Технология: Технология деятельностного метода.
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Цель урока: Создание положительной эмоциональной направленности на включение в учебную деятельность, основанной на положительном опыте.
- Трудимся ли мы на уроках? Трудно ли приобретать знания? Интересно ли учиться? Чему вы учитесь на уроках обучения грамоте? Всё ли у вас получается? Что нужно делать, чтобы получилось всё необходимое? (Трудиться, обдумывать свои действия)
- Отметьте на шкале настроения уровень своего настроения.
2. Этап актуализации знаний.
Цель: Подготовка к “мыслительной деятельности” с помощью “мыслительной гимнастики”; фиксация затруднения в деятельности.
- Нам снова придётся потрудиться, так как на город Букв налетел ветер и буквы разбросал. Нравится ли вам беспорядок в городе? (Нет) Что нужно сделать в сложившейся ситуации? (Починить алфавит)
Дети получают карточки, где индивидуально выполняют работу по “починке алфавита”.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Щ Ь Ъ Ю Я Э
_______________________________________________________ _______________________________________________________ _______________________________________________________
|
3. Постановка проблемы.
Цель: Определение проблемы и целей урока.
- Со всеми ли буквами мы достаточно работали на уроках и умеем легко читать и анализировать слова с ними? (Нет)
- Какие это буквы? (Ь, Ъ)
- Составим лесенку слов с буквой Ь в конце слова.
далЬ (цель, мель, ноль)
знатЬ (гнать, драть, вратЬ)
варитЬ (носить, рубить, косить)
- Легко ли было составить лесенку? (Нет)
- Почему? (Мы ещё не достаточно хорошо умеем читать слова с Ь)
- Какова же проблема нашего у рока? (Нужно сегодня потренироваться читать слова, где есть Ь)
На доске проблема: Научиться хорошо читать слова с Ь.
4. Построение проекта выхода из затруднения.Цель: Определение путей решения возникшей проблемы.
- Каков путь решения проблемы? Составьте алгоритм (программу действий)
5. Реализация построенного проекта.Цель: Определение характеристик буквы Ь, её функций, использование буквы
- Действуем согласно алгоритму. Читаем:
ЛЬ БЬ ТЬ ДЬ ВЬ НЬ ЧЬ ЛЬ
- Как читается Ь? (Ь не обозначает звука)
- Зачем же он нам нужен? (Обозначает мягкость предыдущего согласного)
- Заселим Ь в его домик в городе Букв.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.Цель: Самостоятельное выполнение задание на чтение слов с Ь на конце. Выработка умений проверять правильность выполнения задания товарищем.
- Жил старик с 4 сыновьями. Звали их:
На доске: |
Ленивец Лодырь Лентяй Работник |
- Какое имя вам нравится больше и почему? (Работник)
- Составь звуковую схему этого слова. Проверьте правильность составления схемы по эталону.
- В каком имени больше букв, чем звуков? Почему? (Ь не обозначает звука)
- Запиши это слово. Напиши транскрипцию. Проверь правильность выполнения задания у товарища.
7. Включение в систему знаний.Цель: Закрепление материала о букве Ь Применение знаний при чтении предложений.
- Прочитайте сказку.
Умирая, отец велел братьям жить мирно и всё делить по-честному. Братья решили по-честному поделить всю работу по дому. Каждый написал себе 4 дела на завтрашний день. Угадайте, где чей план. /Соедините имена с планами/
Ленивец |
Лодырь |
Лентяй |
Работник |
зевать лодырничать скучать отдыхать |
командовать лениться проказничать смотреть сны |
сбегать в магазин сварить обед помыть посуду постирать |
капризничать приказывать ничего не делать лежать на печи |
Работник прочиталь планы братьев и указал на стену, где отец записал главные правила жизни. Но некогда было Работнику воспитывать ленивых братьев, ушел он по делам, а братья взяли кисть и кое-что изменили в отцовских заповедях. Вот что теперь было написано на стене:
Кто не работает, тот ест.
Сладок день до вечера, коли делать нечего.
Лень человека кормит, а труд портит.
Хочешь есть калачи, полежи на печи.
- Вспомните правильные формулировки и исправьте записи в листочках. /Учитель работает на доске/
- Работник благодарит нас за труд, а братьям велел записать ещё одно правило:
ГДЕ ЛЕНЬ, ТАМ И ЛОЖЬ.
- Пословицу запишите, пожалуйста, в тетрадях.
8. Рефлексия деятельности.- И начал Работник учить братьев труду и честности. Велел им сначала ответить, что они умеют делать, чему хотят научиться. Давайте и мы честно ответим на эти вопросы. Допишите предложения на ваших листочках.
|
- Каждый из вас сам себе дал задание на ближайшее время. У вас обязательно всё получится.
- Отметьте на шкале настроения уровень своего настроения. У кого настроение улучшилось? Что улучшило его? (Труд)