому обучению: обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5 -7 классов/ И.А. Карабанов и др. – М,: Просвещение, 1991.
- Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипцин Н.П. Под ред. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений (Вариант для мальчиков) – 4-е изд. – М,: Просвещение, 2000. 174 с.
- Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Граф”,2000. - 288 с.
- Федотов Г.Я. Звонкая песня металла. – М,: Просвещение, 1990.