Творческие проекты в условиях сельской школы

Разделы: Технология


Работу над творческими проектами можно охарактеризовать следующим образом:

  1.  Этап 5 – 7 класс. Подготовительный этап. Ученики работают непосредственно под руководством учителя;
  2.  Этап 8 - 9 класс. Индивидуальная работа учеников над проектами. Подготовка к итоговой аттестации;
  3.  Этап 10 -11 класс. Профильный этап. Ученики используют проектный метод в профессиональном обучении

Содержание

  • Введение
  • Условия возникновения и становления опыта
  • Противоречия и затруднения решаемые проектной деятельностью учащихся
  • Проекты по техническому труду в 5-9 классах
  • Этапы проектной деятельности
  • Ведущая педагогическая идея
  • Проектные работы на уроках технологии в 5 – 9 классах:

Введение

Построение рыночной экономики в нашей стране дает возможность для проявления инициативы, предприимчивости, творчества, добросовестного отношения к труду. Но одновременно возникают значительные сложности в трудоустройстве, необходимость смены не только места работы, но и профессии.

Основной целью трудового обучения в этих условиях является: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, технологической культуры, культуры труда и деловых межличностных отношений, приобретение умений в прикладной творческой деятельности, их социально-трудовая адаптация на основе профессионального самоопределения.

Задачи трудового обучения

  • воспитание чувства ответственности за качественное выполнение технологических процессов изготовления изделия;
  • формирование умений решать технические, технологические, экономические и другие задачи, способствующие развитию технико-технологического и экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессии;
  • формирование базовых знаний и умений по обработке материалов с помощью ручных инструментов, приспособлений, технологических машин.

Условия возникновения и становления опыта

Решение задач, стоящих перед предметом “Технология” в рамках традиционного выполнения базовой программы по трудовому обучению, не способствует проявлению инициативы и самостоятельности в работе, не дает возможности ученику оценить полезность, необходимость и себестоимость изготовляемых изделий.

Перейдя на преподавание предмета “Технология”, я обнаружил оторванность данного предмета от остальных предметов. Учебная деятельность сводится только к приобретению трудовых навыков, знакомству с технологическими особенностям различных материалов.

Впервые столкнувшись с понятием “Проект”, я был заинтересован новой, необычной, творчески интересной формой работы с ребятами. Где со стороны ученика так же необходим творческий подход. Данная методика работы более сложная, чем базовая, стандартная методика работы с учениками на уроках технологии.

Вместе с тем открывается перспектива решения целого ряда разнообразных задач: укрепления межпредметных связей, дифференцировать деятельность учащихся, повысить интерес к предмету, прейти от репродуктивной к преобразующей деятельности во время выполнения различных технологических операций, полнее обеспечить выполнение современных требований к развитию учащихся.

Противоречия и затруднения решаемые проектной деятельностью учащихся:

  1. Стимулирует познавательную активность учащихся и способствует более полному и прочному усвоению ими жизненно необходимых общетрудовых знаний и умений.
  2. Способствует воспитанию трудолюбия, обязательности, ответственности и порядочности.
  3. Формирует навыки бесконфликтного общения, культуры поведения и разумного обращения с природой.
  4. Разноуровневая вариативная подготовка направлена на удовлетворение образовательных потребностей личности.
  5. Выполняются и осваиваются не только конкретные трудовые действия, но и решаются различные конструкторско-технологические и технические задачи, возникающие в ходе выполнения проекта.
  6. Анализ факторов, влияющих на конструкцию, форму, дизайн и экономические параметры объектов труда стимулирует обращения внимания учащихся на связь с другими предметами.
  7. Предоставляется возможность в профессиональной пробе сил для принятия ими осознанного решения в выборе профессии.

Проекты по техническому труду в 5-9 классах

Выполнение творческих проектов занимает особое место в самостоятельной работе учащихся по труду. Проекты – это итоговые занятия, которые они выполняют при минимальном участии учителя индивидуально, попарно или бригадой (группой).

Логика построения деятельности школьников при выполнении проекта должна соответствовать общей структуре проектирования, включающего организационно-подготовительный, технологический и заключительный этапы. Для каждого из них характерно определенное содержание познавательно-трудовой деятельности учащихся и действий учителя.

Этапы проектной деятельности

Поисково-конструкторский

  1. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта.
  2. Сбор, изучение и обработка необходимой информации.
  3. Планирование основных этапов проектной деятельности:

а) исследование вариантов конструкции объекта труда на основе требований дизайна, экономической оценки;
б) выбор оптимального варианта конструкции и технологии изготовления;
в) Экологическая экспертиза, проблема утилизации.

  1. Составление конструкторской и технологической документации.

Технологический

  1. Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструмента, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
  2. Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций.
  3. Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
  4. Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
  5. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.

Заключительный

  1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда).
  2. Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта труда), его защита.
  3. Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.

Для создания проекта со стороны ученика необходимы следующие умения:

  1. нахождение источников информации;
  2. их обработка;
  3. постановка целей и задач;
  4. разработка методов решения задачи;
  5. оценка качества выполненной работы.

Выработать эти умения в процессе работы и есть главная цель создания проекта.

Процесс работы над проектом является очень увлекательным и интересным как для учителя, так и для учеников.

Ведущая педагогическая идея

  1. Создание комфортных условий для всех учащихся на уроках “Технология”.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Обеспечить формирование политехнических и общетрудовых знаний и умений в области технологии, экономики и экологии современного производства.
  4. Воспитывать общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбие.
  5. Приобретение учениками опыта самостоятельной практической деятельности.

Возникает вопрос: почему учителя технологии не так охотно работают с проектом? Ответ на этот вопрос я много раз слышал от своих коллег:

  • “Нет материальной базы по предмету, а тут еще какой-то проект”;
  • “Несерьезно это: бумажки, расчеты”;
  • “Нет времени на это в программе”, и так далее.

Основными причинами, я думаю, является следующее:

  1. Отсутствие четкой методической программы по проекту;
  2. Стереотипность мышления в методическом плане (легче работать по базовой программе по трудовому обучению);
  3. Нет опыта работы с источниками информации, в частности нежелание учителей различных предметов работать с вычислительной техникой.

Выступая на методических совещаниях учителей технологии Зонального района, я неоднократно призывал коллег перейти в своей деятельности к работе над проектами, делился опытом и информацией по работе над проектами.

Предлагаю свои методические разработки и предложения на введение проектных работ в предмет “Технология” в условиях сельской школы.

С 5 класса ученики начинают изучать курс “Технологии”, в который входят стандартные базовые знания и умения, кроме того необходимо познакомить их с основными этапами работы над проектом.

Из 68 часов учебного времени в 5 классе: 18 часов на сельхоз труд; 50 часов на технический труд по базовой программе.

Время на технический труд распределяю следующим образом:

6 часов - работа с конструктором

В этом разделе ученики знакомятся с основными элементами конструкций деталей, вырабатывают навыки работы с отверткой, ключами, а так же производят сборку простейших узлов различных конструкций.

2 часа – элементы машиноведения

Сведения об истории развития техники, знакомство с настольным сверлильным станком – устройство и управление.

18 часов – технология обработки древесины

Совместно с изучением основных понятий и выработки навыков работы с древесиной, знакомить учеников с основными этапами создания проекта.

18 часов – технология обработки металла

В данной теме выделить 4 часа на выполнение проекта под руководством учителя. Обратить внимание на формирование умения построения чертежей, постановку задачи, формулировку целей. Совместно с учениками провести анализ выполнения работы.

6 часов – электротехнические работы

Знакомство с основными понятиями электротехники, составление простых электрических цепей, вычерчивание схем. Самостоятельная сборка электрической цепи светофора.

Таким образом в 5 классе проект, как таковой, не выполняется. Ученики знакомятся с его основными этапами. Ребята готовятся к выполнению проектных работ в 6 классе.

Из 68 часов учебного времени в 6 классе: 18 часов на сельхоз труд; 50 часов на технический труд по базовой программе.

Время на технический труд распределяю следующим образом:

6 часов – устройство сельхозмашин

Знакомство с основными сельхозмашинами и орудиями.

Устройство и принцип действия сельхозмашин.

4 часа – элементы машиноведения

Устройство и принцип действия токарного станка по дереву.

16 часов – технология обработки древесины с выполнением проектной работы

По мере изучения технологии обработки древесины, ученики под руководством учителя выполняют первый проект, с тщательной проработкой каждого его этапа.

18 часов – технология обработки металла с выполнением проекта

Предоставляется ученикам больше самостоятельности при выполнении проекта, с обязательным контролем со стороны учителя этапов выполнения проекта и обсуждение результатов работы

6 часов – элементы электротехники

Знакомство с электромагнитами и электродвигателем

Итогом работы за 6 класс является защита проекта.

Из 68 часов учебного времени в 7 классе: 18 часов на сельхоз труд; 50 часов на технический труд по базовой программе.

Время на технический труд распределяю следующим образом:

6 часов - изучение сельхозмашин.

16 часов – технология обработки древесины с выполнением проектной работы

В данном разделе ученики под руководством учителя выбирают индивидуальные темы проектов.

Дети самостоятельно выполняют основные этапы проекта, учитель контролирует ход работы.

В конце темы защита проекта перед своими товарищами.

6 часов – элементы машиноведения

Устройство и работа токарно-винторезного станка, настольно-горизонтального фрезерного станка по обработке металлов.

16 часов – технология обработки металла с выполнением проектной работы

6 часов – электротехнические работы, элементы автоматики.

Таким образом в конце 7 класса ученики выполняют индивидуальные проектные работы самостоятельно.

Завершен 1 этап работы над проектами (5 -7 классы), на котором ученики знакомятся с проектом, учатся формулировать цели и задачи, прорабатывают все основные этапы его выполнения, пробуют защищать проект

Из 68 часов учебного времени в 8 классе: 12 часов предпрофильный курс на изучение сельскохозяйственных машин; 68 часов на технический труд по базовой программе.

В 8 классе начинается второй этап работы над проектом – самостоятельная работа по индивидуальным творческим проектам. В начале учебного года ученики выбирают, по согласованию с учителем, тему работы (однодетальные или простые многодетальные изделия), подбирают по ней информацию и работают над проектом в течении года. Для оформления проектов используется компьютер. В конце учебного года дети сдают свои работы с защитой на итоговой аттестации. В 2003/2004 учебном году 8 учеников выбрали “Технологию” в качестве пробного экзамена за 8 класс.

Из 68 часов учебного времени в 9 классе: 32 часа на изучение сельхоз машин; 36 часов на технический труд по базовой программе.

В 9 классе выбирается уже комплексный проект. Ученики могут выбирать защиту проекта в качестве экзамена по выбору, то есть предмет “Технологию” в качестве экзамена.

Такой подход к изучению “Технологии” в 8 -9 классах (второй этап) позволяет выполнить учебную программу, дать ученикам прочные умения и навыки, а самое главное они не только строгают, пилят, что-то точат или мастерят, а выполняют полный цикл создания конкретного изделия. При этом значительно повышается интерес мальчишек к предмету, они видят конечный продукт своего труда.

За последние три года по предмету технология не неуспевающих

 

Количество учащихся

Учатся на “5”

Учатся на “4”

Учатся на “3”

% успевающих на “4” и “5”

2004/2005

51

21

25

5

90,2

2005/2006

63

27

33

3

95,2

2006/2007

50

24

23

3

94

ЛИТЕРАТУРА

  1. Андриянов П.Н. техническое творчество учащихся. Пособие для учителей и руководителей кружков. – М,: Просвещение, 1987.
  2. Коваленко В.И. Дидактический материал по трудовому обучению: 5 -7 кл.: Технология обработки металлов: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2001, - 143 с.
  3. Мартенсон А. Научись мастерить из древесины. Книга для учащихся. – М,: Просвещение, 1975.
  4. Мигур П.Х., Рихвк Э.В. Обработка металла в школьных мастерских. – М,: Просвещение, 1991.
  5. Муравьев Е.М. Технология обработки металлов. 5 -9 классы – М,: Просвещение, 2001.
  6. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 кл. Сост. А.В.Марченко.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 1999. – 192 с.
  7. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 7 класса (Вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Графф”,2000. - 192 с.
  8. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 6 класса (Вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Граф”,1998. - 168 с.
  9. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Тищенко А.Т. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса (Вариант для мальчиков) общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Граф”,2000. - 240 с.
  10. Симоненко В.Д. и др. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы/Под редакцией В.Д. Симоненко. – М.: Вента-Графф, 2000. – 288 с.
  11. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений – М.: Вента-Графф, 2001. – 192 с.: ил.
  12. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. – М.: Издательский центр “Вента-Графф”, 2000. – 176 с.
  13. Справочник по трудовому обучению: обработка древесины и металла, электротехнические и ремонтные работы: Пособие для учащихся 5 -7 классов/ И.А. Карабанов и др. – М,: Просвещение, 1991.
  14. Тищенко А.Т., Самородский П.С., Симоненко В.Д., Шипцин Н.П. Под ред. В.Д.Симоненко. Технология. Учебник для 5 кл. общеобразоват. учреждений (Вариант для мальчиков) – 4-е изд. – М,: Просвещение, 2000. 174 с.
  15. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы./ Под ред. В.Д.Симоненко – М,: “Вентана-Граф”,2000. - 288 с.
  16. Федотов Г.Я. Звонкая песня металла. – М,: Просвещение, 1990.

Приложение 1

Приложение 2