В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Изобразительная деятельность доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представление о мире.
Именно поэтому психологи выступают против традиционных, дидактических - методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а наоборот подавляют развитие личности.
Изобразительная деятельность, пожалуй, единственная область творчества, где в процессе обучения полная свобода не только допустима, но и необходима. Взрослому важен результат деятельности, а для ребенка первостепенное значение имеет процесс. Если ребенок способен выражать свои эмоции через цвет и линию, он может рисовать: радость, любовь, страх ...
Выплескивая их на листе бумаги в виде клякс, пятен, ребенок как бы освобождается от них, и в этом состоит элемент, психотерапевтического эффекта рисования.
В поисках новых методов и технологий я остановила свой выбор на нетрадиционных способах рисования.
Я была готова к тому, что руки ребенка окажутся испачканными, а пол - грязным, что на месте бумаги появятся нелепые цветочные пятна и потеки. Но это того стоит. На таких занятиях ребенок чувствует себя раскрепощенным и не беспокоится о том, что перемешает краски и наставит пятен. На помощь нам приходят фартуки, влажные тряпочки, салфетки. Следует обращать внимание, что “кисточке нужно пить”, а воду в баночке время от времени надо менять; (а можно и использовать в рисовании в дальнейшем.)
Очень любят дети работать с бумагой большого формата, что позволяет им рисовать с размахом, чувствовать краски, их характер и настроение. А самое главное - дети учатся видеть красоту многоцветного мира, совершенство его форм и гармонии красок. У детей не бывает удач или неудач в работах. Они умеют рисовать всегда, сегодня - так, а завтра - не хуже или лучше, а просто иначе. Моя оценка детских работ всегда содержит элемент понимания и одобрения (положительное подкрепление), чтобы не разрушить уверенность в себе, в своих способностях и не убить интерес к рисованию.
Как весело детям малевать прекрасные каракули. Можно это делать лежа на полу, за столом или на школьной доске. Подойдут старые газеты, оставшиеся куски обоев или оберточная бумага.
С детьми мы пробовали рисовать кофейной гущей, выжимками из ягод, испитым чайным пакетом. Прекрасные работы получаются с использованием кусочка губки, тряпки, малярной кисти или зубочистки. Очень нравится детям способ печатания. Здесь мы использовали катушки от ниток, пуговицы, ключи, вырезанные из картофеля простые формы (круг, треугольник, овал). Обмакивай такие штампы в краску и штампуй разные узоры. Ну а свеклой можно “печатать” даже без краски, она и так оставляет яркие следы.
Для работы я предлагаю разного формата листы и разной формы (круглые, треугольные, квадратные) что побуждает их каждый раз по-другому обдумывать будущий рисунок. Все рисунки обязательно помещаются на выставке для всеобщего обозрения.
Подробно хочу остановиться на полюбившимся детям приеме рисования: монотипии (также он известен как “пятнография”): лист бумаги складывается пополам, затем на одну половину наносятся яркие пятна краски, и пока краска не высохла лист складывается ,проглаживается. На развороте получается симметричное изображение, остается только догадаться, на что оно похоже, и дорисовать недостающие детали. Подобные занятия развивают у детей фантазию и воображение, вызывают удивление и восторг.
Не менее интересна такая техника рисования как пуантилизм, когда изображение состоит из множества маленьких точек. При рисовании точками, а не линиями, рисунок приобретает мозаичный вид. Ребята хорошо справляются с таким заданием при помощи тычков. Сначала, на лист наносится светлой краской рисунок, а затем заполняется яркими красками.
Недавно я познакомила детей с таким способом рисования как “набрызг”. На зубную щетку набирается краска и жестким предметом (линейкой, картоном) проводим по верху щетки, наклоненной над бумагой. Брызги разлетаются по чистому листу. На лицах детей - улыбки. Так можно изобразить звездное небо, салют, все, что придет в голову непоседливым детям. Такую бумагу можно так же использовать и для аппликаций.
Очень заинтересовала ребят работа с пластилином, но не обычная, а как способ рисования. На плотный лист бумаги наносится карандашом контур. А затем по нему уже рисуется теплым пластилином. Получается очень даже выразительно. Ребятишки в полном восторге.
Все программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусматривают знакомство с художественными материалами, активное использование их на занятиях по изо деятельности, но зачастую педагоги не знают всех возможностей этих материалов, приемов работы с ними. Так и я, заинтересовавшись темой “Нетрадиционные способы рисования” хотела бы узнать разнообразные, порой необычные приемы рисования с гуашевыми и акварельными красками, углем, мелками, различными другими материалами и познакомить с ними детей. То, что мы уже использовали с детьми, им очень понравилось, дети были заинтересованы, активны на занятиях. Чувствовалось раскрепощение во время работы, радость.
В дальнейшем я планирую продолжать по данной теме, проводить с детьми увлекательные “эксперименты” с цветом и консистенцией красок. Ведь гуашевые краски можно использовать в смеси с разными добавками.
Если развести гуашь с мучным или крахмальным клейстером, рисунки будут казаться объемными. При использовании такой краски нужно пользоваться жесткими кисточками или палочками от мороженого, при этом краска наносится крупными мазками. Если добавить в гуашь соль, манную крупу или опилки, получится густая паста, которая после высыхания сделает рисунок зернистым. Также в работе с гуашью может быть применен прием процарапывания по сырой краске. На только что выполненное изображение при помощи стеки наносят штрихи или полосы. Еще может быть использован прием высветления цвета: влажной кистью или салфеткой снимают в нужных местах часть красочного слоя.
Все эти приемы дают детям возможность привнести в свой рисунок индивидуальность, сделать его более выразительным.
РАБОТА СО ШТАМПАМИ
(Средний возраст)
Штампы - надежные помощники при подготовке руки четырехлетнего ребенка к письму. Выполнение упражнений с использованием штампов способствует развитию кисти руки ребенка, ее мелкой моторики, быстрой смене тонуса мускулатуры руки (ребенок берет штамп за ручку - рука напряжена; обмакивает штамп в гуашь и слегка встряхивает - рука расслаблена; с силой прижимает штамп к бумаге - рука сильно напряжена; отрывает штамп от бумаги - рука расслаблена).
Детям предлагаются разные виды штампов:
- промышленные;
- изготовленные из подручных материалов;
- карандаши-штампы.
Штампы можно приобрести в магазине, а можно изготовить самим.
Штампы из подручного материала бывают разовые (их можно сделать из сырого картофеля) и длительного пользования (из ластика). На поверхность ластика с одной стороны тонкой иглой или шариковой ручкой наносится контур рисунка (грибы, цветы, овощи, фрукты, ягоды, животные и т.д.). Затем острым ножом или лезвием бритвы срезается па глубину 3-5 мм все, что находится за линией контура. Главное, чтобы изображение было понятно детям. На другой стороне ластика, по центру, делается углубление для ручки (карандаша или палочки).
Карандаш-штамп изготавливается из карандаша с ластиком на конце. Карандаш не затачиваете, конец ластика срезается под углом в 450. Такой штамп очень похож на ручку. Его использование поможет ребенку в дальнейшем без напряжения кисти держать настоящую ручку.
Методика работы со штампами
Работа со штампами проводится в несколько этапов:
- Ребенок использует один штамп.
- Когда ребенок овладеет техникой нанесения рисунка с помощью одного штампа, ему предлагается более сложный вариант использование двух-трех штампов разного вида попеременно.
- Ребенок пользуется двумя штампами одновременно: к одной руке держит штамп одного вида, в другой - штамп другого вида.
Для поддержания интереса детей к работе со штампами рекомендуется сопровождать упражнения несложным сюжетом создавать игровую мотивацию.
Упражнение “Снежный покров”
(используется один штамп).
Материал.
- лист белой бумаги с нарисованной травой и насекомыми,
- штамп с изображением снежинки (на каждого ребенка);
- гуашь голубого цвета.
Воспитатель. Поздняя осень. Становится все холоднее. Растения, звери, насекомые с нетерпением ждут прихода Зимы - полетят с неба красивые ажурные снежинки, укроют все вокруг пушистым одеялом.
Пришла Зима, посмотрела на землю и ахнула; сколько же ей предстоит сделать! Зима не ленивая, да времени не хватает. Давайте поможем Зимушке-Зиме снежинки разбросать!
Раздает листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски.
В процессе выполнении упражнения воспитатель подходит к каждому ребенку, проверяет, правильно ли оп держит штамп, помогает при необходимости, обязательно хвалит за трудолюбие, желание помочь Зиме. По окончании работы педагог благодарит каждого ребенка от имени Зимы.
Конспект занятия в подготовительной группе.
Тема: “Путешествие в страну рисовандию”.
Цель:
- Закрепить знания и умения детей в области изобразительно искусства.
- Формировать эстетические чувства передачей художественного образа различными техниками (трафаретная печать, монотипия).
- Развивать воображение, творческие возможности детей.
- Поддерживать интерес к ИЗО деятельности.
Материал
- Мягкая игрушка-заяц.
- Картинки: иголка, зонт, окно.
- Солнце с разноцветными лучами.
- Трафареты птиц, животных, поролон, гуашевые краски, кисти, вода, бумага.
- Конверт с загадками.
Подготовка к занятию.
Разучивание стихотворений о всех цветах радуги. Освоение техник рисования: трафаретная печать, монотипия.
Ход работы.
Воспитатель вносит зайчика с большой кистью и сумкой в руках.
- Здравствуйте, ребята, я пришел к вам из страны, отгадайте какой. Вот вам подсказка. Посмотрите на эти картинки, что здесь изображено?
- Выделите первый звук из каждого слова и соедините их вместе.
- Кто первым прочтёт? (дети читают ИЗО)
- Воспитатель. Что же обозначает слово “ИЗО”? Какие слова в нём спрятались?
(ответы детей)
- Правильно, ребята, изобразительное искусство – от слова изображать, что значит рисовать.
- Ребята, зайчик приглашает нас в страну рисовандию.
- Согласны отправиться в путешествие? Тогда в путь.
- Зайчик. Страна Рисовандия волшебная. В волшебную страну нельзя без пропуска.
- Но я готов вам помочь. (зайчик достаёт из сумки солнце без лучей).
- Злая ведьма заколдовала солнце и оно уснуло. И все его лучи уснули вместе с ним. В волшебной стране солнце особенное, его лучи разного цвета, как радуга.
- Воспитатель, Помогите “зажечь” солнышко, ребята.
(дети читают стихи и вставляют лучи в солнце).
- Знаменосец – красный цвет, ярче цвета в мире нет.
- Цвет оранжевый – огонь, этот цвет рукой не тронь.
- Желтый цвет – его сосед, это урожая цвет.
- Цвет зелёный – цвет весенний, он любимый цвет растений.
- Если в небе тучек нет - голубой у неба цвет.
- В синем небе нам видна высота и глубина.
- Фиолетового цвета, гребни гор в часы расцвета.
(Дети проговаривают поговорку “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”).
- Зайчик. Вот теперь путь свободен, приглашаю вас в волшебную страну Рисовандидию.
Звучит спокойная мелодия (на усмотрение педагога)
- Воспитатель. У нас на пути лесная полянка. Но почему нет, ни животных, ни птиц?
- Зайчик. Ребята, помогите оживить полянку. Посмотрим, что у меня есть в сумке.
(достает трафареты птиц, животных, поролон, краски, листы бумаги)
Надо взять поролон, обмакнуть его в краску и раскрасить примакиванием наложенный на лист бумаги трафарет.
Дети рисуют.
Зайчик благодарит детей, остаётся на поляне с животными, просит присылать ему свои рисунки, прощается.
Воспитатель. Ребята, пора нам возвращаться домой.
Пока мы путешествовали нам пришло письмо.
(воспитатель достает и загадывает загадки)
Разноцветные сестрицы
Заскучали без водицы.
Дядя длинный и худой
Носит воду бородой.
И сестрицы вместе с ним
Нарисуют дом и дым.
Что же это за сестрицы?
(краски)Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
(кисточка)
Воспитатель. На столах у нас краски, кисти и бумага. Давайте вспомним нами любимый способ рисования - монотипию, или иначе пятнографию. Название говорит само за себя. Набираем много краски на кисточку и ставим пятна на одной стороне листа, согнутого пополам.
Дети рисуют. (звучит спокойная музыка на усмотрение педагога)
Воспитатель. Ребята, кто хочет рассказать, что получилось?
Дети по желанию рассказывают, дорисовывают деталями. Занятие заканчивается анализом работ. Воспитатель отмечает творчество детей, вместе с детьми находит самую яркую работу, самую смешную, фантастическую и т. д.
Работы помещаются на выставку.