План-конспект урока обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Технология: Технология деятельностного метода.

Ход урока

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель урока: Создание положительной эмоциональной направленности на включение в учебную деятельность, основанной на положительном опыте.

- Трудимся ли мы на уроках? Трудно ли приобретать знания? Интересно ли учиться? Чему вы учитесь на уроках обучения грамоте? Всё ли у вас получается? Что нужно делать, чтобы получилось всё необходимое? (Трудиться, обдумывать свои действия)

- Отметьте на шкале настроения уровень своего настроения.

2. Этап актуализации знаний.

Цель: Подготовка к “мыслительной деятельности” с помощью “мыслительной гимнастики”; фиксация затруднения в деятельности.

- Нам снова придётся потрудиться, так как на город Букв налетел ветер и буквы разбросал. Нравится ли вам беспорядок в городе? (Нет) Что нужно сделать в сложившейся ситуации? (Починить алфавит)

Дети получают карточки, где индивидуально выполняют работу по “починке алфавита”.

 

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Щ Ь Ъ Ю Я Э

 

_______________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________

 

3. Постановка проблемы.

Цель: Определение проблемы и целей урока.

- Со всеми ли буквами мы достаточно работали на уроках и умеем легко читать и анализировать слова с ними? (Нет)

- Какие это буквы? (Ь, Ъ)

- Составим лесенку слов с буквой Ь в конце слова.

далЬ (цель, мель, ноль)

знатЬ (гнать, драть, вратЬ)

варитЬ (носить, рубить, косить)

- Легко ли было составить лесенку? (Нет)

- Почему? (Мы ещё не достаточно хорошо умеем читать слова с Ь)

- Какова же проблема нашего у рока? (Нужно сегодня потренироваться читать слова, где есть Ь)

На доске проблема: Научиться хорошо читать слова с Ь.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: Определение путей решения возникшей проблемы.

- Каков путь решения проблемы? Составьте алгоритм (программу действий)

5. Реализация построенного проекта.

Цель: Определение характеристик буквы Ь, её функций, использование буквы

- Действуем согласно алгоритму. Читаем:

ЛЬ БЬ ТЬ ДЬ ВЬ НЬ ЧЬ ЛЬ

- Как читается Ь? (Ь не обозначает звука)

- Зачем же он нам нужен? (Обозначает мягкость предыдущего согласного)

- Заселим Ь в его домик в городе Букв.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: Самостоятельное выполнение задание на чтение слов с Ь на конце. Выработка умений проверять правильность выполнения задания товарищем.

- Жил старик с 4 сыновьями. Звали их:

    На доске:

    Ленивец

    Лодырь

    Лентяй

    Работник

- Какое имя вам нравится больше и почему? (Работник)

- Составь звуковую схему этого слова. Проверьте правильность составления схемы по эталону.

- В каком имени больше букв, чем звуков? Почему? (Ь не обозначает звука)

- Запиши это слово. Напиши транскрипцию. Проверь правильность выполнения задания у товарища.

7. Включение в систему знаний.

Цель: Закрепление материала о букве Ь Применение знаний при чтении предложений.

- Прочитайте сказку.

Умирая, отец велел братьям жить мирно и всё делить по-честному. Братья решили по-честному поделить всю работу по дому. Каждый написал себе 4 дела на завтрашний день. Угадайте, где чей план. /Соедините имена с планами/

    Ленивец

    Лодырь

    Лентяй

    Работник

    зевать

    лодырничать

    скучать

    отдыхать

    командовать

    лениться

    проказничать

    смотреть сны

    сбегать в магазин

    сварить обед

    помыть посуду

    постирать

    капризничать

    приказывать

    ничего не делать

    лежать на печи

Работник прочиталь планы братьев и указал на стену, где отец записал главные правила жизни. Но некогда было Работнику воспитывать ленивых братьев, ушел он по делам, а братья взяли кисть и кое-что изменили в отцовских заповедях. Вот что теперь было написано на стене:

Кто не работает, тот ест.
Сладок день до вечера, коли делать нечего.
Лень человека кормит, а труд портит.
Хочешь есть калачи, полежи на печи.

- Вспомните правильные формулировки и исправьте записи в листочках. /Учитель работает на доске/

- Работник благодарит нас за труд, а братьям велел записать ещё одно правило:

ГДЕ ЛЕНЬ, ТАМ И ЛОЖЬ.

- Пословицу запишите, пожалуйста, в тетрадях.

8. Рефлексия деятельности.

- И начал Работник учить братьев труду и честности. Велел им сначала ответить, что они умеют делать, чему хотят научиться. Давайте и мы честно ответим на эти вопросы. Допишите предложения на ваших листочках.

  1. Что я люблю делать? Я люблю _____________________________.
  2. Что я умею делать хорошо? Я умею хорошо ____________________.
  3. Чему я хочу научиться? Я хочу научиться _____________________.

- Каждый из вас сам себе дал задание на ближайшее время. У вас обязательно всё получится.

- Отметьте на шкале настроения уровень своего настроения. У кого настроение улучшилось? Что улучшило его? (Труд)